15 апреля 2017
Обновлено 01.08.2019

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон

13 апреля в прокат вышла восьмая часть «Форсажа», на западе носящая название «Судьба яростных». Никаких особых разговоров о судьбе тут не будет, просто в английском «судьба» и «восемь» созвучны. На этот раз в роли злодея выступит Шарлиз Терон, а примкнет к ней сам Доминик Торетто, впервые вынужденный сражаться против собственной команды.
13 апреля в прокат вышла восьмая часть «Форсажа», на западе носящая название «Судьба яростных». Никаких особых разговоров о судьбе тут не будет, просто в английском «судьба» и «восемь» созвучны. На этот раз в роли злодея выступит Шарлиз Терон, а примкнет к ней сам Доминик Торетто, впервые вынужденный сражаться против собственной команды.
Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 1

Писать про «Форсажи» каждый раз очень тяжело, так как фильмы серии магическим образом стираются из памяти еще до того, как вы дойдете до выхода из зала. Это так же сложно, как пытаться рецензировать каждую серию какого-нибудь сериала – 90% того, что вы увидите на этот раз, вы уже видели до этого, отличия минимальны.

Разговоры о тупости франшизы, об отрицании ею существования логики и законов физики, тоже можно сразу проскочить. Это восьмой мать вашу фильм, все, кто еще смотрят или подумывают посмотреть очередную часть, давным-давно приняли условности этой вселенной, а издеваться над ними какой уже год подряд просто скучно.

Да, это одна из самых нелепых и антиреалистичных современных франшиз, да, сейфы по асфальту не скользят, взлетных полос на 20 километров не существует, а большинство падений и трюков, что мы видели, в реальности означали бы мгновенную смерть. Проехали.

Вас волнует лишь одно – как смотрится новая часть по сравнению со старыми, насколько она драйвовая, безумная и масштабная. Как воспринимается Доминик в роли злодея и каково смотреть на «Форсаж» без Пола Уокера, если дело происходит не в Токио.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 2

В общем и целом, восьмерка ничем не удивляет и больше всего похожа на седьмую часть. Тут нет стритрейсинга (за исключением вступления, о котором отдельно), нет дуальности жизни вне закона, как в первой и четвертой частях, нет тщательного планирования одного дела и сбора команды, как в пятой части. Нет единства места действия, в отличие от частей, проходивших полностью в Лос-Анжелосе, Рио и Лондоне, вместо этого – ряд условно экзотических локаций: Гавана, Берлин, Нью-Йорк, русский арктический поселок Владово.

Вместо внутренней инициативы команды, задуманного ими ограбления или мести, их снова «нанимает» правительство.

В шестом фильме Хоббс натравил их на Оуэна Шоу, в седьмой – мистер Никто отправил за Глазом Бога и Деккардом Шоу. В восьмой он же науськивает команду на Сайфер, мега-хакершу и самую безжалостную суку на планете.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 3

Если первый фильм был калькой с «На гребне волны», истории копа под прикрытием, попавшего под обаяние преступников, которых ему нужно было поймать, а «Форсаж 5» притворялся «Друзьями Оушена», то начиная с шестого фильма франшиза начала тянуться к формуле шпионских триллеров.

По сути, это схема «Бондов» или «Миссия невыполнима»: ряд ярких локаций, безумные секретные операции, предотвращение угрозы терактов и захвата власти маньяками.

Даже крайне мутные правительственные чиновники, дающие команде цель и средства в виде крутых тачек, девайсов и оружия, присутствуют. Вот только Бонд или Итан Хант по крайней мере были убедительнее в роли спасителей мира, а их истории – логичнее. Почему правительство пришло к кучке стритрейсеров за помощью – одному богу известно.

