Рецензия на «Форсаж 9». Из шпионского триллера — к космической фантастике?
Основной сюжет
Сюжетная завязка «Форсажа 9» не предлагает ничего принципиально нового: всё это зрители уже видели в предыдущих фильмах. Доминик Торетто (Вин Дизель) оставил карьеру уличного гонщика, и теперь живет со своей девушкой Летти (Мишель Родригес) и маленьким сыном, мать которого погибла. Но названная Семья снова обращается к нему за помощью. Роман (Тайриз Гибсон), Тедж (Лудакрис) и Рамзи (Натали Эммануэль) поймали сигнал бедствия от Мистера Никто (Курт Рассел) – незадолго до того, как он погиб в авиакатастрофе. Дом и Летти вместе с остальной командой едут искать разбитый самолёт. Пока герои ищут место крушения, свой зловещий план готовят антагонисты — уже знакомая по «Форсажу 8» злодейка-хакерша Сайфер (Шарлиз Терон) и сын влиятельного скандинавского дипломата Отто (Туэ Ерстед Расмуссен).
В прошлых частях мотивация людей, которые пользовались услугами Торетто, была довольно шаткой. С чего бы правительство стало обращаться за помощью именно к стритрейсерам? «Форсаж 9» использовал неожиданный, но интересный поворот. Мистер Никто посылает свое сообщение именно Доминику и его друзьям, потому что новая угроза миру — это родной брат Доминика! Джейкоб Торетто (Джон Сина) в предыдущих восьми фильмах даже не упоминался, а в девятой части «Форсажа» он уже вовсю сотрудничает с Отто и Сайфер. Основную семейную драму, которая объясняет его решение, раскрывать не будем, но даже версия, что Джейкоб банально завидует крутости Доминика и его команды, звучала бы гораздо логичнее, чем реальная причина вражды между братьями.
Брат Доминика охотится за некой программой-вирусом, которая может «заразить» и подчинить себе любое оружие на планете. Достаточно загрузить её на один космический спутник, и владелец программы сможет захватить едва ли не всю боевую технику Земли. Естественно, остановить Джейкоба, Отто и Сайфер, отобрать у них носитель с вирусом и спасти человечество способен лишь Доминик Торетто. Но не в одиночку: на его стороне не только Семья, но и неожиданно «восставший из мёртвых» харизматичный азиатский гонщик Хан. Он не появлялся с шестой части франшизы, а сюжетная линия завершилась его предполагаемой гибелью от рук Деккарда Шоу.
Экшн, безумные технологии и машина в космосе
Как и другим крупным франшизам, «Форсажу» приходится каждый раз искать способы удивить зрителя. Трюки с автомобилями приходится делать сложнее, погони — продолжительнее, а используемые технологии — изощрённее. К девятой части сценарий окончательно превратился в фэнфикшен от мальчика-подростка. А что если использовать гигантские магниты, которые способны притягивать автомобили и крушить улицы европейских городов? Давайте заставим Дома и его команду проехать по минному полю! А может отправим героев за рулём в космос?! Режиссёр Джастин Лин с совершенно детским восторгом воплощает все эти идеи в жизнь и просит «накидать побольше машин».
Некоторые сцены сложно оценивать всерьёз, например, когда Доминик и Летти выпускают из машины гарпун с тросом и пролетают на этом тросе над пропастью. В основном этот безумный экшн спасает действительно впечатляющая съёмка, к которой нет претензий: операторы, постановщики и художники по спецэффектам по-прежнему работают на невероятно высоком уровне. Но без так называемой приостановки неверия (от англ. suspension of disbelief) всё будет выглядеть полным бредом, и зрителю придётся постараться, чтобы поверить в происходящее.
Впрочем, авторы фильма не относятся к этим трюкам серьёзно. Ближе к финалу наступает тот самый интригующий момент, когда несколько второстепенных героев летят на машине к космическому спутнику. И обставлен он соответственно – комедийно, иронично, в духе дурацких экспериментов из «Разрушителей мифов».
