Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
В российских кинотеатрах вышел один из самых долгожданных блокбастеров – «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). О триквеле с Питером Паркером в исполнении Тома Холланда ходило множество слухов. Лишь часть из них подтвердилась: на экране точно появятся злодеи из предыдущих картин о Человеке-пауке. Автор «Канобу» Мари Григорян со спойлерами! рассказывает, почему авторам фильма удалось сделать из него нечто большее, чем охоту на покемонов из мультивселенной.
В российских кинотеатрах вышел один из самых долгожданных блокбастеров – «Человек-паук: Нет пути домой» (Spider-Man: No Way Home). О триквеле с Питером Паркером в исполнении Тома Холланда ходило множество слухов. Лишь часть из них подтвердилась: на экране точно появятся злодеи из предыдущих картин о Человеке-пауке. Автор «Канобу» Мари Григорян со спойлерами! рассказывает, почему авторам фильма удалось сделать из него нечто большее, чем охоту на покемонов из мультивселенной.

История создания и спекуляции фанатов

Права на Человека-паука и других персонажей из комиксов, которые с ним связаны, сейчас принадлежат компании Sony Pictures. Студия предприняла две попытки запустить кинофраншизу о Питере Паркере. С американским актёром Тоби Магуайром вышло три фильма — «Человек-паук» (2002), «Человек-паук 2» (2004) и «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007); с Эндрю Гарфилдом — «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014).

Следующие фильмы Sony Pictures снимала уже совместно с Marvel Studios. Человек-паук официально вошел в киновселенную Marvel (MCU), на эту роль выбрали молодого и малоизвестного британского актёра Тома Холланда. Правда, в 2019 году будущее персонажа оказалось под угрозой из-за конфликта между студиями. Подробнее об этом «Канобу» писал ранее в отдельном материале.

Третий фильм с Холландом, «Человек-паук: Нет пути домой», всё-таки начали снимать в 2020 году. С этого момента началась череда утечек, слухов и спекуляций, связанных с сюжетом фильма. Сначала речь шла о появлении Дж. К. Симмонса, который играл начальника Питера Паркера, редактора издания Daily Bugle в фильмах с Магуайром. Потом на своё участие намекнул Джейми Фокс — злодей Электро из картин с Гарфилдом. Появление культовых злодеев из прошлых фильмов в итоге подтвердилось в первом трейлере.

До выхода «Нет пути домой» фанаты были абсолютно уверены в том, что в него заглянут и другие Пауки (версии Магуайра и Гарфилда), и даже обвиняли студии в том, что актёров неаккуратно вырезали из отдельных сцен трейлера. Гарфилд упорно отрицал участие в фильме.

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel?

Сюжет без спойлеров

В финале фильма «Человек-паук: Вдали от дома» общественность узнала, что за маской супергероя скрывается Питер Паркер (Том Холланд). Известность оборачивается неприятными последствиями для самого Паркера, его лучшего друга Нэда (Джейкоб Баталон) и девушки Эм Джей (Зендея). В школе и на улице ребятам не дают прохода, многие обвиняют Человека-паука в убийстве Мистерио (Джейк Джилленхолл), а колледж мечты — Массачусетский технологический институт — отказывает им в приёме.

В попытке всё исправить Паркер приходит к магу Доктору Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч). Он хочет, чтобы мир забыл о его настоящей личности и дал Питеру, Нэду и Эм Джей шанс на нормальное будущее. Но Паркер сильно нервничает и постоянно вмешивается в процесс, поэтому колдовство даёт сбой.

Стрэнджу удаётся сдержать заклинание, но не полностью. Теперь в мир Паркера и Стрэнджа притягивает всех, кто знает реальную личность Человека-паука. Супергерою придётся попотеть, чтобы найти и отправить домой злодеев из параллельных вселенных — доктора Отто Октавиуса (Альфред Молина), Электро (Джейми Фокс), Зелёного Гоблина (Уиллем Дефо), Песочного Человека (Томас Хейден Чёрч) и Ящера (Рис Иванс).

