Рецензия на «Крид: Наследие Рокки»
Я поставил этот фильм на девятое место в топе картин 2015, но у многих критиков «Крид» вскарабкался аж в тройку лучших. Это один из самых приятных сюрпризов ушедшего года.
Это не просто великолепный фильм, это образец того, как нужно делать спин-оффы. Абсолютно самостоятельная история, которая не опирается на изначальный материал как на костыль, а держит в руках как тросточку – украшение, завершение образа.
«Крид» был бы ничуть не хуже, даже если бы всех предыдущих «Рокки» не существовало в природе.
Мы бы гадали – кто были эти люди, почему они так тесно связаны между собой и испытывают такое почтение к бывшим тренерам и даже противникам, включая умерших. Но это бы нисколько не помешало нам насладиться новой историей, догадки лишь намекали бы на то, что мир фильма куда больше, чем то, что мы увидели на экране. А потом можно было бы снять обратно всех «Рокки» в качестве приквелов.
Это и вправду удивительно. Голливуд пытается высосать последние доллары из всех некогда популярных франшиз – ребуты, ремейки, сильно задержавшиеся сиквелы и повторные экранизации окружают нас со всех сторон. «Мир Юрского Периода», «Охотники за привидениями», «День независимости», «Черепашки-ниндзя», «Звездные войны». Зараза коснулась не только экшен-блокбастеров, хорроры («Полтергейст», «Телекинез»), комедии («Каникулы», «Мачо и ботан») и даже диснеевские мультфильмы («Малефисента», «Книга Джунглей») – все обретают новое воплощение. И картины эти за редким исключением оказываются воплощением не ностальгической любви и креатива, а жадности и безыдейности.
От «Крида», соответственно, ждешь того же. Сталлоне дальше использовать в роли главного героя-боксера невозможно – давайте переведем его в роль наставника, а протагонистом сделаем молодого паренька. Чтобы он не был вообще никем, сделаем его сыном кого-нибудь из старых персонажей. Например, Хана Соло. В смысле, Аполло Крида. Готово, камера – мотор!
Как выясняется, и фильм, и история его создания были далеки от того, что мы представляли.
Чернокожий паренек 86 года рождения был многообещающим футболистом в колледже. Однажды его вызвала к себе учительница – он был уверен, что попал в неприятности. Она посмотрела на этого на вид типичного спортивного фанатика, которых в фильмах обычно изображают тупыми пнями, издевающимися над нердами, и сказала: «Райан, тебе нужно больше писать». Райан Куглер, который сейчас в свои 29 лет имеет реальные шансы получить «Оскар», посмотрел на нее, как на сумасшедшую. Но в киношколу все же пошел.
В 2013 мир увидел его первую полнометражку – «Станцию „Фрутвейл“», посвященную полицейской жестокости по отношению к черным. Теме, которая в последующие годы в США раскалится добела. Главную роль в фильме сыграл Майкл Б. Джордан, которому удалось, наконец, показать, на что он способен как драматический актер. Да-да, тот самый чернокожий человек-факел из «Фантастической четверки», на котором разогревались кинорасисты, прежде чем накинуться на несчастного Джона Бойегу.
Тем временем, Райан Куглер, будущий сценарист и режиссер «Крида», сильно переживал из-за болезни отца. Некогда пышущий силой футболист теперь испытывал мышечную слабость, что нелегко было принять как отцу, так и сыну. Райан помнил, как отец пичкал его фильмами «Рокки» в детстве, как обожал их, и он решил, что если любимый герой отца переживет схожие проблемы, но найдет способ не сдаться, то это может мотивировать бороться и его отца, воодушевит его. Так появился сценарий фильма, в котором Рокки – стареющий боксер, заменяющий отца давно осиротевшему пареньку.
Это может, в свою очередь, показаться вам слишком мелодраматичным и сопливым, как довольно надуманная драма в «Левше». Но это не так. Куглер смог сделать эту историю настоящей, пробирающей до глубины души. И при этом сделать из нее прекрасный фильм о боксе с великолепно снятыми сценами тренировок и боев.
Майкл Б. Джордан ради этой роли прошел подготовку не менее впечатляющую, чем хамелеон-Джилленхол для «Левши». Он смотрится в роли боксера более чем убедительно, а съемка матчей, где оператор пляшет вокруг бойцов, держась как можно ближе, выглядит динамично и свежо.
Но несмотря на все вышеспетые дифирамбы, героем фильма стал не Куглер и не Джордан, а Сталлоне. Для меня шикарная актерская игра от Сталлоне – не новость, как и для всех тех, кто видел Cop Land («Полицейские») – отличный фильм 97 года, где помимо Сильвестра играют Харви Кейтель, Рэй Лиотта, Роберт Де Ниро, Питер Берг и Роберт Патрик. И каким-то образом Сталлоне удается затмить своим исполнением контуженного на одно ухо копа всех остальных звезд. Окей, еще оттуда запоминается своей игрой Питер Берг (режиссер «Уцелевшего» и «Хэнкока»), но тоже не так сильно.
В «Криде» эта скотина довела меня до слез. Это не просто «о, это древняя гора мышц еще и играть умеет», Слай приковывает к себе взгляд каждый раз, когда появляется на экране.
Уже в шестом «Рокки» были эти сложные эмоциональные моменты, но здесь все еще серьезнее, еще человечнее. Так просто было запороть всю эту жалостливую историю, которую мы видели уже не раз, но он умудряется подать свою боль, свою упертость, свой железный характер с потрясающей убедительностью и харизмой.
На днях Сталлоне вручили Золотой Глобус за лучшую мужскую роль второго плана. Это был центральный момент вечера, который явно заранее готовили как таковой. После оглашения победителя зазвучала главная тема «Рокки» и все – от Ди Каприо до Ридли Скотта – встали и аплодировали Сталлоне, которому наконец воздали по заслугам. Поздравляю, Слай – ты заслужил.
Я бы очень хотел, чтобы «Крид» послужил Голливуду примером того, как нужно возрождать и продолжать франшизы. И особенно хочется сунуть его в лицо Абрамсу и его «Пробуждению силы». «Крид» тоже использует структуру оригинала как основу, он тоже цитирует важные сцены, берет музыкальную тему франшизы и ее локации, но ни разу при этом не чувствуется вторичным, существующим только за счет прошлых побед.
Мы снова в Филадельфии, в знакомом зале, бегаем по тем же улицам, скачем на прыгалках и любуемся городом с вершины знаменитой лестницы. Но все изменилось.
Рокки из героя становится легендой города, хозяином ресторана, наставником – но не просто неким абстрактным Оби Ваном, а живым человеком, который похоронил жену и друзей и не видит в этой жизни для себя больше ничего, кроме спокойного ожидания смерти.
Когда он приходит на кладбище и читает вслух газету для тех, кто лежит в земле, невозможно воспринимать его как двухмерного экшен-героя. Даже сейчас, пока я пишу это все, ком подступает к горлу, хотя мы вроде давно уже привыкли рыдать только на мультфильмах Pixar. И уж точно не боксерских драмах.
Сходите в кино, насладитесь единственным великолепным продолжением любимой некогда серии, что мы увидим в ближайшее время.
Следующим фильмом Куглера станет «Черная пантера» - очередной супергеройский фильм Marvel. Очень надеюсь, что ему дадут вдохнуть подобную человечность и в эту историю, а не задавят своей студийной дрянью как талантливого Джоша Транка с его «Фантастической четверкой».