И это не абстрактные жалобы на глупость фильма, это просто факт, который делает кино менее увлекательным. Чем меньше мы понимаем, что происходит, и почему, тем меньше погружаемся в происходящее. Все эти зомби-машины и подлодки воспринимаются как-то фоном, без вау-эффекта, потому что погрузиться в эту историю становится крайне сложно. Слишком далеко она уже убрела от какого-либо подобия реальности, растеряв даже то, что раньше держало эти детские каракули вместе.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 4

Невозможно забыть, что «Форсажи» – это про семью, ведь нам напоминали об этом с экрана каждые три секунды. Так вот, этот краеугольный камень окончательно развалился. Мы шутили насчет того, насколько смешны были попытки внушить зрителю бесконечными разговорами о Семье, что эти персонажи должны что-то для нас значить, что они живые и их отношения трогают нас за живое; восьмой же фильм доказал, что несмотря на то, насколько плоскими были эти герои, как халтурно и пафосно рисовались их отношения, они действительно держали на себе многое. Потому что здесь их уже нет и все разваливается на глазах.

Под семьей понимались прежде всего оригинальная четверка: Дом и Летти, Брайан и Мия (плюс Винс и Джесси, но они давно откинулись).

Брайана в этом фильме нет вообще – если вдруг вы надеялись или, наоборот, боялись, что они опять будут превращать Уокера в цифрового зомби. Мии, естественно, тоже, ведь по сюжету эти двое удалились растить свое дитя и жить в мире. Команда в какой-то момент подумывает позвать их на помощь, но все же решают разобраться самостоятельно – обещали не втягивать больше, значит не будем.

Так кто остается? Доминик ушел на роль злодея, а значит «семья» состоит из одной несчастной Летти. Остальные всегда были довеском к основному составу, но тот рассосался. В результате мы имеем команду из Летти, Хоббса и трех негров (Теж, Роман и Рэмзи, хакерша, появившаяся лишь в прошлом фильме). Как вам такая семья? Создает теплые чувства?

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 5

Хоббс изначально выглядел улучшенной версией Доминика – тот же образ мускулистого лысого крутыша, вот только Скала мускулистей, лысее и круче Дизеля. И, конечно, у него больше харизмы, ролей и гонораров.

Пока Дизель держался только на «Форсаже», «Трех иксах», «Риддике» и Груте, Скала успел сыграть в куче разных фильмов, а после взлета пресловутой франшизы про семью и тачки, Скалу взяли еще в пачку дорогих блокбастеров, которые нам еще только предстоит увидеть («Джуманджи», «Человек из стали 2» и т.д.).

Джонсон стал самым высокооплачиваемым актером в мире. Вин Дизель в этом списке лишь на седьмом месте (хотя даже он обогнал недавнего лидера списка, Дауни младшего, упавшего на девятое место по сборам за год). Слухи о том, что эти двое не ладят на площадке, повторяются регулярно, и неудивительно – они слишком похожи.

Я хотел было приписать, что и актерского таланта у Джонсона больше, чем у Дизеля, но это вопрос субъективный.

Скала действительно прекрасный комик, но зато Дизель играл в «Спасении рядового Райана» и у него есть главная роль в «Признайте меня виновным» Люмета, где он не только не крут, но даже не лыс. В общем, судите сами – они оба не так просты, как выглядят по ролям в боевиках.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 6

По идее, Хоббс должен был в каком-то смысле заменить Доминика в этом фильме. Стать лидером команды, оказать поддержку шокированной предательством Летти, сплотить остальных – но ничего этого не происходит. Он по-прежнему остается в стороне, не становится эмоционально вовлечен в дела семьи. Если Брайан несколько раз метался между верностью долгу копа/агента ФБР и верностью новообретенной семье, то с Хоббсом мы по-прежнему этого не видим.

«Три негра» тоже не могут заполнить собой ту зияющую дыру, что осталась после изъятия Дома, Брайана и Мии. Роман и Тэж всегда выполняли роль комик-релифа, персонажей, которым отдаются все шуточки и гэги, а Рэмси просто появилась слишком недавно, чтобы воспринимать ее как эмоционально вовлеченного персонажа.

Здесь нужен был бы кто-то, кто мог подставить Летти плечо, помочь ей успокоиться и помочь разобраться, что произошло с Домом, разработать план по его возвращению на светлую сторону.

Это мог бы быть Хоббс, у которого с Летти в ходе расследования могла бы возникнуть взаимная симпатия, замершая на шаг от влюбленности. Это могли быть Хан и Жизель, у них хватало харизмы и эмоционального заряда, вот только их уже замочили. Это могла быть Мия, которая приехала бы поддержать подругу «втайне от Брайана». Ничего подобного в «Форсаже 8» так и не сделали.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 7

Подобная линия нужна была, чтобы фильм снова получился о семье, об отношениях между полюбившимися персонажами, Летти и предатель-Дом повторили бы противостояние Доминика и предателя-Брайана.

