11 марта 2017
Обновлено 11.03.2017

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном

9 марта на наши экраны вышел «Конг: Остров черепа», очередной ребут истории про гигантского примата, готовящий его к неизбежной встрече с Годзиллой, свидание с которой запланировано на 2020 год. Правда, действие  «Годзиллы» происходило в наши дни, а  «Конг: Остров черепа» укореняется в семидесятых, поэтому его герои к моменту встречи монстров состарятся, а значит, этот дорогущий состав актеров мы в этой франшизе уже вряд ли увидим.
9 марта на наши экраны вышел «Конг: Остров черепа», очередной ребут истории про гигантского примата, готовящий его к неизбежной встрече с Годзиллой, свидание с которой запланировано на 2020 год. Правда, действие «Годзиллы» происходило в наши дни, а «Конг: Остров черепа» укореняется в семидесятых, поэтому его герои к моменту встречи монстров состарятся, а значит, этот дорогущий состав актеров мы в этой франшизе уже вряд ли увидим.
Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 1

Если вы считаете даже описание завязки фильма спойлером – пропустите два блока текста до надписи «конец спойлеров»

1973 год, война во Вьетнаме закончилась буквально на днях, глава проекта «Монарх» (того самого, что изучал «Годзиллу» в фильме Эдвардса) уговаривает правительство послать его в экспедицию на Остров Черепа – загадочное место, которого не было ни на одной карте, пока в космос не запустили спутник и не сняли эту частичку затерянного мира из космоса. Остров вечно окружен кольцом шторма, поэтому если корабли и самолеты туда и попадали, то обратно не выбирался никто.

У главы «Монарха» (Джона Гудмана) нет ни малейшего представления о том, что может быть на острове, нет и доказательств, что там есть что-то эдакое, но он уламывает чиновника фразой «Вы же не хотите, чтобы русские добрались туда первыми». Холодная война же.

За его желанием попасть туда стоит воспоминание о том, как в детстве их корабль атаковал монстр, во что никто не поверил. Гудман верит в монстров и одержим идеей доказательства их существования. Также он вдохновлен теорией «полой Земли» его коллеги-нерда, которая предполагает, что глубоко под поверхностью планеты существуют огромные пещеры, в которых может быть своя экосистема – и да, доисторические чудовища.

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 2

Гудман упоминает, что на остров в любом случае уже отправляется геологическая экспедиция, ему всего-то и нужно что разрешение к ней присоединиться. И еще – военное сопровождение. На всякий случай. Солдатне все равно нечем заняться – война-то кончилась.

В результате на остров отправляются:

  • Гудман и его коллега с полой теорией – от «Монарха».
  • Куча геологов
  • Военное сопровождение во главе с подполковником Паккардом (Сэмюэль Л. Джексон)
  • Азиатка-биолог
  • Бывший британский шпион и специалист по выживанию (Том Хиддлстон)
  • Военный фотограф (Бри Ларсон)

Кто пустил в секретную полувоенную экспедицию фотокорреспондента с явными антивоенными наклонностями – неизвестно. Как она узнала о ней – тоже. Странно и то, что для сопровождения ученых выделили аж целого подполковника, но при этом командовать экспедицией поставили не его, а наемного гражданского, причем иностранца, который не имеет никакой научной подготовки и понятия не имеет об острове, куда ведет незнакомых ему людей.

Только залетев на остров, не развернув нормальный лагерь, не произведя никаких начальных измерений, ученые, как любые ученые, начинают сразу этот остров бомбить – сейсмическими зарядами. Не взирая на опасность лесных пожаров и гибнущую фауну. Конг крайне этими взрывами не доволен, поэтому он швыряет в вертолет пальмой. И понеслась.

