Рецензия на «Хардкор»
Фильм, друзья мои, крут как яйца. Это не просто хорошо, это божественно, лента не просто оправдала мои завышенные ожидания, она их превзошла, удивив изобретательностью каждой сцены. Иными словами, на «Хардкор» надо идти прямо сейчас, не дочитывая рецензию. Лучше дважды.
Те, кто читает меня давно, знает, что российскому кино я никогда скидок не делал. Я не пишу на него обзоры вообще, я боюсь его смотреть. Даже то, что советуют, поэтому оценка честная и неожиданная в какой-то мере для меня самого. У нас фильм критики приняли почти единогласно, на западе мнения разделились примерно поровну. Это может пугать, но нужно учитывать, что лента и впрямь не для всех, люди старше 35 в нее, похоже, просто не врубаются, не подключаются к фану. В данном случае это касается всех критиков-старперов, которую пытаются мерить фильм старыми, абсолютно неподходящими ему параметрами. В общем, есть шанс, что фильм вас не раскочегарит, но если он в вас попадет – держите шляпу.
У нас в кои-то веки есть шанс не просто порадоваться хорошему русскому фильму, а по-настоящему им гордиться. Мы наконец-то вышли на мировой уровень с фильмом, за который не стыдно, который зарубежные зрители рвутся смотреть. Мама мия, как приятно это писать.
Это живая смесь «Рейда» и Kung Fury, Mirrors Edge и Hotline Miami.
Я нарочно не вспоминаю «Адреналин», «Пулю в голову» или «Пристрели их». Несмотря на то, что они все тоже про веселый трэш и угар, ощущались они совсем по-другому. «Хардкор» может показаться проходным низкобюджетным трэшачком, интересным только нишевой аудитории, но для меня он перерос этот ярлык. Это не просто «проба пера», а внятная заявка на самый значимый новаторский проект года, а для многих, включая меня, и на лучший фильм года вообще. Потому что таких ярких эмоций я не получал довольно давно.
И дело тут не в том, что фильм от первого лица, это так круто само по себе, а в том, что эти ребята взяли формат, в котором очень сложно работать, формат, где еще не нащупано верных путей и нет готовых решений, и выжали из него максимум – с первого раза. Я правда в кои-то веки не знаю, как его можно было бы еще улучшить. Разве что заменить GoPro 3 на 4 (которая еще не вышла на момент съемок) с ее разрешением 4к, но в остальном… вау!
История создания
Эта статья грозит превратиться в роман, поэтому давайте сжато по пунктам:
В 2008 Илья Найшуллер основывает рок-группу Biting Elbows («Кусая локти»), на песни которой сам снимает ряд клипов, которые куда более выделяются на общем фоне, чем сама музыка. Великолепная картинка, всегда туманный, но любопытный сюжет, нарочитая киношность.
В 2012 их первый клип, снятый от первого лица, The Stampede, набирает популярность в сети, поэтому ребята решают снять продолжение. Им становится клип на песню Bad Motherfucker. Он продолжает ту же историю «побега из офиса», где герой с телепортатором, срабатывающим от соприкосновения с водой, пытается смыться от толпы противников, попутно отстреливаясь и совершая неожиданно крутые трюки. Клип снимается долго и мучительно, ибо кончаются деньги, но когда, наконец, выходит, моментально расходится по сети (на данный момент у него почти 33 миллиона просмотров).
На следующий же день после суперуспешного запуска рокового Bad Motherfucker Илье пишет некий Тимур: «Из этого можно сделать полнометражный фильм». Илья думает: «Ага, ща». Тимур предлагает выделить под этот фильм деньги, но Илья отказывается.
Через неделю настойчивый Тимур звонит снова и заходит с другого конца: «А ты бы хотел посмотреть крутой полнометражный фильм, снятый от первого лица? Вот прямо сейчас, в кино». Илья отвечает «да». «Тогда иди и сними его».
Что-то в Илье ломается и он понимает, что должен это сделать. Так Тимур Бекмамбетов сделал возможным «Хардкор», за что я уже простил ему все сомнительное, что он творил до этого. И все, Бекмамбетов ничем кроме помощи с проектом не связан. Он его не снимал, поэтому если вы боитесь идти из-за недоверия его имени – зря, тут это никакой роли не играет.