Формально, это картина о противостоянии Семьи и ее бывшего лидера, но вместо того, чтобы полностью исследовать последствия такого поворота, фильм концентрируется на экшене, и вся история с предательством пролетает над головами зрителей, не развивается.

И нет, я не требую от «Форсажа» шекспировской драмы – лишь того же уровня внимания к чувствам героев, которое уделялось им в предыдущих фильмах. Тратили же они раньше десятки минут на все эти напыщенные разговоры о семье и тирады о предательстве– а сейчас забили. Есть отдельные сцены, но их слишком мало, чтобы сложиться в историю, трогающее за живое хотя бы «по-форсажному».

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 8

Я обещал упомянуть вступление – так вот, оно было прекрасным. Нам показали расслабленных Дома и Летти, тусующихся на Кубе. Красивая природа, узнаваемая культура, прекрасные ретро-авто и, наконец-то, настоящий стрит-рейсинг, возвращение к корням. Нам показывают сцену гонки Торетто, которая пропитана духом уличной жизни и вызывает ностальгию по первой части.

Никаких подлодок и танков, никаких перестрелок – просто два водителя, выжимающих максимум из своих тачек, очень заземленно и живо. Причем подается это не только через пафосный монтаж из переключения передач и сосредоточенных рож – нам наглядно демонстрируют, что именно Дом решил сделать с тачкой перед заездом, какой трюк придумал, почему и за счет чего обогнал противника на определенном участке. Вот эти детали и нюансы – то, чего так долго не хватало. Они делают гонку куда более увлекательной, интригующей, реалистичной.

В общем, вступление было поистине чудесным. К сожалению, к остальному фильму оно отношения не имеет абсолютно никакого – дальше идут Глаза Бога, ЭМИ-генераторы и еще куча макгаффинов, вылетает в трубу какая-либо связь с реальностью и та самая детальность.

Контраст выходит почти болезненным – словно перед фильмом показали отдельную короткометражку, снятую другими людьми про других героев. Вроде вот же они – те же Летти и Дом, но перейдя незримую границу между вступлением и продолжением, персонажи мгновенно потеряли всякую человечность и живость, превратились в картонные копии самих себя, выцвели. Дальше бредут лишь марионетки бредового сюжета, которому главное впихнуть на экран побольше сейфов, танков и подлодок.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 9

Из Шарлиз Террон получился любопытный и убедительный злодей – пусть абсолютно гротескный, но со своим четким планом по захвату мирового господства, что еще больше сблизило серию с Бондианой.

Да, после «Дороги ярости» и трейлеров «Атомной блонды» смотреть на такую недоиспользованную Террон больно – ведь мы знаем, на что она способна в качестве экшен-героини, не говоря уже о ее драматическом таланте. Но нет, здесь она не дерется и не стреляет, просто стучит по клавиатуре и произносит пафосные диалоги холодным голосом. Любопытно, но выглядит как потерянная возможность – из появления Шарлиз в «Форсаже» можно было выжать гораздо больше.

И это переносится на весь фильм – впервые в части «Форсажа» я увидел, как все могло бы быть, если бы этот сюжет докрутили. Ну интересно же – хакерша, помешанная на контроле всего мира, уводит Доминика на темную сторону, и он вынужден сражаться со своей семьей.

Если бы создатели постарались и показали бы, собственно, семью, (а не Летти и кучку однодневок-подельников), которая распутывает предательство Дома и его причины, выслеживает его, разрабатывает план, подбирает тачки для нападения и реализует его – это было бы в разы увлекательнее. Мы же имеем некие бессвязные зарисовки по мотивам. Экшена много, сюжета и толку – мало. Мне, правда, впервые стало жалко «Форсажа», который мог бы быть.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 10

Спойлеры

Уже по трейлеру было видно, что Деккарда Шоу вынуждают работать вместе с командой, в том числе с Хоббсом, которого тот в предыдущем фильме поколотил и взорвал. В конце Деккард вместе с братишкой сильно выручают Доминика и команду, они показаны милыми и добрыми, и фактически принятыми в Семью.

