Рецензия на фильм «Охота»: южнокорейский боевик Ли Джон Джэ о схватке шпионов
Благодаря кинопрокатной компании A-One с 18 мая в российских кинотеатрах можно посмотреть боевик «Охота». Режиссёрский дебют исполнителя главной роли в нашумевшем сериале «Игра в кальмара» (Ojingeo geim) — Ли Джон Джэ. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, как устроено это кино и почему оно требует просмотра на большом экране.
Контекст
События фильма тесно связаны с историей Южной Кореи, хотя сценарист, режиссёр, продюсер и исполнитель главной роли (Ли Джон Джэ) лукаво убеждает зрителей перед началом сеанса в обратном: всё происходящее на экране — вымысел, а совпадения с жизнью случайны. Переломные для страны 80-е легли в основу многих современных южнокорейских фильмов, режиссёры заглядывают в прошлое, чтобы осознать влияние времени перемен и революций на ход истории и современность. В то десятилетие страх вторжения Северной Кореи и противостояние президенту Чон Ду Хвану погрузило Южную Корею в переживание тревоги. Полная надежд молодёжь выходила на протесты, пока госслужащие пытались удержать очумевшего «Левиафана» на плаву. В 1983 году на президента было совершено покушение во время дипломатической поездки в Бирму, в ходе перестрелки Чон Ду Хван остался в живых, а защищающие его агенты безопасности положили свои головы в кровавой схватке.
Исполнение
«Охота» показывает настроения и события, предшествующие покушению. Появилась информация, что северокорейские шпионы проникли в ряды спецслужб Южной Кореи и передают разведывательные данные своему правительству. Руководитель внешней разведки Пак Пхён Хо (Лин Джон Джэ) и глава внутренней безопасности Ким Чон До (Чон Ун Со) должны вычислить шпиона. Каждый из них теперь оказывается под подозрением и под угрозой жестоких пыток в закрытых стенах: один — за сомнительные командировки пару лет назад и тайные связи, другой — за как будто намеренно неверные решения во время важных миссий. Напряжение растёт, Пак Пхён и Ким Чон начинают видеть в друг друге заклятых врагов — приспешников северокорейского режима.
Весь фильм строится как череда игр со временем. Герои пытаются предотвратить убийства, перехитрить судьбу, как можно быстрее раскусить замысел врага, но каждый раз опаздывают оказаться в настоящем моменте — спасать уже некого, скрыться некуда, а секретные документы уже всегда перехвачены.
Лин Джон Джэ наращивает временные разрывы, чтобы усилить антагонизм внутреннего и внешнего — вражда внешнего агента Пак Пхён Хо и внутреннего Ким Чон До отражает диссонанс между их внутренним видением справедливости и неудовлетворительной траектории внешней реальности. Оба героя часто отклоняются от настоящего, погружаясь в воспоминания. Но флэшбэк используется режиссёром слишком инструментально, с его помощью он пытается представить бэкграунд персонажей, однако события прошлого не превращаются в причины следствий — мотивации всё ещё остаются засекреченными, эмоции всё ещё сдержанны, а нарратив перегружен.
Всё встаёт на свои места ближе к финалу, когда оба агента наконец оказываются в моменте, из которого не улизнуть — во встрече с интенсивностью предстоящего события — в одном пространстве с убийством, которое вот-вот случится. Здесь они наконец обретают силы увидеть в настоящем знамения будущего. То, каким будет это будущее — вопрос финального морального выбора.
Закрученный сценарий с каждой сценой всё сильнее затягивается в неразвязываемый узел, пара протагониста и антагониста из двух врагов формируется с трудом, но сочувствующие объятия повествования всё же достаются только Пак Пхёну. Нам показывают, как смерти его сотрудников влияют на его душевный покой, как герой вызволяет бастующих студентов из рук полиции или как сочувственно смотрит на жертв в пыточной Ким Чона, но всё же не спешит останавливать насилие.
Накаляя события и противоречия главных героев, экран всё глубже захватывает своими визуальными спецэффектами, а не сюжетом.
Лин Джон Джэ снимает кино ради кино, по-шпионски расшифровывает засекреченный киноязык.
«Охота» переживается как визуальный аттракцион, где интригующая история выступает скорее средством, а не целью. Погоня за погоней, стрельба за стрельбой — повторяющиеся боевые элементы исполнены в разной динамике и показаны с новых ракурсов. Хореографически безупречные стычки сменяются нуарными полотнами света, тени и насыщенного цвета — герои растворяются в темноте и паранойяльной дымке сигарет, не позволяя свету просочиться сквозь маски их ложных идентичностей.
Нуарную преемственность фильм передаёт через жанровый лейтмотив двойничества. Лин Джо Джэ пользуется каждой возможностью показать близость двух соперников через отражения и зеркала. В одной сцене Пак Пхён измученно смотрит на непроницаемое стекло в комнате допроса, пытаясь разглядеть за стеной Ким Чона. Камера пересекает пространство и показывает совпадения взглядов врагов. Что символично подчёркивает важную внутреннюю сущность этого фильма: оба героя видят в друг друге самих себя, именно поэтому они так взаимно ненавидят.
Действительно, их многое связывает. И галстук на белом воротничке, и схожий травматичный опыт, и чувство вины, и общая непримиримость с профессиональным долгом, который всякий раз вынуждает их делать ложный правильный выбор. Сюжет готовит для обоих персонажей одинаковый исход и ведёт их по общему пути, покрытому кровью, разбитыми лицами, бушующими пожарами и взрывами. Но в ходе своего путешествия им удаётся заметить своё двойничество и с помощью друг друга добраться до истин о самих себе и принять судьбоносный вызов.
Эстетизация и визуальная ярость Лин Джон Джэ выступают в качестве главного инструмента раскрытия чувств и характеров героев. Перебирая разные элементы жанровых формул, он создаёт довольно яркий прецедент шпионского триллера, в котором форма становится главным содержанием. «Охота» — очень зрелый режиссёрский дебют и очень красивое и резонирующее кино, которое помимо своей интенсивной зрелищности предлагает рассуждение о принятии личной ответственности и анализ противоречия внешнего и внутреннего миров, которое всегда приводит к невыносимому неврозу смирения.