Илья задумывается о сценарии, набрасывает общую схему и понимает, что главному герою нужен напарник, который и будет тащить на себе весь фильм, так как главного героя мы не видим, ведь мы воспринимаем мир его глазами. Он решает, что ему нужен Шарлто Копли, на что Тимур отвечает «А я его знаю, сейчас свяжу».
Шарлто с опаской изучает Илью – человека без какого-либо киноопыта и образования, который собирается вломиться на территорию, на которую боялись лезть даже опытные режиссеры. Да, есть фильмы со сценами от первого лица и даже несколько целиком снятые «из глаз», но снять экшен, закрепив камеру на актере? Это безумие. Именно безумие и подкупает Копли, который видит в этом возвращение к корням, когда они с Бломкампом снимали в родной Африке «Девятый район». Илья выдумывает идею, которая должна окончательно соблазнить Копли – он даст ему играть не одного, а целый выводок разных образов. Это срабатывает и Шарлто подписывается на роль.
Именно Копли и склоняет в результате Илью к более фановому тону, изначально Найшуллер задумывал куда более драматичный и серьезный фильм.
Далее Илья уходит в рисерч, смотрит все фильмы, которые пробовали нечто подобное: «Леди в озере», «Маньяк», «Вход в пустоту» и прочие. Если какой-нибудь умник опять вскочит с «Но он же все украл у экранизации Doom», то я кину в него табуреткой. «Леди в озере» была снята целиком от первого лица в 46 году! В Doom была одна траханная сцена от первого лица с оружием в кадре – даже «Брат 2» сделал это на 5 лет раньше, но ее все равно вспоминают чаще всего (ибо она была единственной хорошей частью фильма).
Тот же недавний «Маньяк» хоть и снят от первого лица, такого ощущения присутствия и пребывания в шкуре героя все же не дает (хотя фильм в любом случае хороший). Так что, так или иначе, здесь мы первые.
Как фанат «Рейда» Найшуллер хочет сделать нечто не уступающее ему в плане напряжения и уровня хореографии боевых сцен, поэтому связывается с Гаретом Эвансом, режиссером «Рейдов», и советуется насчет некоторых моментов. Пора приступать к съемкам.
Бекмамбетов предоставляет финансирование, плюс вложения от нескольких крупных российских инвесторов, но уже на начальном этапе возникает идея краудфандинга. Илья выступает против – еще абсолютно неясно, получится ли из этого что-то вообще, он не готов просить под такое деньги у зрителей.
Он решает сначала снять фильм и убедиться, что это действительно фильм, затем уже просить деньги на постпродакшен – подрихтовать спец-эффекты и т.д. Так в итоге и получается, люди в восторге от выложенного куска фильма, команда быстро набирает необходимую сумму, плюс получает свою армию фанатов. Я влюбился в фильм как раз в этот момент.
Ну а дальше – главный приз кинофестиваля в Торонто, аплодирующие залы и далее по списку. Вчера стартовала российская премьера, сегодня – мировая. Большинство видеообзоров, что я видел, взрываются позитивом.
Опасения перед просмотром
Лично у меня было 4 главных опасения, которые могут возникать и у вас:
- Сюжет окажется невыносимо тупым.
- Камера GoPro 3 не вытянет по качеству и картинка будет не киношной, а чем-то вроде ютьюб-видео на 240p, растянутого на киноэкран.
- Полтора часа от первого лица будут утомительны или скучны просто из-за ограничений, которые это вешает на нарратив.
- В экшен-сценах от первого лица меня будет укачивать или тошнить, а происходящее будет сливаться в неразличимое месиво.
Могу сказать, что все мои опасения в кои-то веки оказались напрасными. Сюжет и впрямь незамысловат, но тупостью не возмущает, здесь все очень к месту. Эмоциональный слой у фильма есть, и Генри, и Джимми (его наставнику/напарнику/проводнику, которого играет Копли) действительно сочувствуешь.
Копли, к слову, здесь богоподобен и его здесь куда больше, чем я думал. По сути, у него главная роль, он почти постоянно на экране вместе с Генри. У Тима Рота, к сожалению, наоборот, лишь крохотное камео, но примечательно, что он сам спросил у Найшуллера – я тебе нужен, мол, а то я с радостью.
