Рецензия на «Кэрол и конец света»: с любовью, Апокалипсис
На Netflix вышел новый анимационный сериал «Кэрол и конец света» от сценариста сериалов «Сообщество» / «Однокурсники» (Community) и «Рик и Морти» (Rick and Morty) Дэна Гутермана. Полина Резникова рассказывает, как это шоу находит в повседневности и рутине духовное спасение перед лицом апокалипсиса, что вот-вот заявится на горизонте.
Мы все умрём. К Земле приближается другая планета, способная уничтожить наш мир с вероятностью больше ста процентов. Осталось всего семь месяцев, чтобы воплотить в жизнь самые смелые фантазии: научиться играть на фортепиано, прыгнуть с парашютом, устроить оргию, совершить кругосветное путешествие. Лишь одна тихая женщина Кэрол чувствует себя неприкаянно посреди праздника гедонизма. У нее нет мечт и планов, ей нужна лишь её понятная рутина.
Рассуждая об апокалипсисе, сценаристу «Сообщества» и «Рика и Морти» Дэну Гутерману, удаётся построить интереснейшее наблюдение о нашей сегодняшней жизни. В первую очередь люди отказываются от любого проявления капитализма. Компании закрыты, работы больше нет. Деньги перестают иметь значение, выдачей необходимых продуктов занимаются военные. Попасть на любой круиз и выпить май-тай на солнечном берегу теперь можно совершенно бесплатно. Для Кэрол в капиталистической рутине и заключалось спокойное счастье. На пороге смерти ей больше всего не хватает переработки отходов и чувства, когда удалось сэкономить немного денег на покупке по акции. Неудивительно, что первый искренний интерес за долгое время у Кэрол вызывает загадочная дама в офисном костюме, едущая утром в совершенно пустом метро. Проследив за ней, героиня обнаруживает идеальное место — работающий офис.
Белые воротнички постоянно печатают что-то на компьютере, перебирают документы, не особо понимая глобальной цели своих задач, и возвращаются за унылый стол пять раз в неделю. Абсурдное решение, которое сегодня принимают миллионы людей по всему миру, но даже приближение апокалипсиса не может изменить их привычек.
Гутерман создает образ потерянной массы, мало отличающейся от общей потерянности современного поколения. В этой безликости Кэрол удаётся разглядеть личности и найти настоящих друзей, а вместе с ними и истинный смысл своего существования.
Уникальность главной героини в чётком понимании своих истинных желаний. Пока человечество пытается успеть всё и сразу, она не оглядывается на других и следует зову собственного сердца. Люди, появляющиеся в ее жизни на пороге конца света, также оригинальны в простоте своих поступков. Вместе они пройдут через множество банальных, но таких понятных, событий. Об их фантастичности будет напоминать лишь огромный шар в небе, уже воспринимающийся как часть привычного пейзажа.
«Кэрол и конец света» — не плотная комедия, которую можно было ожидать от её автора. Это медитативное шоу, засасывающее в свою пучину безысходности, как и монотонный голос главной героини.
Гутерман прибегает к своим излюбленным приёмам переработки поп-культуры, вставляя намёки, например, на Уэса Андерсона и Роберта Эггерса, но делает это с драматичной улыбкой на лице. Вместо бойкого ритма предыдущих шоу, «Кэрол» звучит в миноре с огромным количеством пауз и долгим наблюдением за пространством. Помещая в центр, на первый взгляд, совершенно не примечательную героиню, проект и дальше рассказывает истории персонажей, которые в сериалах и жизни, существуют лишь на заднем плане.
Как сама Кэрол совсем не вписывается в праздное буйство человечества, так и сериал про неё совсем не похож на другие примеры современной анимации. Это глубокое меланхоличное произведение, где банальная поездка за тонером для принтера может приобрести невероятное значение. Из таких простых действий складывается крайне депрессивное и одновременно удивительно духоподъёмное произведение. Глубокое, искреннее и совершенно уникальное в своём размышлении о сегодняшнем дне, который не жаль потратить на «Кэрол» несмотря на апокалипсис за окном.
Оценка: 9 из 10