06 июня 2023Кино

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - изображение обложка

В Санкт-Петербурге прошёл кинофестиваль «Пример интонации», одним из фильмов смотра стал «Снегирь» — морской блокбастер режиссёра Бориса Хлебникова и сценаристки Натальи Мещаниновой, который выйдет в российский прокат 8 июня. Редактор «Канобу» Карина Назарова рассказывает, какие стихии показывает это кино и как в нём обыграна драма поколений.

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - фото 1

Борис Хлебников в последнее время активно занимался телесериалами — «Шторм», «Почка», «Обычная женщина». И вот спустя шесть лет после выхода искренней профессиональной драмы «Аритмия», два года после разрушительной супружеской истории «Солнечная линия», режиссёр возвращается в большое кино с многоуровневым блокбастером, в котором он и случайно, и намеренно оглядывается по сторонам российской современности. Но своим взглядом не ищет пресловутый русский дух, а показывает раны и разрывы поколений, обратную сторону подвигов.

Раньше Хлебников подходил близко к аритмиям отношений отцов и детей, как в «Коктебеле», сердечным приступам любви, нередким болезням общества, но «Снегирь» говорит о другом и заметно повышает планку кинематографических тенденций режиссёра. Вместо камерных квартир — рыболовецкий корабль, а в сущности ржавая и дряблая шхуна, штурмующая в холодных морских водах. А помимо взрослых, пытающихся справиться с невзгодами взрослости, здесь страдает и молодое поколение, иначе смотрящее на мир.

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - фото 2

В центре истории двое мальчишек, Макс (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников), которые только что закончили мореходное училище и попали на практику к команде корабля «Снегирь». Макс мечтает однажды стать капитаном, Никита поехал за компанию, оптимистично глядя в ещё неизвестное ему будущее. Ребята — не первые попутчики профессиональной команды рыбаков, каждый год к ним попадают новые стажёры, но, по-видимому, сразу бегут с корабля по прибытии в порт. На «Снегире» нас встречают только колоритные мужики. Вписаться в их компанию не то чтобы хочется, да и не шибко получается. Сперва нужно стерпеть упрёки в неопытности и колкие насмешки, привыкнуть к тяжелейшему труду и ежедневному риску. А морякам не до сантиментов, они требуют смельчаков доказать своё призвание к делу и решимость в карьерном выборе.

Труд рыбаков Хлебников показывает с уважением и всей серьёзностью. Для понимания устройства их времени во время ловли, он и его постоянная сценаристка Наталья Мещанинова отправили в плавание своих ассистентов, чтобы те законспектировали атмосферу, специфику ремесла, особенности поведения, речи и разговоров рыболовов. Очерк особенностей профессии вызывает интерес и сильно завораживает. Однако настроение повествования чрезвычайно опасно и обманчиво.

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - фото 3

За бытовыми шутками моряков и их порой даже лёгким отношением к делу зияет энергетическая пропасть, куда зритель часто проваливается, напрочь теряя ориентиры.

Камера дрожит на палубе, раскачивая лодку восприятия, в постоянном движении и замкнутости пространства обнаруживается целый шторм тревоги, фильм систематически настаивает свой саспенс-эффект: с первой минуты не сомневаешься — что-то произойдёт. Каждое утро взрослые рыбаки и молодые ребята выходят сбрасывать сети, действо сопровождают назойливые предупреждения, мол, один неверный шаг — и ты угодишь в морскую бездну, «расквасит» крюком и вместо моря, кишащего дорогой рыбой, увидишь реку Стикс. Максиму и Никите приходится осторожничать, следовать всем правилам, нередко переживать за свои косяки. И так по кругу.

Повторяемость действий и разговоров нагнетает обстановку, но все опасения зачастую разбавляются юмором. Временами начинаешь верить, что на экране разворачивается скорее комедия нравов или драма поколений, которые призваны в близких ракурсах показать, почему никак не удаётся настроить контакт между отцами и детьми? Взрослые и зумеры слушают разную музыку, мыслят иными масштабами. Ещё бы — первые сгорели на своей неблагодарной работе, вторые двигаются по жизни на ощупь, ищут себя и стараются больше слушать свой голос и желания. Такая роскошь взрослому взгляду, смотрящему на мир другими понятиями, кажется раздражающим вызовом и завидной безалаберностью. Конфликт очерчен довольно образно, но в нём возникает множество острых и узнаваемых поколенческих неловкостей: от попыток «детей» показать свою значимость, извиниться за ошибки, договориться или отстоять свои личные границы до неуютных мужских застолий и звуков пьяной пассивно-агрессивной речи.

