Рецензия на «Королевство зверей» — фантастика про мутантов или драма о человечности?
30 ноября компании A-One и Russian World Vision выпускают в российский прокат новый фильм «Королевство зверей», открывший программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2023 году. Режиссёром выступил Тома Кайе, автор научно-фантастического сериала от Netflix «К жизни», повествующем о мире, где был обнаружен путь к бессмертию. «Королевство зверей» тоже фантастическая драма, но осмысляющая не страх смерти или несчастья вечной жизни, а противоречия поколений и отношения человеческого и животного миров.
Удалось ли авторам грамотно использовать типичный для высокобюджетных блокбастеров сеттинг в тихой фестивальной драме о взрослеющем подростке рассказывает редактор «Канобу» Карина Назарова.
Франсуа (Ромен Дюрис) выбегает из машины, чтобы догнать обиженного сына-подростка Эмиля (Поль Киршер), и вдруг из скорой помощи, застрявшей с ними в бесконечной пробке, вылетает мутант — птицечеловек с перевязанным лицом. На странное происшествие оба реагируют спокойно — для их мира это уже не новость. Человечество настиг не то вирус, не то странная эпидемия генетических мутаций, превращающая людей в животных. Несчастье коснулось и главных героев — жена Франсуа, Лана (Флоранс Деретц), мутировала в некое существо и оказалась в лаборатории где-то на юге Франции. Именно туда приезжают отец и сын, чтобы быть к ней ближе. Но по приезде выясняется, что из-за аварии на дороге мутанты разбрелись по городу и местным лесам. Наперекор предупреждениям полиции отец отправляется на поиски любимой жены, а Эмиль тем временем поступает в новую школу, заводит друзей и начинает мутировать.
Тома Кайе застигает вымышленную реальность врасплох. Без лишних предисловий и введений он начинает свою историю с бытовой мелочи — обычного спора родителя и подростка, но тут же заполняет мир фантастическими элементами и удивительным бестиарием. По супермаркету ползает человек-осьминог, по деревьям — ребёнок-рептилия, в лесу воет человек-волк. Проблема в том, что эта фантастика, при всей её уникальной дизайнерской и сценарной проработке, скорее фрустрирует, чем завораживает — режиссёр старательно избегает любых объяснений. Мы не узнаем, с чего началась эпидемия, как она передаётся, существует ли противоядие?
Вопросы об устройстве этой вселенной множатся, мешая формированию доверия с экраном, но именно таинственность помогает сблизиться с существами этого вымысла — они тоже столкнулись с полной неизвестностью и не знают, как себя вести.
«Королевство зверей» снят по сценарию Полин Мунье, сокурсницей Кайе по киношколе. В идее француженки слились все волнующие режиссёра философские и риторические вопросы о границе человеческого и нечеловеческого, проблеме воспитания, разрушенного мира природы, различий между сообществом людей и стаей зверей. Но Кайе так и не смог определиться и выбрать одно направление мысли, поэтому снял кино, открытое для интерпретаций.
В контексте одного маленького диалога героев режиссёр успевает задуматься о проблемах политики Франции. Мол, в соседних европейских странах как-то нашли гуманный способ взаимодействия с не-людьми, а на родине общество лишь разделилось на две противоположные позиции: кто-то готов единолично истребить всех мутантов, другие же испытывают к ним сочувствие. Он аккуратно распределяет две этих позиции между всеми персонажами, и вуалирует мораль в очень сказочной линии любви красавицы и чудовища и схожей кульминации.
Вместе с тем все глобальные рассуждения и фантастика превращаются в притчу о переходном возрасте, подростковом бунте и непростых отношениях отца и сына, которые сперва терзаются конфликтами, обидами, недоверием прежде, чем прийти к почти жертвенному принятию природы друг друга.
Если концепты Полин Мунье и расщепляются на фрагментарные сцены, целиком фильм говорит не только о столкновении «своих» и «чужих», а об оторванности человека от природы, меланхолии по утраченному чувству свободы и раскрепощённости, что дарят дикие леса, озёра и мир за пределами городских стен.
Закономерно, что Эмиль в своей мутации находит то, чего не мог найти в человеческом обществе или в коммуникации с отцом — радость естественного состояния, безграничность тела и слияние со средой. В жажде свободы он начинает в тайне бегать в лес, где видится с птицечеловеком Фиксом (Том Мерсье) и его маленьким другом-рептилией, которого Фикс ласково зовёт Лягушонком. По ночам юноша выбегает из дома и начинает выть волком, приносит возлюбленной на порог подарок в виде мёртвой птицы, словно преданный одомашненный зверь.
Рядом с главным героем режиссёр сам словно обретает свободу — прибегает к натуралистическим съёмкам, заворожённо исследуя непроходимые леса и его стихийность, к откровенным, физиологическим планам, чтобы запечатлеть трансформацию героя и передать весь спектр его ощущений — от дискомфорта до принятия своих обострённых чувств. Постепенно уязвимость Эмиля, его пограничный статус между человеком и зверем заполняет весь экран, тревожа нас надвигающейся опасностью. Но, несмотря на телесные ужасы, из «Королевство зверей» не вырастает новый «Оборотень» (Ginger Snaps), наоборот, в мутации героя видится чудо, счастливая возможность избавиться от социальной усталости, побег от правил, культуры и государства.
Кайе закольцовывает свой фильм повторяя сцену из экспозиции, но теперь она лишена тревог и бесчувствия, а полна надежд.
Фантастические декорации насыщают очень простую и понятную историю необходимой глубиной и, как ни странно, делают её даже более приземлённой и приближенной к реальности. Большая проблема ленты в том, что она обещает слишком многое, но, как и её юный, наивный герой, теряется, не успевая найти ответы на все поставленные сложные вопросы.
Тем не менее «Королевство зверей» получился очень витальным, лёгким и обнимающим фильмом, способным вести с каждым зрителем свой собственный диалог. Параллельно рассуждать о доверии, любви и семейных связях, о красоте природы и важности поиска контакта с нечеловеческими материями. И о современном мире людей, который всего лишь за полгода после Каннского кинофестиваля успел стать ещё более бесчеловечным.