Рецензия на «Космический джем 2: Новое поколение». Леброн Джеймс и Looney Tunes против технологий
Как появился первый «Космический джем»
Идея первого «Космического джема» появилась в 1992 году благодаря рекламе кроссовок Nike, в которой легендарный баскетболист «Чикаго Буллз» Майкл Джордан играл с Багзом Банни. После успеха рекламы студия Warner Bros. решила сделать полнометражный фильм с этим дуэтом, соединив live action и анимацию. По сюжету, владельцы космического парка аттракционов захватили всех мультяшек Looney Tunes и хотят заставить их развлекать людей. Герои мультсериалов затягивают в свой мир Майкла Джордана, который предлагает сделку: если он вместе с героями Looney Tunes обыграет пришельцев в баскетбол, их отпустят на свободу.
«Космический джем» имел колоссальный финансовый успех: он окупил свой бюджет в три раза (собрав 230 миллионов долларов при бюджете в 80 миллионов, по данным Box Office Mojo). Продажа брендированных игрушек, фигурок и одежды, согласно источникам газеты Chicago Tribune, принесла Warner Bros. от 4 до 6 миллиардов долларов. По мотивам фильма сделали графическую новеллу и игру. Некоторые критики считают его недооцененным, а низкие оценки агрегаторов (например, 44% свежести на Rotten Tomatoes) необоснованными.
О чём сиквел «Космического джема»
Известный баскетболист, обладатель золотой медали Олимпийских игр Леброн Джеймс (играет сам себя) всю жизнь отдал спорту. Ради упорных тренировок он бросил многие развлечения, в том числе видеоигры. В профессиональный баскетбол он хочет отдать и своих сыновей Дариуса (Сейэйр Джей Райт) и Доминика (Седрик Джо). Но школьнику Доминику не хочется тратить время на баскетбольной площадке: он увлечен дизайном видеоигр и уже создал онлайн-симулятор баскетбола «Домбол».
По приглашению компании Warner Bros. Леброн едет на студию, взяв с собой Доминика. Там сотрудники студии знакомят спортсмена с новейшей технологией, которую создал искусственный интеллект Ал Джи Ритм (Дон Чидл). Благодаря этой технологии можно создать компьютерную модель Леброна и вставлять такие модели в любые фильмы, сериалы и игры. Но популярный баскетболист жёстко критикует разработку. В качестве мести обиженный Ал Джи Ритм обманом заманивает Леброна и его сына в серверную и затягивает их в цифровой мир Warner Bros. — виртуальное хранилище всех фильмов, сериалов и мультсериалов компании.
В мире Warner Bros. Леброн знакомится с кроликом Багзом Банни из мультфильмов Looney Tunes. Тот рассказывает, что все мультяшки ушли работать на Ал Джи Ритма и оставили его в одиночестве. Ал Джи вскоре связывается с ними и бросает Леброну вызов – тот сможет забрать сына, если соберет лучшую команду и обыграет ИИ в «Домбол». Леброн отправляется в путешествие по вселенной Warner Bros., чтобы найти подходящих игроков – Спиди, Лолу, Бабулю, Даффи Дака, Элмера и других персонажей Looney Tunes. Противостоять им будут игровые персонажи «Домбола», которых создал сам Доминик — баскетболисты со сверхсилой, сверхскоростью и особыми умениями.
Плюсы: целая вселенная отсылок и добрый месседж
В июне 2021 года на Netflix вышел полнометражный мультфильм «Митчеллы против машин» (The Mitchells vs. the Machines) – бодрая семейная комедия о том, как семья пытается выжить в мире восставших роботов. В «Митчеллах» дети страдают из-за придирок отца-технофоба, через образ которого авторы сформулировали очевидный посыл об опасности техники и технологий. Но в большей степени он всё-таки рассказывает о взаимовыручке, о крепких семейных отношениях, с которыми не страшен даже апокалипсис. Похожая схема и у нового «Космического джема».
Авторы нового фильма тоже поставили в центр сюжета конфликт отцов и детей, и одновременно – столкновения мира старых и новых развлечений. Влюблённый в баскетбол Леброн заставляет сына отказаться от мечты о создании видеоигр, а Ал Джи Ритм принуждает олдскульных мультяшек (Даффи Дака, Сильвестра и прочих) сделать выбор в пользу цифрового будущего. Но при этом «Космический джем» не скатывается в морализаторство, не пытается диктовать, что для человечества лучше – реальная баскетбольная площадка или баскетбольная игра-симулятор на ультрасовременном движке. Если Леброн и Дом олицетворяют старшее и младшее поколение, им наконец удалось найти общий язык.
