Рецензия на комедию «Батя». Скетчи о детстве 90-х от создателей «Физрука» и «Сладкой жизни»
Выход новых комедий, основанных на «родных» отечественных реалиях — всегда приятная новость. В зарубежных фильмах, очевидно, идет речь о вещах пусть и понятных, но довольно далеких от российского зрителя. Юмор — не всегда универсальный инструмент, и снять фильм о России девяностых иностранцы, понятное дело, не смогут. По крайней мере, без четкого клюквенного вкуса.
Уже по трейлеру несложно догадаться, что «Батя» — абсолютно «наш» проект. Этот фильм играет только на ностальгии по 90-м — или псевдоностальгии, для зрителей помладше (вроде меня). И немного — на благоговейном ужасе перед теми временами, когда ботинки приходилось покупать навырост, а вареную сгущенку соскребать со стены.
«Батю» сняла российская компания Good Story Media, которая стартовала с «Ворониных» — одного из самых долгоиграющих отечественных комедийных сериалов. Потом были «Восьмидесятые», «Физрук» и «Сладкая жизнь» — неплохие в целом проекты, пусть без гениальных идей, но по крайней мере смешные и заточенные именно под российского зрителя. Под шутки про «гелики», саундтрек из российской попсы разных десятилетий и образы, которые больше нигде не увидишь.
Начинается фильм с современности: с Макса, героя комика Стаса Старовойтова. Это его первая актерская роль, не сильно, впрочем, отличающаяся от его стендапов. Вместе с женой Ириной (Надежда Михалкова) и детьми Настей (Диана Енакаева в модных косичках) и Димой (Севастьян Бугаев) готовятся к юбилею того самого Бати.
Имя Бати (суровый Владимир Вдовиченков) мелькает ближе к концу фильма, но оно несущественно. Это не человек, а собирательный образ брутальных отцов, которые пьют водку вместо чая и способны наказать одним взглядом.
Ожидаемо, Батя отказывается ехать в шумную и суетливую Москву из Нижнего Новгорода. Поэтому Макс собирается и вместе с семьей едет к нему сам. По дороге он наконец проводит много часов наедине со своими детьми и размышляет на тему того, каким отцом стал. Пока сын и дочь дерутся из-за планшета или отказываются играть «в города», Макс вспоминает свое тяжелое детство с деревянными игрушками, прибитыми к полу.
Получился ли из него в итоге «настоящий мужик», которого Батя пытался воспитать из Макса? Был ли сам Батя хорошим отцом, дал ли он сыну все необходимое, чтобы тот мог заботиться о собственной семье? Один из продюсеров фильма — бывший резидент Comedy Club Гавриил «Гавр» Гордеев. Именно он объяснил, что «Батя» будет честно и понятно рассказывать о мужской половине своих зрителей. И это оказалось правдой.
Что необычно, матери в фильме почти нет. Елена Лядова, исполняющая ее роль, мелькает всего раз или два, далеким, непонятным и абсолютно не прописанным образом. Она для Макса такая же волшебная и строго дозированная, как бенгальские огни на Новый год.
Изначально фильм задумывался как сериал, что очень чувствуется. В итоге из него получилось что-то среднее между роуд-муви и скетч-шоу. На ум невольно приходят все старые выпуски «Ералаша»: именно в них мне ярче и смешнее всего показывали, как протекало детство моих родителей. Стоит уточнить, что детство Макса проходило чуть позже, захватывая конец 80-х — начало 90-х.
«Батю» уже прозвали взглядом миллениалов на девяностые, и это абсолютно справедливо: фильм идеализированный, пропитанный светлой грустью и не очень реалистичный. Но, по крайней мере, это не очередные бандитские разборки.
По темпу кино очень похоже на партию в пинг-понг между примерами современных тепличных условий и суровым безденежным детством. Если Макс учит сына считать с помощью приложения на планшете, он тут же флэшбэчится в свою занимательную арифметику. Сцена с кладбищем есть в трейлере, и чернушно-смешная она даже вне контекста: Батя несет Макса на плечах и заставляет его считать возраст умерших, глядя на даты с могильных камней.
Проблема в том, что в современной линии нет ничего настолько же смешного или хотя бы милого. Сюжет получился не самым плохим, но местами неуклюжим и клишированным: это явные костыли, которые двигают историю вперед, чтобы фильм не состоял только из флэшбэков. Впрочем, спасибо и на том, что обошлось без брюзжания и осуждения современных детей.
В фильме вообще нет никаких оценок — это самое большое его достоинство. Никто не диктует с экрана ответы на вопросы, которые сам себе ставит Макс. Игрушечный бластер с десятками пуль не лучше и не хуже, чем любовно выстроганная Батей деревянная балка с защелкой. Просто 90-е отличаются от нашего времени, и одним детям достаются технологичные игрушки, а другим — богатое воображение.
Батя не был во много раз хуже Макса, и вряд ли можно сказать, что был лучше. Он просто был другим. Это самое «другое» все отдаляется и отдаляется от современных реалий, но именно так воспитывалось не одно поколение людей в нашей стране.
Поэтому «Батя» вышел пусть и простым, но при этом добрым и действительно забавным. Вряд ли на нем всерьез кто-то прослезится, финал картины все-таки не дотягивает до уровня драмы. Зато он прекрасно показывает полную беспомощность двух взрослых «настоящих мужчин», когда им надо выразить свои чувства. Беззлобно, реалистично и с некоторым сочувствием.
И еще один настоящий подарок этого фильма — исполнитель роли Макса в детстве, Андрей Андреев. Этот мальчик напоминает одновременно ребенка с советских плакатов и иллюстрацию из сборника сказок. Он связывает все воедино и вытягивает слабые места своей наивностью, искренностью и отличной актерской игрой, которую дети выдают очень редко.
Когда маленький Макс смотрит на Батю с нескрываемым восторгом и повторяет за ним каждое движение, легко поверить, что его отец был самым лучшим. Вопреки всем минусам и деревянным игрушкам.