Рецензия на «Крик»: весёлая, кровавая и предсказуемая версия старого слэшера
С 13 января в российских кинотеатрах выходит «Крик» (Scream) — одновременно продолжение и ребут классической хоррор-франшизы конца девяностых-начала нулевых. Сюжет развивается вокруг новых персонажей, но на экран вернулись ветераны «Крика» — неубиваемая Сидни Прескотт, амбициозная Гейл Уиверс и многие другие. Автор «Канобу» Мари Григорян рассказывает, почему попытка возродить франшизу вышла гораздо лучше, веселее и смелее, чем прошлогодний слэшер-ребут «Хэллоуин убивает».
Сюжет
Сюжет развивается по славной традиции франшизы: девушка по имени Тара (Дженна Ортега) получает странный телефонный звонок. Издевательский голос на другом конце провода предлагает ей сыграть в викторину популярной хоррор-франшизы «Удар ножом», снятой по мотивам событий предыдущих «Криков». Если Тара ошибётся, незнакомец убьёт её подругу Эмбер (Мики Мэдисон). Когда девушка отвечает на все вопросы, на неё нападает убийца в костюме и маске Призрачного лица.
Таре удаётся выжить после тяжёлых ранений, друзья звонят её старшей сестре Сэм (Мелисса Баррера). Вместе с парнем Ричи (Джек Куэйд из «Пацанов») Сэм возвращается в родной Уинсборо — город, где много лет подряд совершают знаменитые кровавые убийства. Сэм понимает, что убийца не оставит их с сестрой в покое: их семья тесно связана с историей первого Призрачного лица. Чтобы остановить нового маньяка, она обращается к эксперту — бывшему шерифу города Дьюи (Дэвид Аркетт), который когда-то выжил в схватке с убийцей.
Плюсы
Знакомая мета-ирония и современные отсылки
Ребут франшизы, которой в 2021 году исполнилось 25 лет, рассчитан на две категории зрителей: любителей ужасов, которые следят за развитием жанра, и фанатов непосредственно самого «Крика». Лёгкие кивки в сторону старых хорроров есть даже в фамилии главной героини фильма. А в открывающей сцене, где убийца гоняется за Тарой, о первом «Крике» 1996 года напоминают дверные замки — точно как в доме жертвы в первом фильме. Это аргумент в пользу того, чтобы пересмотреть оригинал и заметить больше схожих деталей-отсылок.
Но авторы фильма погружают героев картины и зрителей в современный контекст. За 25 лет хорроры изменились, сценарий фильма социальных ужасов «Прочь» Джордана Пила, который не столько пугал, сколько метафорически показывал кошмары расизма, признали лучшими за целое десятилетие. При этом просто кровавых слэшеров выпускают столько, что в самом жанре уже невозможно сказать что-то новое.
Режиссёры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт — авторы неплохого хоррора о выживании «Я иду искать» (2019) с Самарой Уивинг — наполнили фильм упоминаниями отличных хорроров последних десятилетий, которые пришли на смену «Крику», «Хэллоуину», «Кошмару на улице Вязов», «Пиле» и другим отживающим свой век франшизам.
Герои нового «Крика», как и старых, сами разбираются в фильмах ужасов. Но теперь они предпочитают социальный подтекст «Бабадука» скриммерам и морям крови. Они, как и мы, устали от сиквелов, ребутов и ремейков. Этому посвящен целый монолог: увлечённая фанатка жанра Минди (Джасмин Савой Браун) несколько минут объясняет друзьям, почему нельзя просто взять и переснять старые фильмы с теми же актёрами.
Это мета-вселенная, где одни герои пишут книги об убийствах из предыдущих фильмов (как Гейл Уиверс), а другие снимают «Удар ножом» и его сиквелы по мотивам кровавых расправ. В новом фильме мета-ирония тоже выкручена на максимум. Персонажи смотрят старые части «Крика», вспоминают Майкла Майерса и Джейми Ли, учат друг друга соблюдать правила выживания в хоррор-фильмах, затем сами их нарушают и тут же оказываются заслуженно убитыми.