Первая треть фильма – увлекательный экскурс в историю о том, как разрослась корпорация Warner Bros. за последние двадцать пять лет. Леброн Джеймс собирает команду Looney Tunes по всей мультивселенной Warner Bros.: разные фильмы и сериалы компании здесь показаны как отдельные планеты-миры. Леброн и Багз путешествуют через мир Гарри Поттера, «Игры престолов» или мультсериалов DC, звучат знакомые саундтреки, мимо героев пролетает монструозный дракон или проносится захваченный злодеем мультяшный поезд в городе Метрополисе. Причем отсылки сделаны с юмором – чего стоит одна Бабуля в знаменитом прыжке Тринити из «Матрицы». Для детей это шапочное знакомство с популярными сериалами и кино, для взрослых – ностальгический трип.
Отсылки есть даже среди актёрского состава: одна из самых смешных шуток в фильме связана с Майклом Джорданом (рассказывать её не стоит во избежание спойлеров). «Космический джем: Новое поколение» стоило снять хотя бы ради злодея в исполнении Дона Чидла – Роуди из «Железного человека» и других фильмов MCU. Чидл согласился на участие в проекте ради Леброна Джеймса, а в итоге сыграл потрясающе смешного, нелепого злодея в духе роли Сильвестра Сталлоне в «Детях шпионов 3». На фоне плоского персонажа Леброна за ним наблюдать интереснее всего. Даже если концепция Ал Джи Ритма, мстительного и жадного до славы ИИ, покажется зрителю слегка бредовой, Чидл воплощает её с удовольствием и драйвом.
Минусы: затянутость сюжета и редизайн персонажей
Первый «Космический джем» длился полтора часа, а баскетбольный матч занял последний акт. Новый фильм мучительно растянут до двух часов. Команда мультяшек проигрывает, потом отбивает счёт в свою пользу, снова начинает проигрывать… Игру разбавляют скучными диалогами отца и его сына, а также пафосные монологи Леброна перед командой. В итоге довольно простой и линейный фильм может утомить даже детей, не говоря уже о взрослых.
Команда фильма разработала действительно крутые модели злодеев из команды Ал Джи Ритма. Это реально существующие баскетболисты, которых Дом Джеймс, сын Леброна, оцифровал и модифицировал для своей игры. Например, чемпионка женской НБА «Финикс Меркури» Дайан Таурази превратилась в женщину-змею Белую Мамбу, а Дамиен Лиллард из клуба «Портленд Трэйл Блэйзерс» стал Хроносом – роботом-баскетболистом, способным замедлять время.
Но редизайн знакомых персонажей – Багза и Лолы Банни, Бабули, Сильвестра, Спиди, Тасманского дьявола и других Looney Tunes – стал абсолютно ненужным дополнением. В начале фильма у этих героев симпатичная рисовка из старых мультфильмов. Но перед матчем Ал Джи Ритм превращает их в компьютерные модели: у Багза вырастает реалистичный мех, напоминающий о кошмарных «Кошках» 2021 года, Порки становится похожим на пластмассовую игрушку. На этом фоне фанатов первого «Космического джема» не сильно разозлит даже новая версия Лолы Банни без сексуальной объективации – хуже стала выглядеть не только она, но и остальные мультяшки.
Вердикт
Новый «Космический джем» вряд ли запомнится так же, как первый фильм: на счету Леброна Джеймса к этому моменту больше десятка ролей, поэтому его появление на экране не выглядит как событие, а герои Looney Tunes не показали ничего нового. Даже космоса как такового в картине больше нет, его заменил цифровой мир. Теперь «Космический джем» больше похож на высокобюджетную рекламу других проектов Warner Bros.
Но при этом в фильме есть неплохие шутки, интересная визуализация игры «Домбол» и, главное, очень приятный посыл. Злодеем оказывается искусственный интеллект, но авторы фильма «Космический джем: Новое поколение» не видят в технологиях ничего плохого. Наоборот, Дом становится собирательным образом всех детей, которые целые дни проводят за компьютером и якобы не занимаются ничем полезным. Авторы фильма оправдывают и защищают новое поколение, его увлечения и интересы, и показывают ту точку, где они наконец могут найти общий язык с родителями. И пусть сиквел «Космического джема» не отличается изобретательностью, в нём есть добрый месседж — в отличие от первого фильма, где месседжа не было вовсе.