Рецензия на «Комнату»
Я не хотел смотреть этот фильм. Я очень не хотел его смотреть, прекрасно понимая, что он либо окажется нудным и фальшивым, либо настоящим и настолько пронзительным, что разорвет меня на куски. После «Танцующей в темноте» я не был уверен, что готов повторять подобное.
Джой в 17 лет похищает человек, которого она зовет Старый Ник, он запирает ее в сарае и держит ее там в качестве секс-рабыни вот уже 7 лет. Через два года заточения она рожает сына от своего насильника.
Сыну уже исполняется 5, а он до сих пор не видел ничего в жизни, кроме этой «комнаты». Она – весь его мир.
В детстве мама рассказывала Джеку, что за пределами комнаты ничего нет, а все, что он видит по телевизору – выдумка. Телелюди, телемир. Маленькая успокаивающая ложь. Но теперь Джек взрослый и Джой пытается объяснить ему, что мир на самом деле существует. Для мальчика, выросшего взаперти, это выглядит абсолютным бредом – он отказывается ей верить.
Старый Ник заходит к ним по ночам, приносит то, что Джой смогла у него выпросить. Пока ребенок спит в закрытом шкафу, Ник занимается сексом с Джой, а потом уходит.
Мальчик предлагает убить его, пока тот будет спать, но мама качает головой – они не знают кода от замка и просто умрут здесь от голода.
Каждый раз, когда я читал о том, что Бри Ларсон взяла очередную номинацию или премию за эту роль, что фильм получает все больше восхищенных отзывов критиков, я снова думал о том, чтобы посмотреть его. Но добровольно спускаться в мясорубку такого жуткого мрачняка по-прежнему не хотелось. Только поняв, что я не смогу адекватно говорить об «Оскаре» без этого фильма, я все же его посмотрел.
Все вышло, как я и предполагал – воспринимать без дрожи историю настолько тяжелую и беспросветную крайне сложно. Я пишу все эти вещи только для того, чтобы подчеркнуть – несмотря на все это, оно того стоит. Этот фильм нужно смотреть. Тем более, для большинства из вас опыт будет далеко не таким жутким, как мой, скорее всего.
И нет, мы не проводим весь фильм в комнате, и история не обрывается на безрадостной ноте, но и голливудским надуманным хэппиэндом тут не пахнет.
Картина получилась очень настоящей, честной и сильной. Никакой фальши тут нет вообще, и от этого еще страшнее. Для меня именно такие драмы и есть настоящие фильмы ужасов, где нет нарисованных монстров и призраков, есть реальные истории, которые происходят то и дело в нашем мире. Как «Безродные звери», «Звери дикого юга», «Короткий срок 12» (предыдущий фильм Бри Ларсон). Если в «Танцующей в темноте» были песни, а в «Догвилле» – нарисованная деревня, то здесь прятаться не за что. Отгородиться от ужаса тем, что это всего лишь фильм, не выходит.
«Комната» – лента очень тихая, камерная и абсолютно не голливудская. Фильм отказывается давить в лоб, пугать сценами секса и насилия, крови и грязи – понимает, что это как раз не даст почувствовать всю тяжесть ситуации, превратит историю в театр. Вместо этого он делает акцент на тех глотках счастья, которые мать и сын умудряются выжимать из этой невыносимой ситуации.
Каждая сцена наполнена напряжением, страхом за психику ребенка, который может никогда не выйти за пределы комнаты, даже если дверь откроется – как обитатели Платоновской пещеры. Как Сайфер в «Матрице».
Этот фильм не просто иллюстрирует некую жуткую ситуацию, чтобы снабдить зрителя здоровой пачкой нервотрепки, фобий и кошмаров. У него получается задавать вопросы о нежелании матерей отпускать своих детей, о части мира, которую мы способны осознать, и о других вещах, не превращаясь при этом в абстрактную метафору, не переставая быть реальной историей о живых людях.
Игра двух главных актеров – мамы и сына – безупречна, поэтому Бри Ларсон и получит, скорее всего, свой «Оскар». Я больше удивлен тем, что мальчик (Джейкоб Тремблэ), в свои семь лет сумевший показать так много, отсутствует в номинации «Лучший актер», даже второго плана. Отметили же номинацией девятилетнюю Куавенжане Уоллис, главную героиню все тех же «Зверей дикого юга» – и абсолютно заслуженно, я бы ей и «Оскар» отдал вместо Дженнифер Лоуренс. Да и мальчика из «Безродных зверей» тоже зря обделили номинацией. Мы часто смеемся над детьми-актерами, так как в большинстве случаев играют они ужасно, но при этом не спешим награждать тех, кто по-настоящему поразил своей игрой, несмотря на малый возраст. Но если бы «Академия» это умела, Ди Каприо схватил бы «Оскар» еще за «Что гложет Гилберта Грейпа».
Бри заслужила «Оскар» больше Лео в этом году, потому что такая роль требует куда больше от актера.
Пока Ди Каприо жрал сырую рыбу и мерз в ледяной воде, спал в лошади и ползал по снегу, он мог быть собой. От Бри требовалось месяцами держать в голове реальность, в которой она вынуждена всю жизнь сидеть взаперти, терпеливо сносить секс-визиты своего похитителя и насильника и смириться с мыслью, что ее ребенок никогда не заведет друзей, не залезет на дерево и не влюбится. Не думаю, что актеру от этого так легко отмахнуться – в попытках прочувствовать до конца такую роль можно запросто схватить больше, чем можно переварить. Здесь мало запомнить факты, зачитывать реплики и плакать по сигналу от закапанной в глаза фигни. Это приходится протащить через себя и тогда покажется, что ночевка в лошади – это не так уж и плохо. По крайней мере они внутри воняют не так сильно, как тонтоны.
«Комната» – в определенном смысле ключевой фильм церемонии. Нет, не думаю, что ему отдадут главную награду, ведь как правильно назвали эту ленту на ютьюбе – это Fucked up Boyhood. То же прошлогоднее «Отрочество», камерное и живое, которое Академия проигнорировала. Но важен этот фильм потому, что после него меняется восприятие остальных. «В центре внимания» и «Игра на понижение» – хорошие фильмы, но они не вызывают такого эмоционального напряжения, того маленького сатори, что дает «Комната». «Бруклин» и «Кэрол» и без того казались мне мертвыми и насквозь надуманными фильмами, а в сравнении они вообще выглядят неуместно в одном списке с этой картиной (я не про главную номинацию, а про общий список номинированного хоть за что-то лент). С ней могли бы побороться на равных «Безродные звери», но их Академия вообще обошла стороной.
Есть фильмы, которые… очень не хочется писать пошлое «заставляют задуматься». Они дают пережить чужой опыт, не всегда приятный, но ценный для понимания людей и, в конечном итоге, себя.
Мы видели сотни фильмов и сериалов про похищения, насилие, рабство, но обычно мы проводим с жертвами всего пару минут. Ключевых. Жертва истошно кричит и не верит в происходящее, затем пытается торговаться с маньяком, затем смиряется и затихает – пока от нее не начинают отпиливать какую-нибудь часть, которая дорога ей как память. Надолго камера на жертвах не задерживается – вроде и незачем, сочувствием к ней мы и так проникнемся, но этот фильм впервые полноценно раскрывает нам кошмар – очень медленный и тягучий кошмар – быта жертвы. Ее маленьких радостей, ее рутины, ее возникающих и тут же разбивающихся надежд, которые могут лишить последних сил и желания бороться дальше. Эта лента мне точно запомнится.