Рецензия на «Этерну: Часть первая»: проблемное начало российского фэнтези под «Игру престолов»
Уже 20 января на «Кинопоиске» выйдет первый фильм-экранизация литературного цикла Веры Камши «Отблески Этерны». Хотя изначально проект подавался как сериал, формат сменился и картина получила название «Этерна: Часть первая». Автор «Канобу» Мари Григорян объясняет, по каким причинам у «Этерны» был потенциал стать первым удачным российским фэнтези — и почему он не реализован в фильме.
Что такое «Отблески Этерны» и насколько они популярны?
В 2004 году российская писательница Вера Камша выпустила роман «Красное на красном» — первую из шести книг литературного цикла «Отблески Этерны». Действие романов происходит в псевдо-средневековом сеттинге, с магией и другими фэнтези-элементами. Камша работает над циклом по сей день, и очередная часть «Ветер и вечность. Песня Четверых» должна выйти в 2022 году.
У «Отблесков Этерны» есть своё сообщество фанатов: во «ВКонтакте» активны группы и паблики на несколько тысяч человек, в 2010-е годы в разных городах России проходили балы оруженосцев в стилистике Этерны. Фолк-исполнительница Майя Котовская, выступающая под псевдонимом Канцлер Ги, посвятила романам сборник пародийных песен «Вид из Окна».
Путаница с экранизацией
Об экранизации «Отблесков Этерны» впервые стало известно из журнала Fitzroy в сентябре 2020 года, вместе с началом съёмок. За адаптацию взялся сценарист Сергей Юдаков, который работал над российским сериалом «Великая» о Екатерине II с Юлией Снигирь и фильмами «Землетрясение» и «Легенда о Коловрате».
Начиная с этого момента, проект везде называли именно сериалом. «Этерну» снимала новая киностудия «Блэк Принц Продакшнс» во главе с продюсером Евгением Барановым, выйти она должна была на «Кинопоиске».
С декабря 2021 года во всех пресс-материалах от «Кинопоиска» (есть в распоряжении «Канобу») проект «Этерна» называют фэнтези-сагой. 20 января на стриминге выйдет не пилот сериала, а первый фильм «Этерна: Часть первая». В его основу лёг сюжет первого романа в цикле, «Красное на красном».
Сюжет фильма «Этерна: Часть первая»
Действие происходит в Кэртиане — одном из миров, которые составляют так называемое Ожерелье. Предысторию Кэртианы и некоторые политические детали пересказывают в прологе фильма, который недавно выпустил «Кинопоиск».
Раньше одним из государств Кэртианы — королевством Талиг — управляла династия Ракан. Четыреста лет назад Раканов свергли, власть узурпировали, а остатки королевского рода изгнали из Талига. За несколько лет до начала сериала герцог Окделл с союзниками поднял восстание против короля-узурпатора, но проиграл. Окделла убили, а всех оставшихся в живых бунтарей объявили предателями.
На начало «Этерны» Талигом правят король Фердинанд (Денис Самойлов), кардинал и глава церкви Сильвестр (Юрий Беляев) и первый маршал, интриган и антагонист Рокэ Алва (Юрий Чурсин). Сын одного из мятежников, юный герцог Ричард Окделл (Денис Нурулин) отправляется в академию оруженосцев. Он мечтает пройти обучение, добраться до короля Фердинанда и отомстить ему и Алве за убийство отца. При дворе его ждут люди, по-прежнему лояльные Окделлам.
Тем временем остатки королевского рода Раканов живут в независимом городе Агарис под покровительством местного герцога. Принц Альдо Ракан (Анар Халилов) и его верный друг Робер Эпинэ (Павел Крайнов) хотят наконец вернуться в Талиг, чтобы выступить против узурпатора. И такой случай им вскоре подвернется — вместе с неожиданными союзниками.
Плюсы
Интригующий сюжет
Поначалу раскрытие мира «Этерны» и основного сюжета идёт невероятно быстро, и многочисленные названия, имена, быстрая смена времени и локаций не дают вникнуть в происходящее. У «Этерны» очень богатый первоисточник, в который действительно сложно вникнуть сразу. «Отблески Этерны» начинаются как псевдоисторическое произведение и всё дальше уходят в фэнтези и магические события по мере сюжета. Авторы фильма «Этерна: Часть первая» поторопились с введением магии и множества мелких деталей, которые будут важны в следующих частях.
Но смысл продраться через это непонимание есть: к середине фильма сюжет становится более линейным и интересным. Становится меньше экспозиции и флэшбэков, и наконец вырисовывается один из главных героев — протагонист «Этерны» Ричард Окделл, который уезжает из родного дома в академию оруженосцев Лаик.
