Рецензия на «Майор Гром: Чумной доктор». Очередные «Защитники» или достойное начало франшизы?
Предыстория
«Майор Гром: Чумной доктор» — действительно первый полнометражный фильм по российским комиксам. До этого отечественные супергеройские фильмы — «Защитники» и «Черная молния» — снимались по оригинальным сценариям.
Перед тем, как приступать к этой версии, Bubble сделал короткометражку — получасовой фильм показали на русском Comic Con в 2017 году. В нем самый обычный майор МВД Игорь Гром в свой выходной пытается остановить грабителей банка в мультяшных масках; тогда его, кстати, сыграл другой актер — Александр Горбатов.
Просмотр короткометражки ничего не добавит к сюжету полнометражного фильма. Но уже по ней видно старание съемочной команды — в плане динамичности сцен, неплохой боевой части и попыток сделать зрелище стильным. Когда продюсеры получили одобрение зрителей по поводу короткого метра, они решили, что в полнометражном фильме надо стараться вдвойне.
В фильме «Майор Гром: Чумной доктор» главную роль отдали Тихону Жизневскому, уже известному по роли Макса в «Топях» Глуховского. И выбор на роль главного героя оказался невероятно удачным: благодаря харизме актера каждая минута с Громом на экране превращается в аттракцион.
Фильм получился смешной, по-комиксному яркий, неплохо технически выполненный и – что очень удивительно для российского кино – еще и логичный. И спустя два с лишним часа кажется, что этого было мало. Хочется посмотреть еще.
Сюжет и персонажи
Антагонистом Игоря Грома стал один из самых запоминающихся героев комиксов – Чумной доктор. Он не верит в продажные суды и несправедливые законы, и поэтому мобилизует весь город на самостоятельную борьбу со злом. Параллелей с другими комиксными вселенными рисуется масса (с обязательной отсылкой к «V — значит вендетта»), но создатели фильма их и не избегают: в одной из сцен злодея прямо сравнивают с Бэтменом.
Но получается, скорее, Бэтмен с методами Джокера: коррупционеров – на костер, а народу – деньги и эфемерную надежду на то, что справедливость восторжествует.
Чумной доктор творит самосуд максимально эффектно и публично, с трансляциями в крупную соцсеть Vmeste. Ее создал миллиардер, филантроп, но совсем не плейбой Сергей Разумовский (Сергей Горошко); в тихом, нервном герое легко угадываются отсылки и к Тони Старку, и к социофобным техногениям из реальной жизни. Только здесь он русский и с аниме-прической.
Аналогии с российской реальностью были абсолютно намеренными, и заметить это легко, даже если не смотреть сам фильм. В первом тизере к полнометражному «Майору Грому» показали акцию с фонариками, в которой без особых усилий угадывается флешмоб Павла Дурова в поддержку Telegram в 2018 году. Ну, а социальная сеть Vmeste говорит сама за себя.
Своих жертв Доктор выбирает не случайным образом. Например, в новостях засветился сын богача, который сел за руль пьяным и сбил насмерть девочку на дороге. По невероятному стечению обстоятельств, задержал его именно Игорь Гром, но закон тут оказался бессилен — благодаря взятке парень остался безнаказанным. Чумной Доктор публично наказал убийцу, и Гром не мог не ввязаться в дело.
Правда, из Москвы для поимки Доктора присылают своих следователей, но главного героя это мало смущает. Гром начинает собственное расследование о Докторе вместе со стажером Димой Дубиным (Александр Сетейкин). В комиксах это славный и робкий, но очень сообразительный сайдкик, который на экране вышел еще более трогательным. А на пути им постоянно попадается находчивая ютуберша Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), которая хочет раскрыть личность злодея и сотворить из этого сенсацию.
Первый и очевидный плюс «Майора Грома» — актерский состав. У молодых и малоизвестных актеров случилась химия, которая пробирает и заставляет улыбнуться на любых совместных сценах. И сам Гром, и его окружение, коллеги, товарищи и антагонисты, словом, все получились живыми и яркими. Какой-то особой глубины искать в них нет смысла: это комиксное кино во всех лучших проявлениях, где юмор и яркий визуал все-таки стоят на первом месте.