Как ни странно, в картине есть элементы, которые удивляют и радуют больше, чем авто в космосе. Это стилизованные флэшбэки в юность Доминика и Джейкоба: зрителям показывают трагическую гибель их отца на гонках. У сцен из прошлого очень приятное ретро-настроение, и постановка самой роковой гонки вышла отличной. Кажется, приквел о семье Торетто был бы красивее и увлекательнее самого «Форсажа 9».
Проблемы новой части
Первый «Форсаж» вышел 20 лет назад, в 2001 году. Не удивительно, что и зрители, и создатели франшизы постепенно забыли, с чего она начиналась. Стритрейсинг благополучно остался в прошлом, копы больше не внедряются в команду Торетто под прикрытием. Даже вечная тема семьи, крепкой дружбы и неразрывной связи между Домиником и товарищами приобрела извращенную форму. Чтобы хоть как-то ее поддержать, сценаристам пришлось «выдать» Вину Дизелю экранного брата в лучших традициях Болливуда. Персонаж появился в буквальном смысле из ниоткуда — вы представляете, если бы Джеймсу Бонду внезапно добавили брата? А Бэтмену?
Поздние сиквелы пытаются использовать сюжеты из шпионских триллеров, но справляются с ними на уровне средней комедии. Так, разведки различных стран в этих фильмах почти не существует: пока Доминик решает серьёзные проблемы, ЦРУ, Ми-6, ФСБ и другие спецслужбы вежливо смотрят в другую сторону. Слежка, разведка, внедрение и другие шпионские приёмы показаны на уровне «Джонни Инглиша», но без юмора (то есть, просто плохо). В девятом фильме так много сюжетных событий, что все потенциально крутые шпионские сцены вышли короткими и незапоминающимися.
То же самое можно сказать и о злодеях. Сайфер появляется в фильме эпизодически, чтобы унизить всех героев и внести немного хаоса в сюжет. Отто выходит нелепым персонажем с комплексом неполноценности, а актёру не хватает харизмы. И даже если рестлер Джон Сина не вызывает мгновенные ассоциации с мемом, его невозможно воспринимать всерьёз ни в плане актёрской игры, ни в плане проработки персонажа. А без сильного антагониста у Доминика нет противоборствующей силы, а у фильма — реального конфликта. И это проблема вот уже нескольких «Форсажей» подряд. Все враги либо становятся союзниками Семьи, либо просто не запоминаются.
Вердикт
Спустя два десятилетия и восемь фильмов киносерия не думает выдыхаться. У седьмой части были удивительно высокие оценки критиков и зрителей, а сравнительно неудачная восьмая собрала больше миллиарда долларов (при бюджете в 250 миллионов долларов).
Но сценаристам становится всё сложнее найти адекватные сюжетные завязки и развивать персонажей, которые и так исследованы вдоль и поперёк. Новые герои и злодеи приживаются с переменным успехом: Рамзи выглядит вполне органичной частью команды Доминика, а вот Сайфер по-прежнему как будто заглянула в фильмы из соседних блокбастеров. Поэтому франшиза не хватает звёзд с неба – не помог даже буквальный вылет в космос.
Тем не менее при всех минусах, абсурдных поворотах и смехотворных кастинговых решениях (Джон Сина!), «Форсаж 9» сложно назвать скучным. Фильм выходит на новый уровень нереалистичности и смешения всех жанров подряд, что не обязательно плохо. А экшн от Джастина Лина по-прежнему завораживает: если после погони с танком в шестой части вам казалось, что ничего круче уже не придумаешь, вы ошибались. В ход пошли псевдонаука и настоящая космическая ракета. Начиная с культового «Токийского дрифта», Лин раз за разом бросает героев на новые препятствия – и делает это с таким вкусом и энтузиазмом, что сюжет и общую адекватность происходящего не жалко отодвинуть на второй план.
Смотреть фильмы и сериалы с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.
Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.