13 марта 2024Кино

Рецензия на фильм «Герой наших снов»: Культура отмены, Фредди Крюгер и Николас Кейдж

Кадр из фильма «Герой наших снов»
Кадр из фильма «Герой наших снов»

14 марта в российский прокат выходит «Герой наших снов» — новая работа Николаса Кейджа и второй полнометражный фильм норвежского режиссёра и сценариста Кристоффера Боргли («Тошнит от себя), спродюсированный Ари Астером и студией A24. Чуть подражая «Адаптации» Спайка Джонса, Боргли создаёт оригинальное и необычное повествование про переплетение снов и реальности и непредсказуемость сценария жизни. Рассказываем, почему это кино достойно зрительских взглядов и сердец.

Провинциальный профессор биологии и ничем не примечательный семьянин с кризисом среднего возраста — Пол Мэттьюс (Николас Кейдж) — внезапно начинает появляться во снах людей по всему миру. Он снится своим дочерям, студентам, коллегам, бывшей жене и незнакомцам, не подозревающим о его существовании. В жизни пассивный и неловкий герой, не способный реализовать свои амбиции, даже в чужих снах не производит впечатления — он просто бездействует, стоит, смотрит или проходит мимо.

Поначалу эта пугающая аномалия возмущает Пола и ранит его эго: почему в чужих снах ему досталась роль никчёмного извращенца-наблюдателя, который ни на что не годен? Тем временем в реальности Пол Мэттьюз превращается в культурный феномен, яркую новостную сенсацию, желанного гостя на званном ужине, даже в жертву сумасшедшего фанатика. До него наконец-то дотягиваются тёплые лучи славы и одаривают возможностями реализовать себя — например, написать и опубликовать книгу о коллективном сознании муравьёв, которую он откладывал ещё со студенчества. Но заявить о своих дремлющих талантах во всеуслышание и насладиться неожиданной популярностью герою не хватает времени: чужие сюрреальные сны превращаются в жуткие кошмары. В них Мэттьюс агрессивно себя ведёт — вспарывает животы или жестоко убивает рукой Фредди Крюгера. Испуг, страх, травма, испытанные людьми в кошмарах, влияют на восприятие героя наяву. Безобидного преподавателя «отменяют».

Рецензия на фильм «Герой наших снов»: Культура отмены, Фредди Крюгер и Николас Кейдж - фото 1

«Герой наших снов» встаёт в ряд с другими концептуальными работами студии A24 — это полу-фантастическая и весьма тревожная история про заурядного героя, втянутого в круговорот странных обстоятельств. Таким был персонаж Хоакина Феникса из «Всех страхов Бо», такой была и героиня Мишель Йео из «Всё везде и сразу». Нет сомнений, что сотрудничество Николаса Кейджа со студией было лишь вопросом времени. Его экспрессивная игра прекрасно вписывается в творческое видение A24 и сумасшедшую динамику их фильмов, но именно сценарий Кристоффера Боргли позволил артисту проявить все грани самого себя.

Николас Кейдж успел опробовать десяток разных амплуа, играя учёных, вампиров, убийц, отцов, преступников. «Герой наших снов» включает в своё полотно всех этих персонажей, предлагая Кейджу шанс в очередной раз показать амплитуду своего комедийно-драматического дарования, блеснуть характерным только ему эмоциональным диапазоном. Кейджу не впервой доверять молодым режиссёрам свой талант, но в этот раз тема ленты особенно удачно совпала с историей второй волны популярности Кейджа — как и Мэттьюс, он однажды проснулся мемом. Все его заслуги перед кинематографом в один миг свелись к серии ярких и запоминающихся сцен, в которых его герои пребывают на грани нервного срыва. На грани срыва оказывается и Пол Мэттьюс — в чужих снах и в своём личном бодрствовании.

Рецензия на фильм «Герой наших снов»: Культура отмены, Фредди Крюгер и Николас Кейдж - фото 2

Можно сказать, что в Dream Scenario Кристоффер Боргли размышляет обо всех нас — об устройстве коллективного бессознательного и его архетипах, наших общих страхах, сомнениях и переживаниях. Режиссёр наделяет сновидения узнаваемыми образами и цитатами из фильмов разных жанров и эпох, сопрягая хорроры, драмы и фильмы-катастрофы, наращивая напряжение после каждого столкновения сцен. Он весьма удачно не производит никаких стилистических различий между реальностью и фантазией — всё снято в единой палитре, темпе, ракурсах. Реальность и сны пронизывают друг друга настолько, что порой становится трудно выявить различие, понять, за каким измерением мы сейчас наблюдаем.

Однако самым точным в работе молодого режиссёра оказывается верно воспроизведённое чувство неловкости. Кринж уже давно стал частью современной киноэстетики, Боргли прекрасно это понимает, поэтому раз за разом погружает своего героя в нелепые ситуации, заставляет его говорить глупости, плакать на камеру, срываться, быть странным, физически неприятным и отталкивающим, отчего смешным и, надо признать, довольно жизненным.

Рецензия на фильм «Герой наших снов»: Культура отмены, Фредди Крюгер и Николас Кейдж - фото 3

Рассуждая о социальных нормах и установках, критически осмысляя культуру отмены, фильм по итогу ничего конкретного по этому поводу не говорит, не делает поспешных выводов и не пытается никого высмеять. «Отмена» героя становится лишь очередным препятствием в его бестолковой судьбе. Боргли не торопится объяснять и аномалию со сновидениями, оставляя её в качестве загадочной и зловещей случайности, которая может вторгнуться в жизнь любого из нас и превратить обыденность в настоящий дурдом. Подтекст фильма более выразителен и понятен, но высекается ближе к финалу. Всё, что на самом деле требуется несчастному Полу Мэттьюсу — это капелька признания и море любви собственной жены (Джулианна Николсон). Только ей одной Пол почему-то не снится — он не является частью мира её грёз, не пробуждает в ней желание. За все годы супружеской жизни Пол так и не смог обосноваться в бессознательном любимой женщины: он скитается по мультиверсу коллективного бессознательного, забредает в чужие мысли, но всегда остаётся вдалеке от сознания той самой.

«Герой наших снов» — оригинальная драма на грани повседневности и фантастики, с исключительно ярким комедийным подтоном и надрывной интонацией одновременного ужаса и хохота.

Боргли кристаллизует свой замысел, облекая идеи в приятную визуальную оболочку, комфортную для восприятия форму. Позволяет своему фильму быть сновидением обо всём и сразу, универсальной картиной, говорящей с каждым зрителем. Это и едкая сатира про культуру отмены, и поучительный рассказ про то, к чему приводят бездействие и пассивность, и точная драма про любовь и устройство семейных отношений.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
PavlinNS
PavlinNS
Фильм с гениальной задумкой(как "День сурка" например), но, к сожалению, вторая половина сильно проигрывает первой. Вся эта история с женой походу действа очень слабо и неинтересно подаётся, а в итоге в финале мы приходим к ней(словно другой фильм смотрели). В общем не удалось тут усидеть на двух стульях, надо было что то одно выбрать. Лучше бы фильм и дальше оставался странной смесью хоррора с комедией. Из удачных примеров "частного" и "общего" могу вспомнить "Прибытие", там вот тема с ребёнком хорошо вписалась в историю, а здесь, увы, финал эмоций не вызывает, только скуку...