Рецензия на фильм «Круче некуда»: эскапистское бадди-муви с Джеки Чаном и Джоном Синой
13 июля, благодаря кинопрокатной компании Volga, в российский прокат выходит новый фильм с Джеки Чаном и Джоном Синой «Круче некуда», полный погонь по багдадским пустыням, стычек со злобными ворами нефти и ежеминутного ощущения опасности. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, почему кэмповый боевик китайского происхождения стоит посмотреть.
Для поколения, которое выросло на фильмах Джеки Чана и на рестлмании 00-х режиссёр «Жажды скорости» Скотт Во подготовил убойный подарок. Рестлер, победивший в своё время в 16 мировых турнирах, ставший comic-relief персонажем в десятках комедийных боевиков и героем киновселенной DC, Джон Сина, выступил в роли напарника Джеки Чана в бадди-муви «Круче некуда». А сам Джеки, с возрастом перебравшийся в серьёзные фильмы, вернулся к своему классическому амплуа — хулиганистому и задорному блюстителю порядка.
Учитывая, что фильм Во наследует гонконгским комедиям с главным актёром, история здесь не столь важна для просмотра, сколько динамика и хореография её раскрытия. Джеки и Сина гоняют по пустыне на огромных тачках, вступают в перепалки с подонками и очень игриво демонстрируют весь свой трюковый арсенал — Джон Сина всё ещё хороший рестлер, а Джеки — каскадёр и артист, умеющий из серьёзного кун-фу сделать шоу.
События разворачиваются на Ближнем Востоке, уничтоженном войной за нефть. На нефтеперерабатывающий завод, подконтрольный Китаю, было совершено нападение повстанцев, которые затеяли масштабное нефтяное ограбление. Бывший военный, а ныне глава частной охранной организации, Луо Фенг (Чан) прибывает в Ирак, чтобы эвакуировать рабочих предприятия в безопасный оазис — «Зелёную зону». Среди работников его дочь, поэтому миссия обретает более значимый характер для героя.
В компанию сюжетных негодяев обманом попал бывший морской пехотинец Крис Ван Хорн (Сина), основавшийся в иракской деревушке. Он помогает местным с добычей воды и надеется заработать на взятку для корпорации, что пообещала проложить водоснабжение. Но всё идёт наперекосяк, Хорн соглашается на опасную авантюру и угоняет конвой Фенга. Наконец встретившись, Фенг и Хорн сразу вступают в схватку: оба видят в друг друге зло, но вскоре понимают, кто здесь настоящий преступник, и решают объединить усилия.
Напарники быстро находят общий язык. Оба разделяют спецназовское прошлое, а Хорн знает мандаринский, что привносит в их коммуникацию много простора для шуток. Став почти что семьёй, Хорн, Фенг и его дочь вместе отправляются на супер опасное «Шоссе смерти» и выходят на открытый конфликт с группой мародёров.
Компания XYZ Films, ответственная за десяток современных хорроров («Мэнди», «Апостол», «Бивень») и китайская, почти вековая, корпорация «Чанчун» (Changchun Film Studio) спродюсировали очень странный для экрана 2023 года боевик, в котором искусственность декораций и неправдоподобность событий ничем не прикрыта.
Но мутноватый CGI в «Круче некуда» будто сознательно выступает элементом кэмповой излишистой комедии.
Неровный фон и графоновые взрывы не вызывают раздражения, являясь мета-комментарием, предназначенным для пришедших в кинотеатры. Фильм не обманывает, а открыто заявляет: всё здесь спектакль, постановка, которой не нужно соревноваться с реальностью в реалистичности.
Режиссёр ставит опасную эстетику погони из «Безумного Макса» на рельсы комедии, а футуристический вайб фильма усиливает отсутствием каких-либо физических преград. Машины взрываются, герои вылетают из лобовых стёкол и почти что летают по ветру вместе с песчинками пустынного ландшафта, при этом всегда выбираются живыми из очевидно смертельных передряг. Скотт Во, улыбаясь из закулисья, в который раз доказывает публике, что он — не типичный кино-ремесленник, а фокусник, чья фишка в намеренном раскрытии секретов своих трюков и повторении общеизвестных клише. Поэтому по ходу просмотра угадываются большинство поворотов сюжета и экшен-решений, и это идёт фильму только на пользу.
В дополнение к атмосфере в фильм встроили узнаваемые элементы видеоигр — поверхности, за которые можно зацепиться, окрашены жёлтым, локации порой напоминают Mirror’s Edge, цветокор — Twisted Metal, а битвы — типичный игровой слэм с полчищами врагов.
Шарм «Круче некуда» оправдан множеством отсылок к предыдущим работам Джеки Чана: здесь его фирменный бег, смешные гримасы из «Доспехов Бога», отсылка к анимационному мультфильму «Приключения Джеки Чана», который в 00-е усаживал у экранов телевизоров всех детей и подростков.
Актёр всё ещё в небывалой форме, пускай большинство боевых сцен — заслуга постпродакшена, но герой Джеки как и прежде обаятельно отбивается от врагов, шутит в процессе боя, принимает важные решения, будучи по уши в мыльной пене, и всё так же рискует собой. Даже великую сцену с часами из «Проекта А» создатели фильма встроили в новый опаснейший контекст, заменив пару детали трюкового механизма.
Благодаря весёлому настроению в брутальный милитаристский сюжет удаётся встроить противостояние мачизма и сентиментальности. Пока злодеи злодействуют, герой Джона Сины поёт песни детям из маленькой деревушки, даёт милое имя своему голубому пикапу, отказывается от выгодной сделки из благородства. Да, это уже давнишняя стратегия, когда мускулистых парней наделяют контрастно наивными чертами, но в фильме этот ход всё ещё работает и гармонирует со стилем наивизированной актёрской игры Джеки Чана. Оба совершенно разных актёра смогли поладить в кадре и их взаимодействие — лучшее, что есть в этом кино.
В «Круче некуда» на первый план выходит зрелищность, но история успевает поднять пару важных тем: от последствий загрязнения экологии, ужасов войн до социальных проблем выживания в опасных условиях — всё это касается не только ближайшего будущего, но и сегодняшнего дня. Однако серьёзность сеттинга и взрослость утешаются перекличкой боевых сцен, гэгов, духом слэпстик-комедий Джеки Чана.
Лента Скотта Во попросту не предназначена для производства высказывания, банальной морали или высокопарных мотивационных речей — скорее это по-хорошему броское, попкорновое кино, которое позволяет расслабиться и насладиться манерностью жанров боевика и экшен-комедии.