Рецензия на «Форсаж 7»
Седьмая часть «Форсажа» оказалась ничем иным как седьмой частью «Форсажа», никаких особых сюрпризов или разочарований. Пытаться выделить ее отличительные черты так же сложно как описать то, как изменился некий телесериал между эпизодами 352 и 353. Никак. Тот же тон, тот же подход и уровень актерской игры, та же концепция трюков и сюжетная схема, история получает логическое развитие.
Идти ли в кино? Тут все тоже довольно просто. Понравились пятая и шестая части? Идите. Хочется тупого летнего фана посреди снежной весны? Идите. Неравнодушны к смерти Пола Уокера? И без меня пойдете.
Первый «Форсаж» тоже был тупым фильмом про тачки со спекулятивным сюжетом, стащенным у «На гребне волны». Но он работал, несмотря на шаблонность
Если же вы никогда не были фанатом серии и предпочитаете кино, в котором есть интересные развивающиеся персонажи, связный и вменяемый сюжет, а трюки и безумные экшен-сцены не являются оправданием для отсутствия всего остального – посмотрите. Возьмите друзей, сядьте и посмотрите «Рейд 2». Или дождитесь 11 июня и посмотрите «Kingsman: Секретная служба», который выйдет на дисках. «Форсаж» вам смотреть не надо.
Оба вышеназванных фильма отлично справились с задачей снять безумные и невероятные экшен-сцены. Справились не в пример лучше всей франшизы про шустрых и бешеных.
Если все же решили идти – идите на 2D сеанс. 3D в фильме отработано, объем виден, но он не дает никаких новых ощущений, если честно. А вот ощущение, что у фильма жутко упали FPS, 3D создает на ура. Во всех мелконарезанных монтажером драках, погонях и полетах 3D не поспевает за мельтешением на экране, и в результате кадры чуть ли не налезают друг на друга, передравшись за право насиловать ваши глаза. Короче, каша, ничего не видно. Учитывая, что ради этих сцен и идешь в кино, это обидно.
Довольно сложно убедить зрителя в том, что Уокер способен выстоять в бою с Тони, Мишель – продержаться хоть минуту против Ронды или Джины, а Дизель может на равных сражаться со Стэйтемом или Джонсоном
Впрочем, если у вас есть кинотеатр, где 3D вас не подводило – рискните. Вполне возможно, что всему виной мой провинциальный кинотеатр, хотя я слышал подобные жалобы и от других.
И последнее – идите с друзьями. В час пик. Вечер пятницы или выходных, чтобы зал – битком.
Есть камерные драмы, которые лучше смотреть дома под пледом, посасывая глинтвейн. Есть фильмы красивые и молчаливые, которые лучше смотреть в пустом зале, чтобы ничьи неуместные смешки и шуршание попкорном не мешало погружению.
А есть фильмы, которым нужна внешняя энергетика зала, особенно если вам попадутся фанаты, заряженные драйвом, любовью к франшизе и переживаниями по поводу кончины Пола. Тут все как на концерте – зал качает, и музыка усиливается этим резонансом, влетает в тебя преумноженной эмоциями остальных фанатов.
Говорить о сценарии и упоминать вообще хоть что-либо сюжетное не хочется абсолютно. И даже не из-за того, что сюжет малоинтересен.
Просто в нем так мало оригинального и неожиданного (мне удалось удивиться один раз, да и то, через пару минут я снова заскучал), что выдавать вам хоть что-нибудь кажется просто жестоким. Трейлеры и так безжалостно заспойлерили практически все лучшие моменты.
К счастью, на сюжет «Форсажа» всем плевать, даже самим «Форсажам». Что там конкретно придумают, чтобы оправдать все безумные погони, перестрелки и полеты на машинах – не все ли равно? Сценаристы вложили в сюжетную часть так мало усилий, что обсуждать то, что у них вышло в итоге, нет никакого смысла. Мутное дырявое полотно в пятнах соляры.
Естественно, «Форсажи» можно критиковать за тупость сюжета и неправдоподобие всего, что вообще можно сделать неправдоподобным: физика, анатомия (ну не выживают после такого. И такого. И тем более такого), логика героев, их эмоции и отношение друг к другу. Но у меня нет никакого желания обвинять их в раздувании экшен-сцен до бредовых размеров.
Это нормально. Если включать реалистичность и научную достоверность, то яркие сцены вроде двух машин, таскающих на тросе многотонный сейф, мы просто никогда не увидим. Потому что они его никогда в жизни не утянут, а если добрать машин и утянуть – он не будет так послушно кататься по асфальту и так далее.
А если пойти дальше законов физики и включить логику, то 99% сценария просто можно будет выкинуть – люди так не говорят, спецслужбы так не работают, бандиты так не ведут дела и т.д.