Конец легких спойлеров

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 3

«Кинг Конг» был шедевром своего времени – сделать нечто подобное в 1933 году было чем-то невероятным. Покадровая анимация, композитная съемка, полноразмерная аниматроника… И при этом, в фильме были персонажи с историей, характером, мотивацией, он был динамичным и не провисал в бесконечных нудных сценах, как у Питера Джексона в 2005.

Отличия этой версии стоит перечислить отдельно:

  • Конг здесь прямоходящий, больше похожий на снежного человека, чем на реалистичную гориллу Джексона.
  • Он гораздо больше всех предыдущих Конгов, так как ему еще махаться с Годзиллой, поэтому рост пришлось подогнать под стать ящерке.
  • Никакой съемочной группы, отправляющейся снимать чудо-остров тут нет, девушку никто не похищает и Конгу в жертву не приносит.
  • Остров по сравнению с версией Джексона – безопасней песочницы. В картине 2005 года на героев все время сыпалась всякая нечисть: динозавры, гигантские насекомые, пиявки размером с корову – все пыталось их сожрать. Здесь монстров сравнительно немного как по разновидностям, так и по количеству. Люди с ними по большей части относительно успешно сражаются нежели просто бегут в панике. Общее ощущение смертельной опасности и ада на Земле отсутствует.
  • Обезьяну с острова никуда не увозят, там она так и сидит, поэтому в городском сеттинге мы ее не видим. Из-за этого теряется масштаб – на фоне гор и джунглей тяжело осознать размер этой махины, а до небоскребов, машин, кораблей мы так и не добираемся. В естественной среде обитания Конг не так интересен.
Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 4

Несмотря на третий, финальный, трейлер, сделанный в стиле «Отряда самоубийц» под бодрую музыку и с ритмическим монтажом, картина ни разу не комедийная – все три шутки вместились в этот самый трейлер, и далеко не такая бодрая. Общий тон ленты он представляет абсолютно неверно.

Даже «Годзилле», которая стартовала эту новую киновселенную и произвела на аудиторию не лучшее впечатление, «Конг» проигрывает по ряду параметров. В фильме Эдвардса тоже были проблемы с безликими героями, на которых всем плевать, но по крайней мере масштаб монстров и жуткая атмосфера происходящего там чувствовались.

От Конга и черепозавров не чувствуется такой угрозы, нет по-настоящему жутких сцен. Нет религиозного шока от существования таких чудовищ, которые переворачивают мировоззрение и, кажется, возвещают о конце света. У «Годзиллы» при всех ее минусах, это получалось лучше – монстры выглядели как древние боги, здесь же мы просто смотрим за потасовками обезьяны и ящерицы – их размер не меняет ничего качественно, не чувствуется, не превращает в сражение колоссов за судьбу мира.

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 5

Действие картины не случайно перенесено в семидесятые – она жестко стилизована под кино о Вьетнаме, «Апокалипсис сегодня» в особенности – вертолеты на фоне огромного закатного солнца появляются несколько раз, из них над джунглями несется крайне знакомая музыка (пусть и не «Полет валькирий»). Напалма тоже достаточно, даже одержимый вояка и раскрашенные туземцы здесь тоже есть. Вся эта стилизация идет фильму на пользу – много вкусных, пусть и вторичных, ракурсов, сцен, атмосферных моментов.

Операторскую работу и вообще изобретательность в съемке нельзя не похвалить – блокбастеры редко себе это позволяют. По крайней мере картинка в фильме не скучная – джунгли сняты очень сочно, фактурно.

За синематографией чувствуется какая-никакая личность, пусть даже это личность эпигонствующего фанбоя, который воссоздает кадры из своих любимых фильмов.

Актерский состав очень дорогой: Том Хиддлстон, Бри Ларсон, Джон Си Райли, Сэмюэл Л. Джексон, Джон Гудман, Тоби Кеббелл (Дуротан из «Варкрафта» и Дум из последней «Фантастической четверки»). Правда, толку от этого ноль, но об этом позже.

