08 июля 2015
Обновлено 16.04.2016

Рецензия на «Строго на запад»

«Строго на запад» – это инди-вестерн с Фассбендером и Коди Смитом-МакФи в главных ролях, который взял гран-при в категории «Драматический фильм» Sundance 2015 и попал в список фаворитов фестиваля. Это неудивительно, фильм получился на редкость красивым, с сильной игрой актеров, свежим подходом к старому жанру и мощной концовкой. Но, черт возьми, это слово в оригинальном названии (slow west) оказалось явно неслучайно. Он медленный как черепаха, засиженная улитками.
«Строго на запад» – это инди-вестерн с Фассбендером и Коди Смитом-МакФи в главных ролях, который взял гран-при в категории «Драматический фильм» Sundance 2015 и попал в список фаворитов фестиваля. Это неудивительно, фильм получился на редкость красивым, с сильной игрой актеров, свежим подходом к старому жанру и мощной концовкой. Но, черт возьми, это слово в оригинальном названии (slow west) оказалось явно неслучайно. Он медленный как черепаха, засиженная улитками.
Рецензия на «Строго на запад» - фото 1

Джон Маклин, режиссер «Запада», имеет любопытное прошлое. Во-первых, он был диджеем/сэмплером/клавишником в шотландской фолктроник-группе The Beta Band, которая получила культовый статус и признание не только публики, но и коллег, в том числе Radiohead.

Во-вторых, этот вестерн стал его первым полнометражным фильмом – до этого Маклин снял всего две короткометражки, но что интересно, Фассбендер играл главные роли во всех трех лентах.

Первую короткометражку, «Человек на мотоцикле» 2009 года, найти в сети невозможно. Даже в донном интернете, куда бояться спускаться поисковые роботы, где продается порно с трупами, а человеческие органы выдаются как сдача при покупке органов пришельцев, с трупами которых уже сняли достаточно порнороликов.

Рецензия на «Строго на запад» - фото 2

Согласитесь, короткометражка приятная. В ней чувствуется некая бодрость, ироничность и легкая сюрреалистичность происходящего. История движется динамично, сохраняя запал, а Фассбендером и Лиамом «Давосом из Игры престолов» Каннингэмом можно залюбоваться. Два медвежатника вскрывают сейф в полной темноте из-за детекторов света, предварительно потратив кучу времени на то, чтобы научиться двигаться по коридорам этого здания вслепую, запоминая шаги и повороты – звучит интересно, не правда ли?

Ни чужая смерть, ни своя собственная не вызывают у того почти никаких эмоций, но блаженный сопляк-шотландец все же пробуждает в нем что-то человеческое.

И «Кража», как мне кажется, прекрасно объясняет, почему «Запад» получился таким медленным – Маклин так и не смог переключить скорость, он все еще снимает короткометражки. Но в этот раз – растягивая ее на полтора часа.

«Запад» действительно красив – не только пейзажами и цветами, но и любопытными ракурсами камеры, плавной съемкой, дышащим окружением, почти ощутимой, хрустящей прозрачностью воздуха (цифровые камеры действительно далеко продвинулись).

Ясно, что это притча – влюбленный юноша следует за своей половиной, пытается разыскать ее на другом конце света, в жестоком мире фронтира, где человеческая жизнь не стоит почти ничего. Он встречает наемника, свою прямую противоположность – закаленного, циничного, плоть от плоти этого края. Ни чужая смерть, ни своя собственная не вызывают у того почти никаких эмоций, но блаженный сопляк-шотландец все же пробуждает в нем что-то человеческое.

Маклин явно пытается сделать нечто подобное шедевральному «Мертвецу» Джима Джармуша

Парень не знает, что его возлюбленную беглянку, решившую вместе с отцом затеряться на диком западе, ищет не только он, но и группа наемных убийц, позарившихся на награду за поимку шотландской семьи, случайно убивших знатную особу у себя на родине.

Рецензия на «Строго на запад» - фото 3
Рецензия на «Строго на запад» - фото 4

Маклин явно пытается сделать нечто подобное шедевральному «Мертвецу» Джима Джармуша – история нежного интеллигента, которого переваривает безжалостный фронтир. Только вместо Джонни Деппа – Смит-МакФи, а вместо его спутника-индейца – другой коренной житель этой преисподней, хладнокровный ковбой.

Вот только трансформирующего потустороннего путешествия Джонни Деппа тут нет, особенно ярких событий и встреч с колоритными персонажами – тоже. Поэтому меня и не покидает мысль, что третий сценарий, написанный Маклином, тоже оказался рассказом, а не повестью. Рассказом, который он попытался затем дополнить и расширить, чтобы дотянуть хронометраж до полного метра, что не пошло на пользу ни динамике, ни персонажам, ни смыслу.

Впрочем, я все равно не могу сказать, что виню его за это. В 13 минут эту историю однозначно не уместить, а фильмы на 40 минут или час – это не формат. Их не прокатишь в кинотеатрах, не издашь на отдельном диске так, чтобы массовый зритель его заметил. Мы бы никогда не увидели этого фильма, а я нисколько не жалею, что посмотрел его, мне было бы жалко терять этот опыт. 10 секунд в конце с лихвой оправдывают все тягучие полтора часа. Такой простой ход, но такой мощный.

Рецензия на «Строго на запад» - фото 5

Это скорее новелла в шкуре полнометражки, но ей приходится притворяться, чтобы пробиться к своему зрителю

На куче кадров рука тянулась к кнопке скриншота, это один из них.

На куче кадров рука тянулась к кнопке скриншота, это один из них.

**Вердикт:**если вы терпеливы, любите хорошее кино или просто истосковались по чему-то свежему и непростому, посмотрите «Строго на Запад». Да, это скорее новелла в шкуре полнометражки, но ей приходится притворяться, чтобы пробиться к своему зрителю.

Этот фильм зацепил меня больше предыдущего фильма с Фассбендером, так же возвращавшего нас в неуютное американское прошлое – «12 лет рабства», несмотря на все Оскары последнего. Средняя оценка «Запада» на сайтах крутится вокруг семерки, но 91% критиков похвалили картину, и я счастлив к ним присоединиться.

Комментарии 23
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Upiauv
Upiauv
Фильм сюрприз! Особенно последние 20 минут)))
Upiauv
Upiauv
Комментарий был удален