То есть в определнных случаях глупость сценария оправдана, так как без нее мы никогда не увидим на большом экране, как машина прыгает из одного небоскреба в другой.
К сожалению, это не единственный «сорт тупости», которым страдают over-the-top блокбастеры. Есть еще глупость халтурная, когда в кадре хакер начинает работать с выключенной машиной, когда диалоги написаны словно для детской пьесы и так далее. В общем, когда глупости этой легко можно было избежать, но на нее положили болт с резьбой, потому что если зритель сожрал путешествие сейфа на тросах, то ему уже не с руки будет придираться к тому, что якобы трогательная сцена бездарно написана.
И вот эти два вида тупости – оправданная и халтурная – составляют примерно две трети фильма, еще треть – это давление на ностальгию, «наследие серии» и, конечно, проводы Пола Уокера.
Нарезка сцен из прошлых фильмов, где Пол, Дизель и остальные еще молоды – единственный момент, который вышибает слезу
Как повлияла смерть Пола на его роль в фильме? Как ни странно, почти никак. Его персонажа не меньше, чем в предыдущих картинах, он так же ведет картину наравне с Вином Дизелем. Что до сцен, где его лицо пририсовывали к телам его братьев – многие американские критики писали, что это сильно заметно, лично я не смог увидеть ничего такого, но, возможно, у меня, опять же, просто настолько паршивый кинотеатр.
Если вы не особо представляете себе размер хайпа вокруг смерти Пола, посмотрите на этот наш старый материал, размещенный одним из пользователей. Он разбирает теорию заговора о том, что смерть Уокера была неслучайной. Прежде чем нажать на ссылку, попытайтесь угадать количество просмотров. Уверен, промахнетесь на пару порядков. Мы проверяли, счетчик не глючил, цифры верные.
Американские критики в унисон отмечали в своих ревью: «Прощание с Полом вышло достойным». В принципе, это единственное, что вообще в этих рецензиях было внятного и уверенного. Ну да, попрощались должным образом. Последние символичные кадры даже можно назвать тонкой и прочувствованной находкой.
Гложет только, что кадры воспоминаний – нарезка сцен из прошлых фильмов, где Пол, Дизель и остальные еще молоды – единственный момент, который вышибает слезу. На контрасте с холодными филлер-сценами последней ленты старые кадры поражают своей теплотой, живостью и связанными с ними эмоциями.
Да, первый «Форсаж» тоже был тупым фильмом про тачки со спекулятивным сюжетом, стащенным у «На гребне волны». Но он работал, несмотря на шаблонность, он вызывал какие-никакие чувства и сопереживание персонажам. Здесь этого почти не осталось.
Разговоры по телефону, снятые вращающейся вокруг персонажа камерой, и выход из машины в слоу мо – все это было успешно утащено у Майкла Бэя
Безусловно, «Форсаж» - это не некий странный гриб, большинство блокбастеров использует сюжет только как игру в «соедини точки»: «вламываемся в цру» с «догоняем гада на машине по улицам Бухареста», «проникаем ночью в посольство Ливии» и так далее.
Но форсажники решили, что раз у них есть две вещи, на которые они оформили патент (семья и тачки), то можно вообще не париться о связях в сюжете.
Между сценами герои будут просто смотреть друг на друга с легким флером мужеложества и говорить «Брат, пива хочешь, брат?» «Брат, „Корону” свою сам пей, осел». «Брат, погоняем на тачках?» «Давай, брат. Жаль, мы с тобой братья, а то я бы тебя прям здесь вы…»
Упор на разговоры про семью делают огромный, только что по лицу зрителю не размазывают: «семья, мазафака, ду ю гет ит?». Тачки по-прежнему вставляются в любое место сюжета, в тему и нет, потому что это когда-то была франшиза о стритрейсерах.
-
Вот где злодей может хранить нужные файлы? Лэптоп, флэшка, внешний диск в сейфе?
-
Не. Он хранит важные файлы на тачке.
-
Окей, а потом Торетто стреляет в злодея…
-
Тачкой! Гениально!
Но все это не заряжено никакой энергией, франшиза едет на парах бензина в пустом баке, на наработках предыдущих частей. Семья! Тачки! «Скала»! Но на самом деле кайфа от тачек и умелого вождения в фильме ничего не осталось, лишь пара приятных деталей, напоминающих, что эти ребята должны круто разбираться в машинах, но фана стритрейсинга и гонок вообще тут давно нет.
Известно, что производство этой картины было сопряжено со множеством трудностей, и начались они еще до аварии Уокера. Студия захотела выпустить следующую часть франшизы как можно быстрее, целясь на премьеру в июне 2014 года.