Посмотрев первый трейлер, я испугался, что они решили сделать сюжет совсем двухбитным, а силы сконцентрировать в другом месте, просто забив на историю. Альбинос-телекинетик похищает жену воскрешенного беспамятного киборга? Вы издеваетесь? Но при просмотре это магическим образом перестает быть проблемой, во-первых, потому что все оказывается сложнее, чем представлялось, во-вторых, потому что фильм настолько затягивает, что все сомнительные вещи становятся абсолютно правдоподобными, ты им веришь, ты понимаешь, почему все устроено таким образом.
Картинка с GoPro реально неплохая, несмотря на все ограничения, никаких выпадающих засветов, которые были в тех же клипах, здесь нет. Смотрится и чувствуется как полноценное кино, без скидок. Действие не всегда четко видно, но оно угадывается, оно чувствуется и в него верится, что куда важнее. Вы понимаете положение героя в пространстве, где он и что происходит, даже если экран на секунду превращается в месиво. Это не дезориентирует. Трейлер смотрелся куда хуже, так как там сцены вырваны из контекста и покромсаны на совсем мелкие куски, в фильме же дубли долгие и склеены практически в один непрерывный кусок жизни героя, поэтому да, с этим все куда лучше, чем можно решить по трейлеру.
Меня не укачивало, хотя тут все зависит от человека и его особенностей восприятия. Но если вы спокойно смотрите трейлер, то и фильм у вас проблем не вызовет.
Полтора часа практически непрерывного экшена смотрятся на удивление легко и приятно. Экшен очень разнообразный – то паркур, то погоня, то перестрелка, то рукопашная, то еще что-то. Враги меняются, оружие меняется, в каждой сцене находится какая-нибудь изобретательная и неожиданная деталь, которая ее преображает. Ничего скучного и стандартного тут нет, фильм фонтанирует реально впечатляющим креативом.
По сравнению с «Хардкором» даже «Рейд» и «Безумный Макс» кажутся очень сюжетно-насыщенными, но это фильму не мешает. Весь этот экшен сюжетно обоснован, мотивацию персонажей понимаешь, поэтому это не просто рандомные сцены взрывов и погонь, склеенные в подобие общего целого без какой-либо истории.
Что следует знать о фильме
-
Все трюки реальные, эффекты – практические, графики минимум. Когда в трейлере вы видите, как Генри бросает гранату в люк минивэна и его поднимает в воздух взрывом – это реальный минивэн, реальный взрыв под актером, которого сдергивают краном и сажают на движущийся мотоцикл.
-
Фильм очень кровавый. Не как «Дэдпул», который позволил себе пару брызг и пинок отрубленной головы, а реально кровавый. Оторванные конечности, разрывание груди противнику и копание в органах. Очень черный юмор. Так как это жесть фановая, у меня никакой тошноты не возникало, но вдруг кто чувствительный. Ах да, присутствует добротный мат.
-
Фильм очень смешной. Это можно назвать экшен-комедией или откровенным трэшем и угаром – но в лучшем смысле этих слов. Это отрыв по полной, все что кажется забавным – в фильм. По барабану на толерантность, уровень жестокости и на то, кого оно там обидит или вызовет тошноту. Я хохотал практически не переставая. Шутки иногда прямые, как удар членом в лоб, но никогда – сортирные. Юмор крайне изобретательный и очень мощно дополняет картину. > От внезапных фраз вроде «Ты наполовину робот, наполовину – ссыкло!» можно чихнуть попкорном. Вне контекста оно может и теряться, но в фильме смотрится безупречно. Тут однозначно будет, что цитировать.
-
Свежевоскрешенный в виде киборга герой не только беспамятный, но и немой. Голосовой модуль не успевают вставить. Помимо того, что это очередной кивок в сторону игр с их silent blank slate protagonist, с которым игроку легче себя ассоциировать, это еще и объясняется сюжетом под конец.
-
Из российской версии МинКульт вырезал сцену, в которой Генри застал пару полицейских за попыткой изнасилования девушки и одному раздавил яйца своей роборукой. МинКульт счел, что это порочит светлое имя российской полиции. Но это ничего, так как нашим славным правоохранительным органам в фильме и без этой сцены достается по полной.
-
Обычных противников герой убивает и идет дальше, в копа он зачем-то всадил всю обойму. ГИБДД тоже досталось. Социальный комментарий? Часть фантазии? Это бы объяснило и крайне доставляющую сцену с гопниками. Илья явно урыл всех, кого мечтал, в своем фильме. А что Шнурова за ноздри плоскогубцами и BadComedian’a на сетку под напряжением – это уж они сами напросились, согласившись на камео.
