Рецензия на «Левшу»
Фильм мне понравился, заставил сопереживать героям, а не просто восхищаться великолепной (действительно великолепной) игрой актеров. Проблема в том, что я не знаю, как донести до вас свои ощущения. Если разбирать фильм на составляющие, получится, что хвастаться ему практически нечем.
Сюжет прост как палка, причем не некая уникальная веточка из леса, а безыдейная такая палка, сделанная на заводе простых палок.
Боксер находится на пике успеха, встречает нового противника, переживает трагедию, теряет все, падает на дно, собирает волю в кулак, тренируется, левел-апится, побеждает этого противника и возвращает себе все утеряное. Никаких откровений, никаких сюрпризов.
Раз это фильм о боксе, может, его стоит смотреть ради сцен поединков? И снова мимо. Бокс снят зрелищно, технично, красиво. Есть погружение в бой, есть азарт и переживание за исход. И все же, если нечаянно задуматься, исход каждого боя (их всего 4) можно предугадать чисто по требованиям все того же прямого как путь праведника сюжета. Здесь герой, очевидно, должен выиграть, а здесь, конечно, он проиграет, потому что нужно дать отчаяния и боли, чтобы было откуда взлетать в итоге.
Возможно, процесс тренировки героя показан изобретательно и подробно, со всякими хитрыми техниками и умными тактиками, которых мы не видели раньше? Отчасти да, и все же, этот элемент недостаточно развит. Он справляется со своей ролью – показать, что новый тренер действительно способен научить героя чему-то особенному, но в детали он не уходит.
Ключевое вроде для фильма, судя по названию, переучивание героя-правши на правостороннюю стойку (правая рука и нога впереди, левая рука – сзади, что делает ее ударной) проходит довольно быстро и особого акцента на этом в тренировке не делается.
Джилленхол для меня давно сместил ДиКаприо на посту «Почему у него еще нет Оскара?».
И да, герой – правша. Перевод названия, наверное, оптимальный, но не совсем точный. Под southpaw в названии понимался не левша, это термин для той самой правосторонней стойки в боксе. Но учитывая, что смысл ее сводится к ударам левой рукой, суть все равно в том, что герою приходилось переучиваться под левшу, а точнее – прокачивать двуправорукость, перк, знакомый нам по играм вроде Neverwinter Nights.
Может, сценарий, столь дуболомный в общей структуре, блещет в нюансах, в диалогах и проработке героев? Не-а. О героях мы не знаем практически ничего, ни любимый цвет, ни с чем они пьют чай, ни за какую команду болеют. Диалоги зачастую пестрят довольно деревянными шаблонами, а некоторые сцены безбожно перетянуты и вызывают ощущение, что сценарист лениво и устало долбит нам экспозицией по голове.
Жена героя хочет, чтобы герой завязал с боксом, пока ему башку не отбили. Десять минут мы смотрим на то, как она его уговаривает: тягучий диалог вязнет в повторах, перемешиваясь с вроде как постельной сценой.
«Левшу» не назовешь глубоким авторским кино, но это не мешает Джейку в очередной раз создать уникальный и сильный образ, снова сменить энергетику и ощущение от своего персонажа.
Когда герои наконец затыкаются и мы вздыхаем с облегчением, готовясь насладиться голой Рейчел МакАдамс, монтажер, которого так не хватало в этой нудятине, просыпается и щелкает ножницами. Хлоп – и уже утро. Ну да, секс это скучно, секс мы вырежем, лучше мы еще 5 минут поперетираем то, что можно было дать двумя фразами и одним взглядом.
Вообще, секс – это действительно скучно. В кино, в смысле. Даже если это полноценная постельная сцена, где камера снимает, собственно, коитирующих, а не занавески. Но этот диалог был настолько затянут, что я ждал постельной сцены как избавления. Слова «коитирующий» не существует, оно встречается только в среднего пошиба порно-рассказах, я проверял, поэтому не запоминаем.
Но хоть игра актеров-то на высоте? Да, вот здесь – да, без оговорок и скидок. Джилленхол для меня давно сместил ДиКаприо на посту «Почему у него еще нет Оскара?». У Джейка и номинация-то всего одна – за «Горбатую гору», естественно.
В последние годы Джейк выдал целый ряд великолепных работ подряд: «Исходный код», «Патруль», «Пленницы», «Враг», «Стрингер» (он, кстати, запоздало выходит в нашем прокате – через неделю, 6 августа, сходите обязательно).
Это не просто яркие роли, это еще и потрясающее чутье на отличные проекты: Джилленхол раз за разом выбирает глубокое и по-настоящему умное авторское кино. Если вам хочется посмотреть хорошую картину, фильмография Джилленхола выглядит как более чем адекватный список одних из лучших лент последних лет.