Джастин Лин, снявший части с третьей по шестую, отказался браться за седьмую часть с такими условиями. Ему бы пришлось начинать ее препродакшн, еще не закончив с предыдущим фильмом.
На его место пришел Джеймс Ван, снявший первую «Пилу», «Астрал» и «Заклятие». Ничего нового в стиль режиссуры гоночного сериала он не привнес, кроме разве что четырех моментов применения операторского приема, стыренного из «Рейд 2» – где камера наклоняется или переворачивается вместе с кувыркающимся в центре кадра героем. Прием нормально прижился, хотя, конечно, в «Рейде 2» он давал больше эффекта.
Второй незначительный момент – женские попки крупным планом Ван любит снимать еще больше, чем это было принято в данной франшизе, а это всегда было ее фишкой. Ну, и разговоры по телефону, снятые вращающейся вокруг персонажа камерой, и выход из машины в слоу мо – все это было успешно утащено у Майкла Бэя, куда ж без этого.
Дуэйн «Скала» Джонсон не смог выкроить времени для полноценной роли – его, к сожалению, в фильме маловато. Одна драка, одна перестрелка, один трюк с машиной. В момент съемок «Форсажа» он был занят в своем «Геракле», причем, если бы Пол не погиб, премьеру не перенесли бы почти на год, а досъемок по переделанному сценарию не было бы, «Скалы» в картине было бы еще меньше.
Стэйтем должен был играть злодея предыдущей части, но не смог по тем же причинам – снимался в других фильмах. Теперь он пришел в мир «Форсажей» в качестве брата злодея, которого не успел сыграть (это сделал хоббитовский Бард Люк Эванс).
По сути, Стэйтем снова играет все того же героя, что и всегда, – крутыша в костюме, перевозчика, непревзойденного бойца и водилу. Некоторое уважение он внушает, но впечатления серьезного злодея, от которого мурашки по коже, не производит. Слишком мало ему уделяется внимания, а развить персонажа не пытаются вообще.
У его брата-Эванса в прошлой части по крайней мере была команда, и нам показывали сцены с ними, их точку зрения, что сделало Эванса лучшим злодеем серии. Убедительно грозным и могущественным.
Пола Уокера в фильме больше, чем его персонажа.
Стэйтема же решили сделать ассассином-одиночкой, держать его персонаж в тени и показывать редко, как акулу в «Челюстях». Это не пошло ему на пользу. Вместо того, чтобы выглядеть таинственным и загадочным, его герой кажется пустым и непрописанным вообще. Карикатура на знаменитого Шакала.
При всех разговорах о том, как он «охотится» на команду Торетто, он ни разу реально их не загоняет в угол, что низводит его персонажа до статуса назойливого фаната, мелкого неудобства.
Вообще, в фильме, считая Стэйтема, трое актеров, умеющих по-настоящему круто драться: Ронда Роуси – чемпион смешанных боевых искусств, и Тони Джа, для которого это первый Голливудский фильм. Все они на стороне противника, и каждому раздали по герою из команды Торетто, который будет с ними драться.
Полу достался таец, Мишель Родригез, в прошлой части бившаяся с еще одной профессионалкой ММА – Джиной Карано, получила в соперницы Ронду, а Дизелю и «Скале» достался Стэйтем.
Самый большой недостаток этой затеи – довольно сложно убедить зрителя в том, что Уокер способен выстоять в бою с Тони, Мишель – продержаться хоть минуту против Ронды или Джины, а Дизель может на равных сражаться со Стэйтемом или Джонсоном (пару фильмов назад) и побеждать.
К счастью, этот момент здесь смягчен тем, что победы даются нелегко и обеспечиваются не только боевыми навыками, но и смекалкой с изрядной доли удачи.
Кстати о девушках из MMA – «Форсажи» умудряются показывать их нарочито некрасивыми. Карано не такая страшная у Содерберга, а Роуси, выглядящая здесь коровой, была куда милее в тех же «Неудержимых».
Небольшие спойлеры
Последний момент, который хотелось бы выделить, относительно «проводов Уокера» – с ними все слишком очевидно. Лента признается себе, что на экране не персонажи, а актеры, персонажей никто и не пытается раскрыть, даже шаблонно.
Актеры эти провожают своего погибшего друга, и смотрят они на него, как на отправляющегося на тот свет, а не уезжающего жить с семьей. Я понимаю необходимость почтить память Пола, но перекраивать для этих нужд фильм – это уже несколько откусывает от самостоятельности и аутентичности самой картины, возвращает в реальность, ибо Пола Уокера в фильме больше, чем его персонажа.
Я не говорю, что это огромная проблема, и все же, подобного не происходило раньше с фильмами, где актеры погибали во время съемок, из-за чего их приходилось дорисовывать на компьютере и подменять дублерами. Это не превращало картины в реквием, жертвующий собственной историей.