Это фильм или игра?
Теперь о самом напрашивающемся сравнении – игры. Сами создатели называли «Хардкор» смесью кино, игры и американских горок. Важно отметить – не переносом сюжета игры в кино, а именно смесью двух медиа. Вы и есть главный герой, вы им не управляете, но так как большинство действий ему приходится выполнять почти инстинктивно, они воспринимаются как то, что вы бы и сделали. Тут некогда думать и расходиться во мнениях, все на рефлексах, поэтому нет, я бы не сказал, что фильм похож на просмотр чужого стрима или наблюдение за тем, как друг играет во что-то. Вы не чувствуете себя сторонним наблюдателем, вторичным потребителем игры, вы – главный герой. Без посредников. Он знает только то, что знаете и вы – о мире, о героях, даже о себе самом, поэтому синхронизация Генри со зрителем максимальная.
Фильм сближает с игрой не только пресловутое первое лицо, куча вещей здесь подчинена логике видеоигр. Немой протагонист, наставник, который проводит туториал и выдает квесты, уровни и мини-боссы, волны противников, стелс-миссия, эскорт-миссия, миссия за снайпера, «рельсовая» миссия-тир с турелью, подбирание оружия убитых противников, маркеры на карте, глобальная задача «Спасти жену» и вспомогательные квесты «Достань Хреновину». Список можно продолжать. Если у вас есть сомнения, то… герой дерется с танком… катаной (почти шашкой), а злодей использует в качестве метательного орудия голую шлюху (их тут много и все почти одинаковые, как в играх, где одна модель на всех однотипных npc). Вы еще не ушли в кино?
В играх мы такое обожаем, так почему с кино такой подход у некоторых вызывает отторжение? Какая разница, в какой формат упакован фан?
У каждого умника найдется несколько очевидных референсов. «А, так это типа Battlefield, только фильм» или «Ясно, это Mirrors Edge с кучей стрельбы» или «Короче, Saints Row от первого лица». Все это будет правильной, но отнюдь не исчерпывающей догадкой. Здесь есть все – с миру по нитке. Это напоминает и Bulletstorm, и Wolfenstein. Илья признавал и вполне конкретные референсы – сарайчик из Left for Dead, миссия из CoD, накручивание глушителя из Golden Eye и так далее.
Это больше, чем экранизация конкретной игры, не только потому, что их тут много. Экранизации игр берут знакомый нам мир, сюжет, персонажей и показывают в новом, часто измененном, виде. Это в любом случае перевоплощение, спин-офф с общими элементами, но очень часто мы жалуемся на одну простую вещь – они не дают того ощущения, что давала игра. Это с одной стороны абсолютно понятно, с другой – сильно разочаровывает.
«Хардкор» – лучшая экранизация игр просто потому, что он переносит в киноформат не знакомые элементы сценария или геймплея, а само ощущение от игры. Тот кайф, который вы чувствуете от хэдшота, от проведенного комбо, от убитого босса, пройденного уровня и успешного прыжка. И что еще важнее, фильм Найшуллера переносит в кино тот самый сорт фана, на который мы все подсели с наших первых видеоигр.
Неважно, какой сюжет и графика, игра просто прет, она гонит адреналин по венам, заставляет хохотать не потому что смешно, а от накатывающего волнами фана, который захлестывает и накрывает с головой, не сбавляя обороты, удивляя каждую минуту чем-то новым. Смех – это реакция на парадоксы, на неизвестное, сбивающее с толку. В любой непонятной ситуации – смейся. Здесь смеешься и от шуток и от зашкаливающего драйва.
Это экранизация любви к играм, к чистому незамутненному растворению в действии, когда на пути фантазии не встает ничего: хочешь – выкинь в окно собаку, сражайся с армией зомби, запершись в сарае, убей автоматчика, воткнув ему в шею дворник, сорванный со старой машины. Это не кинологика, это логика игр, логика фана и трэша.
Я не понимаю Кодзиму и весь обдолбанный сюжет MGS, пересказ которого довел меня до колик, но он очевидно работает для фанатов, работает внутри игры, я просто смотрю не с той стороны, применяя к нему логику этого мира. С «Хардкором» схожая ситуация – да, сюжет можно назвать простым, а злодея – картонным. Но мне абсолютно расхотелось это делать. Потому что у меня нет претензий, я просто перестал понимать, как и зачем к этому придираться.