Баланс между юмором и кровавыми убийствами
Несмотря на огромное количество шуток, суть слэшеров в новом «Крике» не забыта. Призрачное лицо, как и положено, выматывает жертв психологическими играми и гоняет по локациям, чтобы потом нещадно истыкать ножом и оставить повсюду кровавые следы. В фильме есть пара очень эффектных убийств, особенно в финале, а одна сцена вызывает физический дискомфорт.
Приглашение ветеранов франшизы
В 2021 году актёры из старых франшиз неоднократно возвращались в продолжения — от «Охотников за привидениями» до «Матрицы». «Крик» в этом плане не предлагает ветеранам ничего нового и интересного: они играют почти те же роли, что были у них в предыдущих фильмах. Но харизма Дэвида Аркетта, Кортни Кокс и, особенно, суровой Нив Кэмпбелл, их совместные сцены и эффектные сражения с убийцей перекрывают любые минусы. На экране действительно приятно видеть знакомые лица, и сюжетного времени им отведено много. Особенно Дьюи, которому снова выпал шанс побыть героем.
Минусы
Раздражающая линия главной героини
Авторы «Крика» постоянно упирают на то, как важна для франшизы связь с прошлым. Убийцы связаны с предыдущими фильмами, все потенциальные жертвы имеют прямое или косвенное отношение к старым героям. Например, Дилан Минетт играет сына Джуди Хикс, героини «Крика 4». В фильме даже шутят: убийце ты не нужен, ведь никому не интересны персонажи неудачных сиквелов!
Личная линия одной из главных героинь, Сэм, тоже строится на наследии франшизы. Но она почти не влияет на сюжет фильма. Сцены с её необычными видениями скорее раздражают и выбивают из повествования.
Не помогает тут и игра Мелиссы Барреры, актрисы из мюзикла «На высоте мечты» — жанр хоррора ей просто не подходит. На фоне обаятельного и естественного каста Баррера выглядит слабо и неправдоподобно.
Слегка неуклюжий финал
На протяжении фильма персонажи специально выдвигают все возможные кандидатуры убийцы: им может оказаться кто угодно. Развязка «Крика» получилась неплохой и очень смешной по задумке сценаристов. Но вот исполнена она очень сумбурно: мотивация героев раскрывается буквально одной-двумя репликами, и злодею (или злодеям?) в финале достаётся маоло экранного времени.
Ничто не подведёт зрителей к истинной личности убийцы — более того, несколько сцен фильма сбивают с толку и вносят в сюжет некую нелогичность. Хотя тем, кто смотрел вторую, третью и тем более плохо принятую критиками четвёртую часть «Крика», странный выбор на роль маньяка уже не страшен.
Вердикт: смотреть фанатам жанра ужасов и тем, кто хорошо знаком с «Криком» — но не ждать идеального кино
Части франшизы «Крик» всегда отличались самоиронией, мета-отсылками к другим популярным слэшерам и комментариями героев о том, что бы они сделали, оказавшись в фильмах ужасов. «Крик» 2022 года выкручивает это на максимальный уровень: в его реальности существуют и все части «Удара ножом», и безумные фанаты с Reddit, и безжалостные студии, которые выдаивают из кинофраншиз последние соки.
Из-за этого «Крик» вполне соответствует духу оригинала и не смотрится простым повторением, передергиванием и эксплуатацией, как это было с прошлогодним «Хэллоуин убивает». Режиссёры и сценаристы «Крика» не делают вид, что их слэшеры могут жить вечно, в отличие от Дэвида Гордона Грина, который буквально решил сделать хэллоуинского злодея Майкла Майерса бессмертным.
При этом реально глубокой и умной деконструкции жанра от «Крика» тоже ждать не стоит. Очевидные отсылки и неймдроппинг популярных хорроров; приглашённые звёзды, способные растопить сердце любого фаната; давно знакомые приёмы из старых слэшеров. Но на этом плюсы заканчиваются, так что очередной «Крик» — не новая классика жанра, а просто весёлый и кровавый аттракцион.