Все это трогательно и симпатично, если забыть одну незначительную деталь. Деккард УБИЛ НАХРЕН ХАНА. Хладнокровно и целенаправленно замочил – из мести за брата.

Брат-то его жив и тоже принят в семью Доминика, считай. Тот самый Оуэн, который эксплуатировал беспамятную Летти и пытаясь остановить которого погибла Жизель. Глаза Хана в момент, когда она отцепляется от машины, чтобы ценой своей жизни спасти его, запоминаются надолго. А теперь, получается, все это не имеет значения. Ерунда – ну погибли наши друзья из-за тебя, ну что теперь. Кто старое помянет… И это во франшизе, которая строится на правиле «тронешь мою семью – ты труп».

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 11

На этом моменте становится очевидно, что тонкая пленка реальности «Форсажей» порвалась окончательно, эта вселенная больше не имеет внутренней логики – только внешнюю. Это не персонажи, это звезды Голливуда, которые участвуют в странном реалити-шоу, где надо гоняться на танках и субмаринах.

Если смотреть с позиции реального мира, все логично. Стейтем – звезда, любимая фанатами не только этой франшизы. Конечно, они хотят видеть его больше и в этой серии, но держать его на позиции злодея вечно нельзя, значит, следует привести его в команду.

Мы любим Стейтема и, глядя на него, думаем какой он молодец, а не вспоминаем, что его персонаж вообще-то хладнокровный социопат, пытавшийся замочить всю группу Торетто. Его брат из бесчувственного и опасного профессионала превращается в шутку, младшего братишку-неудачника, напарника Стейтема – не более того.

Это тоже малость игнорирует историю персонажа, но это же Гастон из новой «Красавицы и Чудовища», Бард из «Хоббита», нельзя же выкидывать такого из франшизы. Я не удивлюсь, если и Шарлиз притащат обратно и женят на Романе, забыв про то, что она виновна в смерти еще одного дорогого для Семьи человека.

Конец спойлеров

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 12

Итог

В общем и целом, восьмая часть получилась на уровне седьмой – за вычетом Пола Уокера. Насколько это существенная потеря (отсутствие персонажа в фильме, а не гибель самого актера, это вопрос отдельный), каждый решает сам.

Злодей из Террон получился более впечатляющий, чем из Стейтема, потому что тот не имел плана и зловещих монологов, он просто выскакивал повсюду как чертик из коробочки. Да, Шарлиз, в отличие от него, не дерется и не стреляет, но персонаж у нее все же более логичный и цельный (в рамках этой франшизы, конечно).

Твист с предательством Дома более-менее работает, хотя объясняется довольно быстро и совсем просто, на 2 Шьямалана из 10.

Можно было бы навертеть куда больше на эту тему, развить ее, высосать хорошую драму из этого противостояния, но крутость Дома нам особо почувствовать не дают, а Семья, которой он противостоит, лишилась почти всех основных членов и как Семья вообще больше не ощущается. Скорее, как команда быстрого реагирования, которая не придумывает ничего сама, просто отвечает на действия противника – бездумно сигая в пекло без подготовки и конкретного плана.

Никакого провала в качестве и масштабности тут нет, несмотря на смену режиссера, стиль не поменялся, а сценаристы все те же. «Форсаж» продолжается, впереди еще куча фильмов, возможно, со спин-оффами, поэтому – пристегнитесь.

Рецензия на «Форсаж 8» с Шарлиз Террон - фото 13
Комментарии 75
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MagnaBestia
MagnaBestia
Комментарий был удален
MagnaBestia
MagnaBestia
На удивление интересная и основательная рецензия, для такого-то фильма. В кино после нее вообще можно не идти. В смысле, на это и раньше-то особых причин не было, но теперь их точно не осталось. И я поняла, почему я не отличаю шестую от седьмой - я седьмую вообще оказывается не видела. В смысле Стэтхем убил Хана? Его же злобный японец в Токио проторанил. Или третья часть провалилась, поэтому не имеет права на то, чтобы с ней считались?