Рецензия на фильм «Вратарь Галактики». Русские могучие рейнджеры против Таноса
Перед нами 2071 год. Некая война инопланетян, происходившая в нашей вселенной, изменила жизнь на Земле. Луна уничтожена, климат перевернулся с ног на голову. С московских небоскребов свисают тропические лианы, а американцы переживают лютые зимы.
Спасение приходит откуда не ждали. Один из инопланетян по имени Бело (Евгений Миронов), чей народ, судя по всему, победил в вышеупомянутой войне, принимает человеческий облик и сажает инопланетный корабль в центре Москвы. На «территории» корабля Бело организует целый стадион. Отныне на нем проводятся соревнования по Космоболу — фантастической вариации футбола из будущего.
Но все это зрелище происходит не на потеху толпе. Со временем мы выясняем, что прямо под кораблем Бело заперт Черно — главный антагонист картины, выглядящий как бюджетная версия Таноса из «Мстителей». Да, с неймингом сильно не заморачивались — говорящие имена еще и подчеркивают внешний вид персонажей, один из которых носит белое, другой черное.
Время от времени Черно мастерит в своей полностью функционирующей лаборатории некое подобие снитчей (привет, «Гарри Поттер»), способных убивать все живое на своем пути. Уничтожить их нельзя, однако Бело с товарищами нашли возможность деактивации летающих мячей. Атлет должен 5 раз ударить по нему, тогда он превратится в беспомощный уголек.
«Вратарь Галактики» — кино с огромной историей. Первые новости о замысле фильма появлялись еще в конце 2000-х, а непосредственно в разработке проект находился 6 лет. У ленты менялись продюсеры, актеры вырастали прямо на съемочной площадке. Почти каждый год на картину выделялись деньги российских налогоплательщиков, общий объем которых достиг 1 млрд рублей.
Одна из основных проблем российского долгостроя — его стилистическая бедность. То ли дело в том, что фильм безнадежно устарел за время съемок и затяжного постпродакшна, то ли в России по-прежнему не умеют писать адекватные сценарии для мейнстримного кино. «Вратарь Галактики» — это синтез западных хитов не первой свежести.
Создатели намешали всего понемногу. Антагонист из «Мстителей»: как и у Таноса, у Черно — откуда? — есть дочь, которая, как и Гамора, испытывает притяжение к главному герою. Основной протагонист Антон (Евгений Романцов) — нечто среднее между «Человеком-пауком» и «Гарри Поттером». Он — единственный на планете, кто терпеть не может космобол, но именно у него появляются специальные способности для участия в этой игре!
Конечно, на фоне личной трагедии персонажа будет больная мать. Для него самого она триггер, его связь с человечностью внутри себя. Для Бело и команды Атлетов, которым нужен четвертый спортсмен для полноценного выступления, она просто рычаг. Для второстепенного персонажа Василия (Михаил Ефремов) — любовный интерес.
Сам космобол слишком напоминает квиддич из того же «Гарри Поттера». Разве что вместо метлы у героев сверхспособности, а мяч в единственном числе, и функция у него одна. Команда Атлетов с Земли — симбиоз Фантастической четверк» с Могучими рейнджерами. Каждый из персонажей отвечает за репрезентацию своей «весовой категории».
Здесь и сильный чернокожий парень (Иван Иванович) по имени Пеле (почтили бразильский футбол в русском кино), и конвенционально красивая Наташа (Виктория Агалакова), которая также испытывает любовный интерес к Антону, и юная девушка-подросток Аня (Мария Лисовая).
Стоит сделать важное пояснение. Можно адаптировать западные тренды и делать на их основе что-то хорошее в русском кино. Плохо то, что адаптация у отечественных киноделов чаще всего выглядит как элементарный плагиат без внесения корректировок по части русской ментальности, другого мышления и здравого смысла.
«Вратарь Галактики», вероятно, потратил подавляющую часть бюджета на визуальную составляющую, которая здесь действительно впечатляет. Но за динамичным экшном, впечатляющим гримом, интересными костюмами и сочной картинкой нет никакого наполнения. Чаще всего герои несутся куда-то, а зритель в это время предоставлен самому себе. Вопросы «что происходит», «кто все эти (не)люди» и «кому нужно (со)переживать» остаются без ответов.
Велико все-таки в русских режиссерах желание по-прежнему клепать «русские ответы Голливуду». Можно было бы к 2020 году успокоиться, но нет. Один из ярких тезисов-лозунгов, изрекаемых персонажами «Вратаря Галактики», — «Работать надо, а не в небо пялить». Переиначив его, хочется адресовать то же самое авторам этого опуса: «Работать надо, а не за океан смотреть и пытаться сделать, как там».