«Левшу» не назовешь глубоким авторским кино, но это не мешает Джейку в очередной раз создать уникальный и сильный образ, снова сменить энергетику и ощущение от своего персонажа.
Критики ахают по поводу того, как быстро он превратился из скуластого дистрофика «Стрингера» в раскачанного до боли в самооценке зрителя «Левшу», но меня еще больше удивило то, как меняется восприятие этого актера в разных ролях.
Джейк умеет увести внимание от того, что ты видишь все то же знакомое лицо, наделить его новым смыслом, новым характером и да, новой энергетикой. Уже ради того, чтобы пополнить коллекцию Джилленхолов новым экземпляром – вспыльчивым боксером, склонным к саморазрушению, фильм стоит смотреть.
Удивительно и то, что на Джейке список потрясающих актерских работ не заканчивается. Рейчел МакАдамс, рвущая сердца зрителей в текущем сезоне «Настоящего детектива» (она там чудо как хороша), здесь не добавляет фильму практически ничего, к сожалению.
Форест Уитакер, который умопомрачительно прекрасен во всех ролях (и особенно в «Пес-призрак: Путь самурая» Джармуша), здесь, вполне ожидаемо, тоже создает глубоко человечный образ. Его персонаж получается чуть ли не более сложным и многомерным, чем главный герой.
Но самым большим сюрпризом становится юная Уна Лоуренс, играющая дочь Джилленхола. Эта девочка поразила меня еще в трейлере, и первые впечатления не обманули – она действительно играет поразительно экспрессивно, полностью растворяясь в роли.
В сценах с отцом она умудряется переигрывать Джилленхола, перетягивать внимание, брать искренностью и полнотой погружения. Ее боль, ее одиночество читаются в каждом взгляде с необыкновенной четкостью. Конечно, никаких гарантий нет, но я не удивлюсь, если Уна станет в будущем одной из наших любимых актрис.
Любопытно история связана с вовлеченностью Эминема в проект. Ну как вовлеченность, это изначально был его фильм – с ним и про него, озвученным его же музыкой. Маршал планировал идейно продолжить историю «Восьмой мили» о тяжелых буднях белого рэпера, но в этот раз заменить музыку метафорой бокса и рассказать о том, через что ему пришлось пройти в последние 5 лет.
Эминем, кстати, левша, а тема с леворуким боксером должна была отсылать еще и к идее белого рэпера, как чего-то неординарного, опасного.
В какой-то момент на главной роли его заменил Джилленхол – причины особо не разглашались (говорят, Эминем сам предпочел съемкам запись нового альбома), но мне кажется, студии не решились вкладывать деньги в боксерский фильм с Эминемом, решив подстраховаться и взять голливудскую звезду на главную роль.
В результате Эминем вплотную занялся саундтреком – продюсировал, участвовал в написании треков, сам записал два сингла, один из которых, драйвовый Phenomenal, звучит в трейлере, и затащил в проект 50 cent, который даже снялся в роли менеджера главного героя.
Ричард Броуди, кинокритик The New Yorker, написал о «Левше» изящное «Актеры здесь не просто тащат на себе фильм, они отвлекают от него». И вот в этом, наконец, и открывается секрет картины – это фильм не о боксе, это не захватывающая история с неожиданными твистами, это драма. Фильм о жизни, о боли, о лишениях и отчаянии.
Сюжет прост не потому, что его лень было завивать и накручивать, а потому что он, по сути, не важен. Детали не так важны. Пусть герой будет боксером, пусть он получит все, а затем лишится всего, одного за другим: титула, карьеры, денег, семьи. И пусть он посмотрит на самого себя там, на краю обрыва, найдет в себе силы отступить от пропасти и найти пусть назад, через смирение и покаяние.
Здесь неважно, боксером будет герой или булочником, не важно, что исход боев считывается с прозрачной структуры сюжета, важен путь, который мы проходим вместе с персонажем Джейка.
Да, эта история, которую мы слушали тысячи раз, но на этот раз она разыграна так ярко, так честно и с такой самоотдачей, что нельзя отказаться от того, чтобы не пройти через этот катарсис вместе с героями.
Иногда фильм – это не просто новая история, иногда это комната для размышлений, психотерапевтический сеанс, комплекс упражнений для сознания, площадка для созерцания жизни – в данном случае, жизни во всей ее безжалостной простоте. Без заумных идей, без философских концептов, просто созерцание боли и борьбы с собой.
Возможно, это выглядит не слишком соблазнительно, как я уже упоминал – этот фильм не так просто рекомендовать, но я верю, что вы выйдете из зала довольными, как и я. Испытавшими нечто сильное и нужное вам именно сейчас.