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - фото 4

Пускай Хлебников и пытается всех понять, дать каждому возможность выговориться, но сам остаётся на стороне юности. Голосом Никиты, которого играет сын режиссёра, он изучает характер молодёжи. 18-ти летнему парню достаточно быть самим собой, для него призвание — лишь конструкт, навязанный стариками, а тяжёлая работа — экзотичнее, чем мечты о пляже с пальмами. Герою не находится места в экспозиции токсичной маскулинности его учителей по палубе, но он всё же старается наладить со всеми контакт. Даёт советы мореходу Гене (Александр Робак) в понимании его дочерей. С улыбкой не обращает внимания на склоки взбалмошного мужика Юры (Тимофей Трибунцев). На фоне остальных мечтательный парень кажется самым взрослым — его друг всё еще по-ребячески лицемерит, а моряки лишь играют в ответственных и бывалых, а на деле остаются инфантильными и неуместно самонадеянными.

Чем ближе центр фильма, тем сильнее сгущаются тучи — приближается событийный шторм. И в нём волна за волной зрителя накатывает грусть и боль, гром упрёков, которые бьются о скалы реальности.

«Взрослые» всю дорогу учили жизни «молодняк», воспитывая их по указке и приказам, запугивая опасностями, что влечёт юношеская свобода поведения и нравов, но страшная беда по злой иронии происходит именно по вине взрослых. И, кажется, уже не в первый раз.

Рецензия на фильм Бориса Хлебникова «Снегирь» — идеальный шторм для эгоистичного подвига - фото 5

«Снегирь» снят по мотивам романа писателя-диссидента Георгия Владимова «Три минуты молчания», в котором Хлебников вычитал сильное послание: порой подвиг нужен герою, чтобы искупить вину за прошлое. Подвиг в этой истории не меняет лжецов и плохих людей на хороших, только на время заглушает тяжесть их личного стыда. Такие сообщения в зрительный зал обычно не свойственны для подобного жанра. Фильмы о катастрофах в море обычно описывают героических персонажей, способных пожертвовать собой или проявить смелость.

Хлебников рисует редкую марину, где шторм скорее — чистилище, а героическое спасение — уже не проверка на человечность и смелость.

Могущественные сцены водной стихии вызывают диссонанс: не чувствуешь восторга от мощи природы, взамен — трепет и ужас от её созданий, людей. «Снегирь» оставляет героям много шансов на духовное спасение, правда ими никто не пользуется. Даже самые, казалось бы, порядочные здесь являются молчаливыми сволочами, самые простые и сердечные — подонками. Плавающие мёртвые рыбы, грязные стены, ржавчина с морской кровью — всё это впиталось в систему корабля, но дурно от неприятных запахов только чужакам, свои уже давно привыкли. Герои в который раз выбираются сухими из воды на сушу, но зритель с этой сушей остаётся наедине, один на один вместе с чертовски липким ощущением, насколько точно этот ковчег монстров характеризует наше время.

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
«...лодку восприятия..шторм тревоги..событийный шторм..гром упрёков..скалы реальности..ковчег монстров..» оукей
OXYBOT
OXYBOT
Мало таких режиссёров, которые снимают серьёзное и правдивое кино без всяких клише и желтизны, кино которое необходимо не только для понимания той реальности в которой мы живём, но и отношения разных поколений на эту самую жизнь. Был "Дурак", который отлично показал проблемы ЖКХ и какие дикие люди живут в вот-вот разваливающейся многоэтажке, был "Завод" про работяг которые пахали за копейки и в результате ни завод ни они никому не нужны и тд. Такие фильмы помогают показать реальный мир, а нет который в смартфоне, и Снегирь не исключение т.к. ежегодно выпускаются тысячи выпускников из колледжей и вузов, а как они справляются с выбранной профессией и идут ли по ней, встречаясь лицом с трудностями или пытаясь отмазаться перед родными и пойти в другую сферу, вот и герои этого фильма тоже пытаются самоопределиться со своим будущим через суровую реальность. Таких фильмов должно быть больше! Автор молодец!