Забавно, что все фильмы, поразившие меня до глубины души в последние годы, заставлявшие подпрыгивать от напряжения на краю кресла – они не голливудские. Австралийский «Безумный Макс», индонезийские «Рейды», шведский Kung Fury, теперь еще и русский «Хардкор». Очевидно, что эти фильмы имеют много общего. «Дэдпул» был прорывом, но прорывом для ссыкливого Голливуда, для довольно консервативного формата супергеройских блокбастеров.
В сравнении с этими колоссами смелости, новаторства и невиданного уровня экшена, «Дэдпул» выглядит традиционным как миссионерская поза и несмелым, как пробующие ее впервые.
С «Бэтменом против Супермена» вышло так, что я посмотрел фильм, попытался максимально оправдать его в своей голове и в рецензии, но, когда через пару дней меня позвали в кино еще раз, я не пошел. Просто понял, что мне нечего там смотреть второй раз. Я не отказываюсь от выводов рецензии, и все же это стало вердиктом. Я болею за фильм, меня бесит мизерный процент хороших рецензий на томатах, но я не хочу его пересматривать и мои воспоминания о нем тают очень быстро.
С «Хардкором» эффект вышел обратный. Я балдел при просмотре, восторженно хвалил фильм после, но вскоре я понял, что он вынес меня на такой уровень удовольствия, что мне не хочется его отпускать. И я стал в прямом смысле обмазываться им – смотреть ревью, видео со съемочной площадки, интервью с Ильей и Шарлто – просто чтобы еще немного погреться в лучах этого кинособытия.
А потом я понял, что дело не в том, что фильм – шедевр или новый шаг в кинематографе, что он скрасил мне вечер. «Хардкор» сделал меня счастливым. А это, простите, дохрена.
Чем дольше я варился в послевкусии, тем больше меня вдохновлял тот факт, что русский вокалист/гитарист без режиссерского образования и опыта смог с простого клипа на youtube прыгнуть выше головы и снять новое слово в кинематографе – двинуть туда, где еще никого не было, просто потому, что никто не понимал, как это сделать хорошо. И Илья не просто снял первый фильм в этом формате, он выжал из этой идеи абсолютный максимум. А вот это уже совсем невероятно.
Этот фильм заставляет гордиться Российским кино (вот строчка, которую я не ожидал написать в ближайшие годы), не только потому что мы его тут посмотрим и порадуемся, а потому что наше кино снова станет чем-то, что люди знают во всем мире. Хотя бы на один фильм. «Хардкор» своей смелостью, талантом и невероятным уровнем профессионализма перевешивает все то дерьмо, что старательно намазывали на наши сердца Сарики, «Самые лучшие фильмы», сраное «Горько» и прочая содомия.
Я знаю, что есть хорошее скромное российское кино, но большая его часть по настроению – пособие для самоубийц. Теперь у нас есть противовес – фильм, который на сто процентов состоит из фана, ему плевать на мораль, загоны, экзистенциональную тоску.
Это геймерская power-fantasy, где сливаются в оргазмирующую сингулярность сиськи, стрельба, паркур, танки и лошади, вертолеты и базуки, гранаты, катаны, мотоциклы, суперсилы, киберконечности, кокс, кишки и война в одиночку против целого мира.
Я уже точно знаю, что в моем топе-2016 окажется выше «Дэдпула» и «Бэтмена против супермена», точно в первой тройке. Потому что это редкая вещь, когда фильм не просто развлекает, а без дураков делает тебя счастливым. И гордым за свою страну ради разнообразия.
Идите в кино. Или не нойте потом, что российское кино – дерьмо, а Голливуд снимает одну тупую ересь.
Спойлеры
Для тех, кто смотрел:
- Смотри, какая у того мужика гейская куртка, хочу такую же!
- Опа-опа-опа!
- Эго или просветление?
- Лошадь! И музыка из «Великолепной семерки»!
- Вытри ноги!
- Положи протомалыша!
- Я их задержу!
- Акан – уе***!
- Ох, этот пулемет, эти бабы с катанами, эти охрененные Джимми, собака с оторванной рукой на поводке, концовка! Тян не нужны! Ох, я люблю этот фильм.