Рецензия на комедию «Дурные деньги» — пока волки плачут, котики фиксируют прибыль
Компания Global Film привезла в российский прокат новый фильм Крейга Гиллеспи «Дурные деньги». Это приятная и вдохновляющая комедия о борьбе обычных людей за свободу рынка акций, о том, как в пандемию в США завирусилась одна большая идея и на фоне общих невзгод создалось сообщество. Каким получился фильм рассказывает редактор «Канобу» Карина Назарова.
Финансовый аналитик и ботан Кит Гилл (Пол Дано) вложил пятьдесят тысяч долларов в акции умирающей розничной сети GameStop, продающей игры и аксессуары. За окном 2020 год, пандемия, GameStop закрывает свои магазины по всей Америке, люди теряют близких и работу. Гилл с женой Кэролайн (Шейлин Вудли) не могут позволить покупку дома для себя и своего маленького сына. Брат героя — весельчак Кевин (Пит Дэвидсон) — от безденежья устроился курьером. Их сестра недавно умерла. В общем, вся жизнь катится к чёрту, а Кит решил рискнуть своим состоянием. Может, он — безумец или глупец? Совсем нет. Детская любовь к GameStop, глубокое понимание рынка и обида на «волков с Уолл-Стрит» за то, что те годами отклоняли его резюме, приводит героя к скандированию своей финансовой программы на YouTube под овации и редкий хейт зрителей.
Каждый день он выходит в прямой эфир, представляясь «Ревущим котёнком», в футболках с котиками и пинтой дешёвого пива. Делится с пользователями своими знаниями о биржах, рынках, хедж-фондах, опционах. Искренность и честность «котёнка», его желание утереть нос толстосумам с Уолл-стрит и разоблачить систему цепляет завсегдатаев форумов Reddit, там парень ежедневно публикует скриншот своих инвестиций и мотивирует следовать его примеру.
В итоге тысячи простых людей, живущих в основном в кредит и страдающих от несправедливости системы, — от медсестёр, продавцов до студентов колледжей — пачками скупают акции GameStop, и те взлетают в цене с 4 до 400 долларов.
По ту сторону социальной изгороди — глава хедж-фонда Гэйб Плоткин (Сет Роген). Он собственноручно форсировал крах GameStop и смеялся над несчастной компанией. Гэйб сразу узнаёт о поступательном взлёте акций сети, но упрямо не замечает масштаба проблемы. «Домашние» акционеры для крупных шишек — просто глупцы, любители, а их прибыль — dumb money (дурные деньги). Куда они лезут, что хотят доказать? Неужели верят, что своими бедными зубами смогут откусить львиную голову системы? Оказывается, против одной головы может собраться целая стая. Время идёт, и шайка инвесторов добирается до кошелька Гэйба: он начинает терять по миллиарду в день и пытается спасти своё несчастное, но всё ещё супер-богатое положение.
Пока богачи перекладывают друг на друга ответственность, простые люди анонимно, почти по приколу, объединяются и начинают менять систему.
Крейг Гиллеспи в своих последних проектах обращается к проблемам низов и социальной несправедливости. В «Тоне против всех» фигуристка из бедного района и неблагополучной семьи борется за первое место на олимпиаде. В «Круэлле» показано как девочка-сирота проходит путь от уборщицы до дизайнерки-революционерки и в конечном счёте подрывает статус элиты. В «Пэм и Томми» история слива порно-кассеты успешных Памелы Андерсон и Томми Ли частично показана с перспективы бедняка-разнорабочего и неудачника Ранда Готье, решившего отомстить Ли за задержку зарплаты. Неудивительно, что в 2021 году, когда разразился скандал вокруг GameStop и резкой демократизации финансового рынка, Гиллеспи сразу задумался о съёмках будущего фильма.
Волна популярности жанра о финансовых хитросплетениях сошла на нет — «Наследники» с их многомиллиардной медиа-корпорацией и шекспировским размахом вытеснили всех конкурентов с рынка, показав, что богатые скорее плачут, чем смеются. Оттого «Дурные деньги» кажется каким-то по хорошему приятным возвращением в кино вдохновляющих историй с уникальными невыдуманными персонажами.
В отличие от «Социальной сети», «Волка с Уолл-стрит» или «Игры на понижение», «Дурные деньги» — не о дороге к золоту, а про важность противостояния и ценность общей идеи, которая оказывается дороже любых капиталов.
С жанром «успешного успеха» фильм роднит только сценарий — фильм снят по мотивам нон-фикшна Бена Мезрича, он же написал книгу, лёгшую в основу «Социальной сети» Дэвида Финчера. Но формально Гиллеспи избирает иную стратегию для показа своей истории. Он не вдаётся в скучные подробности финансовых махинаций и не выделяет протагониста, а возводит в статус главного героя целое сообщество азартных энтузиастов. Камера оператора Николаса Каракатсаниса не следует по пятам за Китом, не застревает в роскошных особняках Плоткина и даже не шибко уделяет внимание основателю Robinhood (независимого приложения по покупке акций и выводу денег без комиссий) Владу Теневу (Себастьян Стэн). Гиллеспи волнует только движение идеи, её развитие и выход к масштабному событию.
Поэтому режиссёр связывает сцены из жизни героев динамичным монтажом, постоянно фиксируясь на движении — пробежках главного героя, велосипедных прогулках его братца, на том, как что-то общее невзначай происходит в разных частях Америки. Вдруг люди в одно и то же время начинают подпевать песне Humble Кендрика Ламара, все вместе открывают одинаковый сайт. Между склейками на экран просачиваются элементы декстоп-кино: мемы и видео из соцсетей, новостные репортажи, записи экрана, что позволяет и зрителю оказаться причастным к этой истории. С драматическим содержанием Гиллеспи тоже обходится по-особенному. Он формально замедляет многие сцены, подробно показывает теплоту отношений героев, красоту их взаимопонимания и разряжает всю милоту иронией и уместными шутками. При этом режиссёру удаётся выдержать дистанцию, он здесь не погружается в личное, а старается сохранить своим персонажам некоторую анонимность.
Конечно, реальный финал этой истории не так позитивен, как может показаться. Кит Гилл больше не ведёт свой YouTube-канал и другие соцсети. Многие простые люди-инвесторы потеряли на акциях GameStop большое состояние. У богатеев с хедж-фондов всё по-прежнему хорошо, разве что появилось больше тревоги перед «дурными деньгами». Но в своём кино Гиллеспи даже богатым оставляет человеческое лицо, показывая их неловкими и часто странными, обычными людьми. Признаться, на них режиссёру, в сущности, наплевать. Куда ближе — Пол Дано и его брат по экрану Пит Дэвидсон, чертовски обаятельные ребята, живущие действительно на полную, хоть и в бедности. По итогу «Дурные деньги» неожиданно получился очень милым и добрым фильмом, уютной и мудрой комедией, в которой даже отчаянный зимне-весенний сеттинг пронизан вдохновляющей атмосферой. Ох, кто бы мог подумать, что в 2023 году придётся ностальгировать по пандемии?