Рецензия на «Люди Икс: Апокалипсис»
Мнения критиков о ленте разделились примерно поровну, мое впечатление вышло таким же – расколотым пополам. С одной стороны, фильм смотрится действительно хорошо. В моменте все сцены работают, история увлекает, а герои вызывают симпатию, даже драма трогает за душу. Но вот после фильма все эти ощущения очень быстро выцветают и получается, что это довольно блеклый фильм, который не хочется ни пересматривать, ни показывать друзьям. Нечто усталое и обессиленное, что доползло и сдохло.
Обычно после просмотра при пересборке фильма в голове вылезают другие проблемы: вспоминаются логические дыры, сюжетные линии, которые так никуда и не привели, и так далее, но здесь другой случай.
Понимаешь, что всех тех плюсов, которые радовали при просмотре, попросту не хватает на то, чтобы назвать фильм выдающимся. Недостаточно зрелищно, недостаточно масштабно, особенно учитывая, что это сражение с самым могущественным мутантом и финал приквел-трилогии, начатой Мэттью Воном в «Первом Классе».
Если вы читали мою длиннющую рецензию на «Дни минувшего будущего» два года назад, то в курсе, что мне фильм сильно не понравился. Это было месиво из героев и временных линий с кучей логических дыр и нераскрытых персонажей. «Апокалипсис» смотрелся лучше – логичнее, цельнее, связнее. Тут перед Сингером уже не стояла пачка дополнительных задач по связыванию старой и новой трилогии с попутным софт-ребутом всей франшизы играми со временем, не нужно было как-то разрываться между старым и новым актерским составом, здесь все гораздо проще и скромнее, поэтому и история работает куда лучше. Возможно, она вышла слишком скромной и простой, потому что несмотря на мою нелюбовь к «Дням», они были куда зрелищнее, масштабнее и разнообразнее. Амбициознее, в конце концов.
Сражение со Стражами в начале предыдущего фильма было куда круче любой битвы в этом фильме, хотя, казалось бы, Апокалипсис, 4 его всадника, Ксавье и молодая Джин – есть где развернуться и устроить эпохальный замес. Но нет, весь экшен в этом фильме вспоминается с трудом даже спустя всего полдня.
Так почему во время просмотра что-то держало и даже вызывало какие-то эмоции? Нужно учитывать, что это восьмой фильм франшизы. Не просто общей вселенной, как у Marvel, где меняются и герои, и жанры, «Люди Икс» куда более однородны по свей природе. На этом этапе это давно уже превратилось в сериал со всеми вытекающими, а в этом формате все работает немного по-другому.
На сотой серии чего угодно один факт того, что Педро посмотрел на Кончитту на похоронах Хулио может заставить зрителя глотать валидол ничуть не слабее, чем момент, когда Хулио выпрыгнет из гроба и начнет перетрахивать сериал своими комами, амнезиями и внезапно открывшейся в нем любовью к ореховому маслу.
Потому что этот неожиданный взгляд Педро говорит фанату очень много, вскрывает тонны предыдущих историй и уже установленных связей между персонажами. Это сила накопительного эффекта.
Здесь мы тоже получаем постоянное эхо – в любом разговоре Ксавьера и Магнито слышатся их будущие беседы – из первой трилогии. Всплывает общее прошлое Ксавьера и Мистик из «Первого Класса», приходит на ум будущий кипеш в треугольнике Джин-Росомаха-Циклоп. И так везде – отголоски, призраки отмененного будущего и общего прошлого из предыдущих фильмов. Все это помогает построить драму почти на пустом месте, использовать накопленный в голове зрителя багаж для создания напряжения и драмы, ведь эти персонажи через столько прошли вместе (и пройдут в будущем). Но это не спасает фильм от того, что он не способен добавить нечто новое и интересное в это наследие. Больше чем что-либо еще он проецирует одно – усталость.
В рецензии на «Дни минувшего будущего» я писал, что именно Сингер начал новую эпоху комикс-муви и сделал возможным появление «Темного рыцаря» и вселенной Marvel, но за полтора десятилетия фильмы по комиксам ушли далеко вперед с той точки, где он начинал, а вот сам Сингер словно не поспел за этим прогрессом и продолжает снимать так, как будто никаких комикс-муви с тех пор и не было, а жанр ничему не научился. Здесь это впечатление лишь крепнет – лента выглядит оторванной от современной реальности и стандартов.
Графика местами еще хуже, чем в «Днях», где чувствовался дикий для сегодняшних блокбастеров недорендер и консольное мыло. Кадры с контейнерами в порту ни один уважающий себя тридэшник и в шоурил бы не вставил. Ну 2016 год на дворе, камон. Декорации по-прежнему выглядят как декорации, с «Дней» в этом плане тоже ничего не поменялось. Грим – как грим.
Самой идеей глобальных разрушений уже давно никого не удивишь – ну, здания разлетаются в труху, ну, гибнет человечество. В каждом втором фильме это есть, оно уже не вызывает тех эмоций, что «День независимости». Оно уже почти не регистрируется сознанием, особенно, когда разрушения сделаны так стандартно.
Да, Фассбендер на «Жигулях» – это забавно, да, сцена Квиксильвера вышла даже круче первой, хотя казалось бы – куда еще (да и сам Ртуть наконец-то полноценный персонаж, а не просто разовый статист), да, классические костюмы в конце (особенно Циклопа) вызывают скупую мужскую слезу, но это все приправы к довольно постному супу.
Я был уверен, что меня будет раздражать невнятный молодняк в ролях молодых «Людей Икс», но, как ни странно, они смотрятся вполне неплохо, даже их нелепый прикид не выглядит неуместно. Крайне странный дизайн облика Эн Саба Нура тоже работал в рамках истории.
Расстроило, что Джубили здесь вообще не персонаж – ни реплик, ни демонстрации способностей. Псайлок вышла абсолютно никакой, несмотря на прекрасную Оливию Манн. Почему Апокалипсис выбрал именно этих мутантов в свои всадники и почему те за ним пошли, объясняется довольно топорно, если объясняется вообще. Логические дыры еще были, но даже перечислять их не хочется, потому что они не вызвали какого-то сильного раздражения, не в них проблема.
Проблема в том, что фильм блеклый. Никакой. Сходить можно, обжигаться тут особо не на чем, свою историю он в кои-то веки рассказывает довольно внятно и последовательно, но и все на этом.
Вы, конечно, напишете мне, что я зажрался и требую слишком многого от развлекательного кино. Но я по-прежнему преданный фанат комикс-муви, а требую от любого произведения всегда только одного – чтобы я видел прорывающийся наружу талант и любовь его создателей, чтобы там было с кем и о чем говорить. Даже если это разговор на языке взрывов и крутых ударов в прыжке.
Здесь я услышал лишь усталое сопение человека, который уже не знает, что выжать из этого комикса, поэтому и эпизоды в школе Ксавьера больше не очаровывают чудесами на манер Хогвартса, и мира мутантов не чувствуется – все как-то местечково и ненатурально. Кажется, постучишь в дверь слишком сильно – стена завалится.