Плюсы

Сильная личная история героя

Предыдущие фильмы с Пауком-Холландом имели один общий минус, который сильно влиял на их содержание: их сюжет был сильно завязан на личности Тони Старка. В фильме «Человек-паук: Возвращение домой» Старк был не очень удачным наставником Паркера: он растил из него супергероя, выдавал крутую технику и жёстко отчитывал за любые ошибки, даже когда парень совершал их по очевидной неопытности.

В сиквеле «Вдали от дома» Паркеру пришлось разгребать последствия неэтичного поведения Stark Industries и самого покойного Старка, погибшего в фильме «Мстители: Финал», хотя сам герой имел к ним минимальное отношение. Фиксация на Старке мешала авторам рассказать интересную, а главное самостоятельную историю о самом Человеке-пауке.

«Нет пути домой» — квинтэссенция всего, что составляет образ Человека-паука. С одной стороны, Паркер по-прежнему задорный и очень близкий обычному зрителю человек: его волнуют житейские дела вроде поступления в университет, отношений с девушкой и единственной родственницей тётей Мэй, а на лице периодически считывается мольба оставить в покое. Тяжесть того, что происходило с ним в предыдущих фильмах, не забывается, ведь Паркеру сложно справиться с общественным осуждением и повышенным вниманием. Но в нём есть неутомимый оптимизм, присущий тому самому «дружелюбному соседу Человеку-пауку».

С другой стороны, режиссёр Джон Уоттс и сценаристы Крис Маккенна и Эрик Соммерс наконец подкидывают зрителям неожиданно важные вопросы о сути этого героя. Питеру Паркеру приходится посмотреть в глаза настоящим олдскульным злодеям, людям и существам, пропитанным ненавистью или одержимым своими идеями. Октавиус ненавидел самого Паркера; Ящер хотел превратить людей в целую расу разумных ящериц (якобы следующую ступень эволюции); Норман Осборн слишком далеко зашёл в экспериментах и «подарил» себе вторую злобную личность — Зелёного гоблина.

Но что конкретно сделало всех их злодеями, и что отличает их от супергероев? Почему именно Питер Паркер — их главный антипод, человек, который стойко сражается с ними в любой вселенной? Есть ли грань, которую ему никогда нельзя пересекать?

В середине фильма Осборн говорит Питеру Паркеру, что Питеру слишком мешают его высокие моральные принципы. Но Человеком-пауком движут именно эти принципы: как и доброта, и бесконечный драйв, и умение видеть свет даже в самых тяжёлых ситуациях. Будучи довольно трагичным и одиноким героем, как в комиксах, так и в предыдущих фильмах, он раз за разом находит в себе силы сделать правильный выбор. Теперь пришла очередь Паука-Холланда делать невозможный моральный выбор, и сценаристы справились с этим блестяще.

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel?

Грамотное обращение с фансервисом

«Нет пути домой» мог достать шумихой и новостями даже тех зрителей, которые никак не интересуются Человеком-пауком. Особенно это касается слухов и постоянных отрицаний со стороны Marvel Studios, Магуайра и Гарфилда — впрочем, никого из фанатов они не убедили. Уже по первым промо, трейлерам и утечкам было ясно: этот фильм полностью построен на фансервисе, на тёплых чувствах зрителей к предыдущим франшизам о Пауке.

Но, как и в случае недавнего продолжения «Охотников за привидениями», эксплуатация ностальгии не вызывает раздражения. Целые сцены вызовут дежавю у всех, кто помнит и любит предыдущие фильмы о Паркере. Одна из них даже просочилась в трейлер — тот самый момент, когда Эм Джей летит вниз с высокого здания, а Человек-паук не может её поймать. Появление одного персонажа вообще выглядит бессмысленной вставкой ради хайпа — и, конечно, его интеграции в следующие проекты Marvel.

Многие фильмы MCU страдают от ненужного переплетения персонажей: можно сказать наверняка, что в сцены после титров воткнут одно-два узнаваемых лица. Здесь же у каждого, кто случайно попал в мир Холланда, есть своя история, пространство для рефлексии и хотя бы пара эпичных сцен. Хотя справедливее всё же будет сказать, что Октавиус и Осборн в исполнении Молины и Дефо затмили харизмой всех остальных залётных злодеев.

