Рецензия на фильм «Мятежная луна: Дитя огня» — блёклая заявка на киновселенную от Зака Снайдера
На Netflix вышел новый блокбастер Зака Снайдера, который решил собрать свою собственную, авторскую лигу справедливости — «Мятежная луна: Дитя огня». Снайдер писал сценарий, вдохновляясь картиной «Семь самураев» Акиры Куросавы и «Звёздными войнами», даже планировал договориться с Lucasfilm, чтобы снять по написанной драматической партитуре один из спин-оффов для культовой киновселенной. Но не то из-за разногласий во взглядах с Джорджем Лукасом, не то из-за руководства Disney+, сценарий так и не был принят в разработку и долгое время пылился на полке, пока производство «Мятежной луны» не оказалось в заботливых руках Netflix. Было принято решение снять сразу два фильма, разделив повествование на две главы. Вторая часть выйдет на платформе уже в апреле 2024 года. Давайте разбираться, удалось ли Заку Снайдеру заложить крепкий фундамент для развития своей оригинальной вселенной?
О чём?
Космический монструозный корабль плывёт из центра кадра на зрителя. Голос Энтони Хопкинса прерывает тишину космоса, начиная раскрывать предысторию зарождающегося повествования. Когда-то давно империя Праматерь пережила дворцовый переворот: всю королевскую семью вырезали, а власть оказалась в руках фашиста Беллисария. Потеряв все свои ресурсы, новое правительство Праматери стало колонизировать плодородные планеты и подчинять себе слабые народы. В ответ на насилие начало зарождаться повстанческое движение, и теперь прислужники Беллисария отправляются в далёкие края, чтобы по очереди уничтожить все колонны несогласных с режимом.
Описав сеттинг, рассказчик уступает место главной героине, и мы переносимся в мирный уголок этой разъярённой галактики: в тихую фермерскую деревушку со спутниковой планеты Вельдт. В центре истории Кора (София Бутелла), несколько лет назад потерпевшая крушение в этих краях. Теперь она живёт мирную жизнь, почти позабыв, что когда-то скрывалась от кровожадных преследователей. После трудового дня она присоединяется к пиршеству — жители деревни готовятся к гедонистическому ритуалу, который должен обеспечить урожайный год.
Но по утру случается беда. Имперский адмирал Аттикус Нобла (Эд Скрейн), беспардонно списанный со злодеев-фашистов из «Списка Шиндлера» и «Бесславных ублюдков», приземляет своё войско в сердце деревни, чтобы нажиться зерном, и беспощадно убивает лидера поселения. Полная тайн и пленённая своим мрачным прошлым Кора сразу начинает готовится к побегу. Но очередная жестокость имперцев нарушает её планы. Кора набирается храбрости, чтобы расквитаться с солдатами, решившими изнасиловать местную девушку. Ни оставив от злодеев живого места, героиня заявляет, что спасёт деревню и соберёт сильную команду сопротивления. Вместе с влюблённым в неё фермером Гуннаром (Мишель Хуисман), она отправляется в путь на поиски бывшего имперского генерала Тайтуса (Джимон Хонсу) и группы повстанцев, а по ходу дела приглашает в свою команду нескольких сильных наёмников, уже давно точащих зуб на имперских колонизаторов.
Почему фильм очень плох?
Проблемы «Мятежной луны» видятся сразу. Снайдер выступил не только режиссёром и сценаристом, но и оператором — и очень зря. Стоило доверить своё видение более профессиональному взгляду и сосредоточиться на режиссуре. Снайдеру-оператору совсем не удаётся найти правильные ракурсы, выстроить мизансцену, сфокусироваться на глубине или хотя бы сохранить некоторым планам длительность в тех моментах, когда она действительно нужна. Отсылающая к «Франкенштейну» 1931 года сцена у реки, когда между миролюбивым роботом и деревенской девушкой происходит философский диалог, погружающий зрителя в историю возникновения политического конфликта, снята рапидом — пафосно и прерывисто. Снайдер разбивает одну сцену на несколько бессодержательных визуальных планов, а под её финал зачем-то забирается в водосточную трубу, чтобы взглянуть на робота с необычного ракурса.
Вместо того, чтобы довериться моменту, чуду мгновения, затаиться и прислушаться к голосам, да просто насладиться фантастическим видом, Снайдер постоянно перемещает киноаппарат в разные точки, раз за разом разрушая собственную композицию. Зачем-то заворожённо снимает блики света, а динамичные экшн сцены разбавляет старомодным слоумо, который лишь в редких случаях способен вызвать неподдельный восторг и детскую радость.
В итоге операторская работа лишает эпическое повествование красоты, а чрезмерно насильственный, безэмоциональный и грузный тон не позволяет воспринимать это кино как игривый пастиш «Звёздных войн» — у Снайдера совершенно отсутствует чувство юмора или способность к самоиронии.