Дизайн некоторых существ интересен (они выглядят куда любопытнее самого Конга, поражающего концептом «обезьяна с небоскреб»), а графика на достойном современном уровне, все это куда лучше, чем в той же «Великой стене».

Саундтрек по большей части запоминается хитами шестидесятых-семидесятых, которые обильно и довольно топорно вбрасываются в сцены. Они звучат из летящих вертолетов, взрывающихся вертолетов, упавших вертолетов; колонки встроены, кажется, даже в геологическое оборудование ученых и задницу Конга.

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 6

Фильм с точки зрения концепции неплох – ряд ключевых идей можно назвать удачными. Вопрос в реализации и проработке этих элементов. И вот она находится на абсолютном дне, на глубине самой нижней пещеры полой Земли.

Такой убогой работы над персонажами не было даже в «Трансформерах», там можно было хотя бы описать героев парой фраз. Они были плоскими, примитивными, но их было физически возможно отличить друг от друга. Здесь же сценаристы за каким-то лядом вводят огромную прорву персонажей и совершают совершенно смехотворные поползновения по их описанию и раскрытию. Дорогой Билли, это полная жопа.

В центре этой сценарной катастрофы – герой Хиддлстона. Его представляют как бывшего британского агента, который ныне спивается в каком-то кабаке. Агента приглашают возглавить экспедицию, так как он – специалист по выживанию в джунглях. Представление персонажа начинают со сцены, где он избивает кием в баре каких-то вьетнамцев, которые были недовольны его выигрышем. Это типа должно показать нам, какой он крутой.

Далее он выслушивает предложение, говорит «вы там все передохните от жары, дождя и болезней», затем выбивает себе в пять раз больше денег плюс бонус «если мы вернемся». Короче, персонажа позиционируют как опытного выживальщика, бывшего агента, выгоревшего спеца, который просаживает жизнь в кабаках и интересуют его только деньги. Ни одна из этих черт затем не играет роли в дальнейших событиях и никаким образом не проявляет себя.

Скиллы выживальщика нам показывают один раз – в сцене, где Хиддлстон задумчиво смотрит на ветку с плесенью и говорит «Где-то поблизости есть вода». Отлично, Шерлок.

Но Тому еще повезло – азиатка-биолог за весь фильм ни разу не говорит ни слова о животных. Она там для того, чтобы чернокожему нерду было перед кем пыжиться, а фильму – кем заполнять квоту по толератности и расовому разнообразию.

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 7

Спойлеры

К слову об импотенции сценаристов. На сцене, в которой черепозавр мимоходом выблевывает череп съеденного солдата буквально в метре от спрятавшихся героев с видом довольного пса, мол «Я принесь», невозможно удержаться от истеричного хохота. На черепе висят целехонькие жетоны-догтэги персонажа, о чьей смерти остальным было важно узнать в этот момент – ведь именно его они и шли спасать, мол, теперь идти уже не нужно.

Уровень маразматичности сценаристского бессилия, которое привело этого черепозавра и заставило его проблеваться сюжетным поворотом прямо на героев, зашкаливает. Камера показывает эти идиотские жетоны крупным планом (разве что без классического «Тан-Тан-Тан!»), а герой Хиддлстона даже находит время посреди побоища забрать догтэги и очистить их от кишок погибшего.

Впрочем, до этого солдатня точно так же успела пробежаться по вертолетам и каким-то образом найти жетоны всех погибших товарищей, вытащить их из горящих обломков – и все это вместо того, чтобы раскачиваться под пальмой в шоке от того, что пару минут назад такой же пальмой их сбила обезьяна размером с гору. Дорогой Билли, забери меня из этого фильма.

Прекрасного здесь много – и солдат, который решает ни с того ни с сего, что жить ему надоело и жертвует собой максимально бесполезным образом, и проглоченная монстром фотокамера, которая продолжает щелкать заевшей вспышкой даже в желудке – видимо, предшественница Nokia 3310.