Смелые сюжетные решения и тон фильма

В ноябрьском интервью Холланд назвал грядущий фильм «мрачным и грустным» — но только во время просмотра можно оценить, насколько он был прав. В мире MCU, где герои постоянно страдают, драма и смерти уже привычны. И всё-таки по уровню напряженности, по серьёзности и количеству душераздирающих сюжетных поворотов «Нет пути домой» оставляет многие блокбастеры Marvel позади. Особенно это касается неожиданно безрадостного финала, где невольно ждёшь привычной для подобных фильмов легкости и оптимизма — и не дожидаешься.

Юмор и забавные нелепицы в картине всё же остались, но в общем тон истории Человека-паука сильно изменился. Особенно хорошо это отразилось на самом Холланде: ему наконец дали возможность показать весь драматический талант, заметный в других фильмах (например, «Дьявол всегда здесь»).

Рецензия на фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: торжество утечек и фансервиса или прорыв Marvel?

Минусы

Привычные изъяны фильмов Marvel

С годами вероятные недочёты и минусы фильмов Marvel стали повторяющимися и стабильными: перед просмотром каждого нового блокбастера можно составлять бинго. При всех плюсах «Нет пути домой» страдает от тех же проблем, что и многие другие фильмы, но главная — то, что глупость становится главным двигателем сюжета.

Как известно ещё из трейлера, помочь Паркеру соглашается Доктор Стрэндж. У бывшего Верховного мага Земли не выходит отказать молодому и неопытному супергерою. Причём непонятно, чего именно ему не хватило — моральных сил, такта, сообразительности? В результате могущественный персонаж, которому зрителям предстоит сопереживать ещё и в сиквеле «Доктор Стрэндж и мультивселенная безумия» 2022 года, потакает прихоти вчерашнего мальчишки, а потом ещё и проигрывает ему в битве на своей же территории — в магическом астральном плане. Это подрывает серьёзность конфликта и сильно занижает умственные способности Стрэнджа.

Другие мелкие недочёты тоже портят впечатление от фильма. «Нет пути домой» начинается неловко и неуклюже, с очень быстрого темпа и большого количества событий. Авторы явно писали его с расчётом на то, что не все зрители смотрели фильмы с другими Пауками. А значит, злодеям придётся посреди сюжета прерываться на свою предысторию — ведь в блокбастерах Marvel не обойтись без огромных вбросов информации.

Первая половина фильма вышла неровной и хаотичной по повествованию; и хотя постепенно «Нет пути домой» становится лучше, финальная битва со злодеями даётся Паркеру и всем его союзникам очень уж легко.

Вердикт: смотреть на большом экране

Marvel и Sony удалось в кои-то веки не обмануть ожидания фанатов. «Нет пути домой» — действительно один из самых эпичных, масштабных и смелых фильмов MCU; в нём достаточно драмы, отличные драки, уместный юмор, а ещё баланс между всеми персонажами, которого не хватало двум последним частям «Мстителей». Холланд показал едва ли не лучшую игру с начала карьеры, его партнеры по фильму получили неожиданно (и оправданно!) много экранного времени. А общая идея и концовка фильма наконец приводят историю Человека-паука к той точке, которая известна и любима фанатами.

Авторов «Нет пути домой» легко обвинять в фансервисе и очевидной игре на чувствах поклонников предыдущих франшиз: без постоянно подогреваемых слухов и надежды на появление определённых актёров картина была бы не так интересна. Но в действительности у такого фильма огромная целевая аудитории. Он порадует и детей 90-х, для многих из которых Молина был одним из первых экранных злодеев, и фанатов всего потрясающего актёрского каста, и даже молодое поколение. Ведь для тех, кто привязался именно к Пауку в исполнении Холланда, теперь открывается ещё две потрясающие паучьи вселенные, которые никогда не будут продолжены — но «Нет пути домой» удалось вернуть их из забвения.