В происходящее на экране довольно трудно погрузиться, этот фильм как будто в любой момент может рассыпаться, что не позволяет расслабиться. На протяжении двух часов приходится самому связывать все происшествия воедино, выдумывать связи героев и приписывать им мотивацию, которые в повествовании не особо объясняются. Порой вынужденно прощать режиссёру банальные ошибки, чтобы сыскать хоть какую-то китчевую прелесть в полёте безвкусной снайдеровской фантазии.
Иногда всё же удастся насладиться зрелищем. Художники-постановщики постарались на славу — можно с интересом разглядывать лица пришельцев, коих здесь, к сожалению, совсем немного, изучать повадки фауны, теряться в красивых, драматичных декорациях. Но как будто из-за недостающего надрыва в самой истории, из-за хаотичного развития сюжета все достижения постановщиков теряют значение.
В своих интервью режиссёр постоянно ссылается на классику американского кино, вспоминая Брайана де Пальму, Джорджа Лукаса и Дэвида Линча, в общем, режиссёров, которые работают в трёх совершенно разных, несопоставимых друг с другом направлениях. Но каждый из них обладает своим собственным видением, а Снайдер, невзирая на свою насмотренность, не может сформировать вкус, найти наконец чувство меры.
Режиссёрскую немощь предательски выдаёт композиция: «Мятежная луна» представляет набор бессвязных эпизодов, снятых в разной стилистике и противоречащих декорациях.
Вот мы оказываемся на красивой планете, усеянной пшеницей и розовым светом, в другой раз мы уже бороздим мир, находящийся где-то в интертекстуальном измерении между Татуином и лесом Хогвартса, где встречаем и накаченного раба, а в бывшем принца падшего государства, и странное существо, напоминающее гиппогрифа из «Узника Азкабана». Следом делаем остановку в копии татуиновского Мос-Эйсли, бродим по мрачным районам азиатского футуристичного города, вышедшего не то из «Бегущего по лезвию», не то из сериала про Оби-Вана Кеноби. А потом и вовсе оказываемся в Римской Империи, в античном городе, что готовится к гладиаторским боям. По итогу локации не привносят ни какой новизны, не помогают лучше раскрыть характеры персонажей, предложить хоть какое-то уникальное взаимодействие с окружающей средой, а вступают со зрителем в игру «угадай отсылку».
То же самое происходит с героями, которые появляются в повествовании произвольным образом. Их функции в грядущей битве никак не объясняются, а скудные реплики не позволяют продвинуться дальше заманчивой внешней поверхности и узнать их чуточку лучше, хотя бы понять уникальность их способностей, важность для развития этой вселенной.
Со временем всё же обнаруживается общий знаменатель. Кору лишили семьи и дома, заставив воевать на стороне Империи. Местного принца Персии гложет та же беда — всю его династию вырезали, а его продали в рабство. У генерала-пьянчуги Тайтуса, лишённого титула и званий, тоже есть нерешённые вопросики к империи. На самом деле в контексте «Мятежной луны» важны даже не звёздно-войновая идеи освобождения и борьбы добра со злом, а концепция мести и обострённое чувство несправедливости, которые в конечном счёте и сплачивают снайдеровскую команду в одно целое. Это хорошо артикулируется в эпизоде про воительницу Немезиду (Пэ Дуна). Вооружившись двумя световыми мечами, она пытается объяснить скорбящей по своим нерождённым детям паучихе, что не стоит смешивать два эти понятия. И, кажется, именно прояснение этой тонкой грани между утверждением справедливости и отмщением станет важным химическим элементом, запускающим историю второй части и основную мораль.
Вердикт
Стоит признать, что мир «Мятежной луны» интересен. Несмотря на откровенное списывание со «Звёздных войн», пространство этой галактики кажется чем-то принципиально непохожим на свой прототип — этаким жестоким и очень хмурым зазеркальем волшебного мира Джорджа Лукаса, в котором нет ни Силы, ни джедаев, а только уставшая цивилизация, не способная побороть вечное вращение фашистских настроений.
Однако при всей своей амбициозности и потенциале, фильму катастрофически не хватает стройной режиссуры, внимательности к деталям и созерцательности, а Снайдеру — вкуса.
К сожалению, в «Мятежной луне» слишком много неоригинальных идей, банальных сюжетных ходов и заимствований, которые только разрывают это повествование на части, но не склеивают в грандиозный и яркий коллаж. А самое обидное, что в момент, когда наконец включаешься в историю, а в голосах и сердцах героев начинаешь чувствовать бешеный ритм и силу, когда начинаешь ощущать, что взгляд действительно тянется к экрану, чтобы раствориться в возвышенном поединке добра и зла, фильм обрывается.
Снайдеру потребовалось два часа на экспозицию, которая не проясняет совершенно ничего, и 15 минут на подлинные эмоции — и это тоже своего рода кинематографический рекорд, заслуживающий признания.