Knock-knock!
Снаружи
В темном-темном лесу стоит темный-темный дом, который служит одновременно и научной станцией, и жилищем. Вы играете за Жильца, смотрителя этого дома, который отбрасывает страшную тень, напоминающую ежика-монстра. И все было хорошо, пока не начали происходить странные события. То вещи пропадут, то слышится странный шум, то кто-то стучится в дверь, то странные следы. Потом, в определенный момент Жилец увидит, как из леса приближается что-то страшное. А в доме кроме нас никого нет и в помине. Но это все задачи на будущее, потому что сейчас настала темная ночь и надо как-то продержаться до рассвета, сохранив свой рассудок. Не смыкая глаз, не расслабляясь, бегать по дому и прятаться в углах, зажигая свет и пытаясь спастись от того неведомого, что ищет во мраке. Что это? Это все игра воображения или гости извне? Что на самом деле происходит и какой из этих миров реален: тот, где неведомое находит осязаемое воплощение или тот, над которым навис гигантский монстр?
Несмотря на такую завязку, геймплей Тук-тук-тук не блещет изысками. Жилец просыпается в сумерки, встает с постели, зажигает свечу и начинает обследовать дом. Замените лампочку, включите свет, чуть-чуть подождите и глаза Жильца привыкнут к свету, а в комнате появится мебель. Как только прогремит гром, то нам покажут комнату, в которой появились «гости». С этого момента начинаются прятки. Мы прячемся за мебелью и по углам, бегаем по лестницам и всячески учимся избегать «Гостей», будь то перекати поле или невидимка, оставляющая вполне видимые следы. Также настойчиво ищем бонусы, которые позволят немного ускорить время. В конце концов, дождаться рассвета в здравом уме – вот наша главная задача. Забавный факт: это первая игра Ледорубов где время наш друг, а не враг.
Дом, кстати, генерируется случайным образом и со случайными гостями. Поэтому пугающие сюрпризы постоянны как при новой игре, так и при перепрохождении уровней. Хотя, конечно, есть шанс, что вы пробежите всю игру от начала до конца, не встретив ничего опасного, и хмыкнете. А может быть наоборот, вас начнут угнетать толпы призраков уже на обучающих уровнях. Не надо пренебрегать рекомендациями в начале игры: играйте одни, играйте ночью, заприте все окна и двери. Хоть это и не чистый хоррор, но пренебрегать такой атмосферой щекотания нервов просто глупо.
В ней надо смотреть, слушать, прятаться. Или не прятаться. Пожалуй все.
— Николай Дыбовский, глава студии IcePick
Соблюдать правила игры! Только для этого необходимо понять, во что с тобой на самом деле играют.
— инструкция на обложке
Внутри
А внутри это все такая же игра от создателей Тургор, только на этот раз с размахом поменьше, что она вполне сойти в Steam на местные инди-хэппенинги вроде Shelter. Аллюзия проста: дом это мозг, а герой это сознание, которое вспоминает и зажигает огоньки разума, пока подсознание бурит дыры и монстров в бедной черепушке. Тук-тук-тук - это игра про замкнувшегося в себе человека, которого одновременно и терзают собственные гады, и на которого давят извне. Это про погружение внутрь себя. Тут уж либо пройдешь порог вхождения, либо нет. В отличие от Тургор, игра облачена в более осязаемую форму, но в этом кроется опасность, так как игрок может пройти игру так и не пройдя порог вхождения. Впрочем, даже если и войдет, то не факт что тема замкнутости ему близка – мало ли, разные люди бывают.
Кстати, для причины замкнутости героя даже снабдили игру несколькими сюжетами, плавно пересекающимися между собой, что даже непонятно какой где. Но думаю это выбирать каждому из нас почему герой замкнулся – от себя, от проступка, от чувства вины? Что это за дом и как ваша семья оказалась тут?
В любом случае эта игра как всегда не про то, что происходит с помощью клавиш, а про то, что происходит с играми умов. Они играют с тобой, а ты играешь с их головоломкой. Кучи вопросов, но так мало ответов, до которых придется доходить самому. Собственно их понимание и понимание во что ты играешь – это и есть главная игра. Потому что когда поймешь, то будешь знать что делать и как делать.
Итог
Честно сказать я боялся за эту игру. Это была затея, которая вполне могла оказаться очередным психозом потерявших сноровку игроделов. Но все оказалось хорошо. Да, тут есть неудачные приемы, но игра ощущается как живая. В то время как современные «малые формы» вместо содержания лишь дают арт-намеки и расплальцовки о том, что здесь «все не просто так и имеет смысл», есть еще и те, кто делают что-то настоящее.
Маленькая игра внешне, но большая внутри. Пожалуй, такого настоящего внутреннего объема сейчас себе практически никто не может позволить, а Knock-knock! – это игра настоящая и местами живая.