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 8

Больше всего зрителям понравился персонаж Джона Си Райли, который попал на остров еще в конце Второй мировой и жил там с туземцами двадцать лет. Он немного чудаковат, но знает остров и объясняет, что Конг защищает эти джунгли от куда более жутких монстров, которые без него бы давно вылезли из-под земли и захватили мир. На фоне остальных героев, вырезанных из прозрачного картона, этот бородач даже выглядит относительно живым, одна проблема – по сути это Бен Ганн из «Острова сокровищ», что еще сильнее давит на ощущение вторичности.

В сцене, где Хиддлстон берет катану, надевает противогаз и идет в слоу-мо крошить птеродактилей, можно разбить лицо ведром попкорна. С тем же успехом героиня Бри Ларсон (оскароносную актрису тут используют как молчаливую вешалку для майки с вырезом) могла начинать танцевать стриптиз – это все равно порно, с тем же подходом к реалистичности и серьезности.

Но даже прочувствовать всю бредовость этой сцены с катаной сложно, потому что к тому моменту персонаж Хиддлстона теряет всякое подобие убедительности, превращаясь в Мэри Сью, в инструмент сценаристов, идеального и безликого протагониста, который стоит весь такой красивый на утесе, бегает, стреляет, говорит нужные реплики.

Из подполковника, не сумевшего принять поражение в войне во Вьетнаме и решившего во что бы то ни стало выиграть войну хотя бы с обезьяной, убившей его ребят (Конг, Вьетконг – считай, одно и то же), можно было бы выжать интересного персонажа, но даже харзима Сэмюэля Л. Джексона тут бессильна.

Конец спойлеров

Рецензия на «Конг: Остров черепа» с Томом Хиддлстоном - фото 9

Итог

У фильма слишком велик процент заемных элементов: лента опирается на легендарного персонажа и предыдущие фильмы о нем, на сентиментальную связь обезьяны и девушки, которую здесь используют не стесняясь, даже не тратя время на какое-либо ее развитие – просто касаются и этого вроде как достаточно, чтобы мы вспомнили, какой она была в других фильмах.

Картина так же всем весом облокачивается на свой саундтрек, впрыскивающий ностальгию по семидесятым, старому року и хорошему кино, на Копполу, на груду звезд, которых тут хочется назвать приглашенными, потому что они выглядят статистами с двумя репликами, и на обещание того, что вот этот Конг скоро будет махаться с Годзиллой. Самостоятельностью, в общем, фильм не грешит.

Проблема тут не только в отсутствии живых персонажей, за которых хоть сколько-то переживаешь – я не требую от легкого монстр-блокбастера какой-то драмы и эмоциональных сцен, но он должен элементарно увлекать, пугать, заставлять вжиматься в кресло, переживать за кого-нибудь – хоть за Харамбе. Этого всего здесь нет.

Красиво снято, любопытная идея, но персонажи, диалоги и даже экшен-сцены написаны без какого-либо старания и мастерства, что убивает все на корню.

На меня фильм произвел скорее негативное впечатление – невозможно увлечься фильмом, когда он неспособен ничем всерьез зацепить или впечатлить. И все же, отзывы как критиков, так и зрителей, по большей части положительные. Похоже, многим хватило красивой картинки и веселого экшена (пусть и не настолько увлекательного, разнообразного и изобретательно снятого, как у Джексона), а за тот факт, что монстры на экране здесь мелькают чаще, чем в «Годзилле», которую смешали с грязью за то, что их там почти не показывали, зрители были готовы простить кучу других минусов.

Если вам хочется веселого и тупого развлекательного кино – вам стоит попробовать, хотя на мой взгляд, оно не работает даже в этом качестве. Если вы ждали чего-то большего, фильм лучше пропустить.

Комментарии 192
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
poja
poja
А где оценка по 10 бальной шкале? читать лень тбх фам