Экшен, спецэффекты и русский колорит
В категории «смешно и красиво» фильм как раз получает 10 баллов из 10. Например, за обилие огня и разрушений, которые старались снимать максимально на натуре, вживую, лишь потом дополняя графикой. Конечно, громить город, как Нью-Йорк во «Мстителях», в «Майоре Громе» некому, но фильм все равно не скупится на масштабные сцены.
Игорь может во время погони случайно разбомбить Дворцовую площадь, а за Чумным доктором повсюду следуют пожары и взрывы целых зданий, которые не выглядят при этом убого, что уже хорошо, памятуя о плавающем хромакее в «Защитниках» Андреасяна. Кривая челюсть Арсуса-медведя из этого фильма не выходит из головы до сих пор. В «Майоре Громе» подобных ляпов с графикой нет в помине.
Толпы вдохновленных протестующих на улицах тоже неумолимо напрашиваются на сравнение то ли с Джокером, то ли с франшизой «Судная ночь». Особенно с учетом масок в виде черепа птицы — в фильм перекочевало очень много символов из комиксов.
Герои, опять же, очень по-марвеловски шутят, часто даже невпопад или из-за попыток казаться круче; у Грома, по ощущениям, юмор всегда остается защитным механизмом. Юмор максимально простой, но не низкий — шутки спасает подача и ощутимый русский колорит. Все-таки, только в отечественном фильме можно строить целые сцены вокруг едва живых «сталинок», где на каждом шагу сыпется штукатурка, и поедания питерской шавермы.
При этом, что отдельно здорово, знание комиксов для просмотра необязательно. Главные герои и так архетипичные, но их истории грамотно дополняются в фильме. Задавать особые правила мира или расписывать сложную матчать здесь тоже не нужно. Это не сложная альтернативная реальность, а плюс-минус наша обычная — с отсылками к массовой культуре и футболкой «Редакция требует крови». Хотя как раз к условностям «Майора Грома» у меня осталось больше всего вопросов.
Но подавляющее большинство недосказанностей и нелогичностей исправляется внутри самого фильма. Даже очень натянутая и неловко показанная поначалу мотивация злодея становится гораздо понятнее. А наличие достойного злодея – это, между прочим, проблема любой супергеройской картины, в том числе самых высокобюжетных и кассовых.
Вердикт
«Супергерой – это тот, кто победил суперзлодея», — объясняет героиня Аксеновой в фильме. Но она слегка лукавит, ведь у Игоря Грома все-таки есть своя сверхспособность – русская смекалочка, или подробное просчитывание своих действий наперед. Это и на экране не раз обыграно максимально динамично и круто, и в целом подкупает. Даже в зарубежных супергеройских фильмах такие мелочи иногда выпадают из поля зрения: в «Мстителях»-то никому не интересно, как Капитан Америка и Тор высчитывают траекторию полета щита или молота.
Разочаровывает только то, как сильно реальность «Майора Грома» оторвалась за пару лет производства от того, что на самом деле происходит в нашей стране. Образ полицейских, к сожалению, уже не складывается со «свойским», теплым и добрым полковником Прокопенко, начальником Грома.
Особенно фантастично и грустно выглядит Разумовский с его стремлением дать свободы в интернете всем и каждому, и пусть никто не ушел бы обиженным. Его творение дарит каждому пользователю безопасность и свободный контент. А в России 2021 года в это время заставляют банить телеграм-каналы, замедляют твиттер и запрещают аниме.
Если получится закрыть на это глаза и удариться в эскапизм, «Майор Гром» — действительно неплохое кино с заявкой на сильную франшизу. «Как у Marvel» здесь не только сцены после титров, но и хорошее, добротное качество съемки. Остается только напоминать себе, что на экране не современный Питер, а какой-нибудь альтернативный Санкт-Готэмбург.