Рецензия на фильм «Вне игры». Трехочковый бросок в печень Бена Аффлека

Тимур Алиев
По понятным причинам лента «Вне игры» (The Way Back), спортивная драма Гэвина О’Коннора, миновала кинотеатры и вышла сразу в цифре. Рассказываем, стоит ли еще одна история о преодолении с Беном Аффлеком в главной роли вашего времени.

Сюжет построен вокруг фигуры Джека Каннингэма (собственно, Аффлек). В школьные годы парень был звездой баскетбола: очки набирал, играл агрессивно, имел популярность у девчонок. Словом, счастливая юность.

Если бы не запрещенные препараты и алкоголь, из-за которых Джек впоследствии лишился всего, что имел: жена ушла к другому, у ребенка онкология, о спортивной славе можно забыть.

Однажды Каннингэм получает предложение вернутся в свою родную школу. Местный тренер баскетбольной команды получил травму и не сможет некоторое время тренировать команду. Немного поломавшись, Джек все-таки соглашается взяться за юных баскетболистов, которые постоянно проигрывают.

Постановщику Гэвину О’Коннору не впервой браться за спортивные истории. Его третья полнометражная картина «Чудо» (Miracle), например, посвящена легендарной хоккейной игре между сборными СССР и США на Олимпийских играх в 1980-м. К слову, именно эту ленту упоминал блогер BadComedian, обвиняя российский фильм «Движение вверх» в плагиате.

Рецензия на фильм «Вне игры». Трехочковый бросок в печень Бена Аффлека | Канобу - Изображение 386

Позже появился «Воин» — уже ставшая культовой ММА-драма с Джоэлом Эдгертоном и Томом Харди в главных ролях. На сей раз О’Коннор решил взяться за баскетбол, будто мало спортивных драм на эту тему в США уже было снято. Режиссер старается не оглядываться назад и не вспоминать ни «Любви и баскетбола» Джины Принс-Байтвуд, ни «Игры по чужим правилам» Джеймса Гартнера.

Персонаж Аффлека в то же время хочет быть похожим на героя «Тренера Картера» в исполнении Сэмюэля Л. Джексона. Но — то ли ирония постановщика всему виной, то ли непонимание образа героя, которого необходимо сыграть — Бен, кажется, едва вышел из предыдущей роли на площадке «Расплаты» все того же Гэвина О’Коннора. Его Джек хранит на себе отпечаток киллера-аудитора Кристиана Вульфа, разве что без элементов аутизма.

Каннингэм половину хронометража прикладывается к бутылке (банке, рюмке — тара меняется от случая к случаю), а другую половину пытается вдолбить юным школьникам азы спортивной стратегии, мотивируя их заниматься усерднее.

При этом каких-то особых навыков ребята толком не приобретают. Чудодейственным образом мы видим, как поражения сменяются первыми робкими победами. Происходит это лишь потому, что Джек громко на них кричит, используя нецензурные выражения.

Второй план «Вне игры», увы, не работает. Да, режиссер показывает нам будни ребят вне игрового зала, но вскользь, будто бы в спешке. Главный акцент повествования все же на персонаже Аффлека. Фильм концентрируется на его настоящем, практически не упоминая о прошлом героя.

Отчасти раскрыться Джеку помогает разве что его бывшая жена в исполнении Янины Гаванкар (Элисон из сериала «Утреннее шоу») и короткие эпизоды на кладбище и в больнице, связанные с их детьми.

Разобраться, что именно превратило успешного в школьные годы баскетболиста Каннингэма в алкоголика, невозможно. Начав работать по условным канонам все того же «Тренера Картера», который приходил к спортивным успехам, отталкиваясь от социальной повестки, О’Коннор уже к середине словно забывает, какое кино делает.

Режиссер то начинает съезжать к демонстрации неблагополучия детишек, которых тренирует Джек, то, напротив, пытается задвигать моралите на тему алкоголизма. При этом ни одна, ни другая попытка не выходит удачно, обрываясь на половине пути.

Рецензия на фильм «Вне игры». Трехочковый бросок в печень Бена Аффлека | Канобу - Изображение 387

При умелой режиссуре и внятном сценарии фильм мог бы показать, как по-новому взглянуть на избитый за десятилетия сюжет про неудачника, которому подвернулся шанс хоть что-то исправить в своей никчемной жизни. Вместо этого «Вне игры» вяло напоминает, что актер Бен Аффлека, карьера которого переживает не лучшие времена, по-прежнему стагнирует.

Гэвин О’Коннор осторожничает и обходит острые углы. К тому же финал истории подчистую слит. Для личностной драмы уровня «Разрушения» с Джейком Джилленхолом Аффлек недостаточно упал на дно, чтобы позднее с него выбраться. Для спортивной истории в духе «Его игры» Спайка Ли фильму О’Коннора не хватает эмпатии по отношению к игрокам команды.

Последние статьи