Рецензия на «Малыша на драйве»
Сюжет довольно прост (легкие спойлеры): молодой парень по прозвищу Малыш в детстве попадает в аварию, лишается родителей и зарабатывает вечный звон в ушах, который глушит музыкой в плеере. Он слушает ее постоянно, выстраивает свои действия под музыку, сочиняет свои собственные миксы и носит с собой сразу несколько айподов с подборками под разное настроение. Боль от потери родителей он начал глушить с малых лет – угоном машин и прочим хулиганством.
Деньги и красивые тачки сами по себе его не волнуют, а вот показывать класс на дороге и выставлять копов идиотами он любит.
И все же, Малыш – не преступник. Он спутался с Доком, крупным криминальным воротилой, и теперь вынужден быть водилой на всех его ограблениях. Грабители каждый раз новые, цели новые, а за рулем – всегда Малыш. Парень не чурается грабить, но вот насилие и убийство для него все еще недопустимая мера и поэтому он хочет сбежать от Дока и этой жизни, чтобы просто колесить по дорогам под любимую музыку. Естественно, сбежать будет непросто. Конец спойлеров.
Я остался несколько разочарован этим фильмом – на мой взгляд, его все же перехвалили. Картина получилось отличной, но некоторые критики наметили ее чуть ли не на фильм года, а для этого у нее все же не хватает запала.
Самый заметный плюс, который бросается в глаза сразу – это стиль. Да, это серьезная история сироты, попавшего в дурную компанию и пытающегося вернуться к порядочной жизни, но история очень легкая, энергичная, и сам герой постоянно пытается отвлечься от тяжести своей ситуации – погружаясь в музыку, пританцовывая на улице, дурачась за рулем. Прямо как эмо Питер Паркер, только здесь это работает.
Сейчас многие фильмы плотнее работают с музыкой, конкретнее – с ретро-хитами. Одни просто режут под них свои трейлеры, а некоторые выстраивают целые сцены под один известный трэк, звучащий в картине полностью: «Стражи Галактики», «Взрывная блондинка», «Отряд самоубийц».
Эдгар Райт исполняет эту задумку гораздо удачнее и полнее прочих картин, весь фильм идет под музыку, но она не просто звучит на фоне – происходящее буквально выстраивается под динамику трэка, выстрелы попадают в сильные доли, ракурсы меняются, попадая в бит и так далее. Смотрится все это жутко динамично и мощно.
Сама идея показать ограбления глазами водителя – мы не видим происходящего в банке глазами других членов банды, мы сидим в машине вместе с Малышом и ждем, нервно глядя на часы и оглядываясь на предмет полиции – просто отличная. Мы видели нечто похожее в «Драйве», но там тон был совсем другой, поэтому ощущения дежа вю не возникает. Разве что из-за того, что «Малыш» тоже открывается со сцены крутой погони, которая, к сожалению, так и остается самой лучшей в фильме.
Показать криминальный мир глазами молодого парня, который погрузился в него, но не изменился под его влиянием, тоже очень удачная идея.
Малыш воспринимает это как работу, он здесь не потому, что у него в жизни больше нет выбора, отсутствуют моральные ценности или есть тяга к насилию – он профессионал высочайшего класса, его наняли, чтобы он сделал свою работу. Он не становится «одним из них», сохраняя невинность, жизнерадостность и наивность обычного пацана. Именно поэтому его подельники и задирают его – они чувствуют чужого и не доверяют странному сопляку, похожему на глухонемого. Это тоже очень интересная динамика сама по себе.
Райт хотел сделать фильм с крутыми перестрелками и погонями, снятыми максимально старомодно, честно и зрелищно, плотно перевязанными с тщательно подобранным саундтреком. Это у него получилось.
Первая погоня действительно потрясающая, никаких спецэффектов и рваного монтажа, из-за которого вообще неясно, что происходит. Отличное экстремальное вождение, дающее четко понять, что Малыш и впрямь прекрасный водила, который умеет быстро соображать и импровизировать.
Проблема в том, что это лучшая погоня в фильме, остальные уже не так запоминаются, но еще печальнее то, что погонь вообще не так много.
Именно полноценных погонь, где проявляется на полную талант Малыша как водителя. Я помню всего две-три, и сам факт, что я не могу вспомнить точно, уже говорит сам за себя. Была еще отличная сцена погони без машин – на своих двоих – но я пытался сосчитать именно сцены за рулем.
Плохо и то, что некоторые проблемы в фильме, которые, как ты предполагаешь, Малыш решит с помощью своей суперсилы – крутого вождения – он решал другим, куда менее интересным и зрелищным способом. И все это вкупе с небольшим количеством погонь разочаровывает тем, что крутого вождения мы видим все меньше и меньше ближе к финалу. Малыш часто оказывается за рулем, но зрелищных моментов из этого почти уже не выходит. Мне начинает казаться что в фильме Джеки Чана «Кто я?» крутых погонь на единицу хронометража и то больше.
Итого
В плане успешности задумки фильм расползается на несколько слоев. Личность Малыша, его характер, его прошлое, его хобби и образ мысли, его отношения с приемным отцом – это все вышло превосходно. Несмотря на то, что не все верили, что Энсел Элгорт вытянет на себе весь фильм в такой непростой роли, он справился на отлично. Экшен сцены, заточенные под ретро-хиты, тоже получились очень вкусно, это нечто, доставляющее ни с чем не сравнимые ощущения. Сцены, где Малыш дурачится или пишет музыку, танцует по дороге на работу – тоже прекрасны.
А вот его сцены с возлюбленной Деборой и с подельниками уже тянут лишь на четверку, они не так интересны и оригинальны, как хотелось бы. Есть в них некая натянутость и вторичность. Мне кажется, вообще делать терки с коллегами основным сюжетом не стоило – не настолько они интересны.
А если уж делать, то решать свои проблемы Малыш все-таки должен был за рулем, ведь именно там он становится настоящим суперменом, таким мы хотим его видеть – превосходящим своих противников.
Это странный фильм, но однозначно прекрасный в этой странности. Сходить на него можно советовать всем без исключения, скучать и жалеть о потраченном времени тут вряд ли кто умудрится, а увидеть такое нужно. Мы часто жалуемся на засилье сиквелов, кризис идей и отсутствие чего-то нового – это оно и есть, самое что ни на есть новое, оригинальное, авторское. Яркое, цельное и очень драйвовое.
И все же, фильм явно мог быть еще лучше, если бы сюжет удалось сделать более многогранным и проработанным. В нынешнем виде проблемы, которые он ставит перед героем, не слишком увлекательны сами по себе. Но главное, тут есть за что прощать эти минусы.