Лаик похож на Хогвартс: много причудливых названий и имен; странные обычаи; красивый, но по-фэнтезийному опасный замок и даже командная игра с мячом, смутно напоминающая квиддич. Герои здесь — молодые ребята, быстро разбивающиеся на группки. Конфликты возникают на почве происхождения, из-за прошлого королевства Талиг и репутации родителей.
Взаимодействие между Окделлом — отщепенцем и «сыном предателя» — и другими учениками действительно интересное, фоном зрителям максимально аккуратно рассказывают и погружают в историю и контекст вселенной. В сюжете появляется король, церковь, интриги между герцогами, и, наконец, действительно грамотно подаваемая экспозиция.
С середины «Этерна: Часть первая» напоминает очень интересный пилот сериала, который совсем не обязательно было растягивать на час двадцать минут.
Отличные костюмы и декорации
Визуально «Этерна» получилась впечатляющей. Удивительно говорить это об отечественном контенте — но художникам по костюмам, которые работали над «Ведьмаком» от Netflix, не помешало бы учиться у костюмеров «Этерны»!
В одежде персонажей проработано всё, от униформы унар (учеников в Лаике) до причудливых костюмов местных сектантов. Художник по костюмам Наталья Белоусова рассказывала, что команда отдельно шила костюмы даже трупам из массовки в боевых сценах, а она лично подбирала лошадь под цвет платья.
Академию Лаик и приморский город Агарис снимали на студии «Ленфильм». Декорации тоже получились атмосферными — даже несмотря на то, что картинку того же Агариса портит плохой компьютерный пейзаж.
На фильм приходится две-три боевые сцены, одна из которых — масштабный флэшбэк в восстание Окделла. Бои помогали ставить профессионалы, например, оружейник Михаил Даньшин из тольяттинского клуба исторических боевых искусств Европы (HEMA). Во время BUBBLE Comics Con актёры шутливо жаловались на тренировки с очень тяжёлым оружием — в кадре усилия и работа команды действительно чувствуются. Для псевдоисторического сеттинга всё это работает отлично.
Актёрский состав, юмор и отсылки
В «Этерне» появляются люди, которых не ожидаешь увидеть в нишевом проекте онлайн-кинотеатра. Это легендарный мушкетёр Атос из советских «Трёх Мушкетёров» — Вениамин Смехов, Юрий Чурсин («Палач»), Андрей Смоляков («Папа»), Кирилл Козаков («Асса») и остальная актёрская гвардия, которую привычнее видеть в крупных телевизионных проектах. Они вытягивают хромающий сценарий и даже самые странные и высокопарные реплики.
В касте много новичков или не слишком известных молодых актёров, но справляются с ролями они неплохо. Протагонист Денис Нурулин («Елизавета») стабильно ходит с тем самым стоически-страдающим выражением лица, которое зрители охотно прощали Киту Харингтону в роли Джона Сноу. Окружение героя получилось действительно ярким и забавным, особенно рассудительный Валентин (Евгений Шварц) в роли вечного голоса разума и Эстебан (Сергей Горошко) — местный задира и заменитель Драко Малфоя, любимчик преподавателей, который свысока смотрит на людей «не того» происхождения.
На сравнение с Малфоем, кстати, напрашиваются сами авторы фильма: у Эстебана есть реплика с явной отсылкой к франшизе о Гарри Поттере. В целом в те моменты, когда действие становится более свободным и ироничным, добавляется лёгкий юмор и пропадает крайняя высокопарность в диалогах, «Этерна» смотрится лучше всего.
Минусы
Промах с форматом
«Этерна: Часть первая» страдает от структурной проблемы, за которую ругали «Дюну» Дени Вильнёва: её сюжет не покрывает даже первую книгу (которых больше десятка!). Если вкратце пересказать все события фильма, их наберётся едва ли на пару-тройку эпизодов сериала, но никак не на полноценную картину с потенциальными сиквелами. По сути, зрителям показывают кусок экспозиции.
И даже как экспозиция вселенной «Этерна» выстроена странно. Фильм начинается с путаного описания мира и политики, шапочно знакомит с Алвой, Эпине и Раканом, зачем-то вводит ещё одну сюжетную линию… и тут же отвлекается на уже упомянутый интересный, полноправный рассказ о Ричарде Окделле и его путешествии в Лаик.
Первая треть картины выглядит как затянутая аннотация, а не погружение во вселенную, развитие которой предстоит увидеть дальше. Никому, кроме подготовленных фанатов, не захочется терпеть первые пятнадцать-двадцать минут, перегруженные ненужными именами, датами и локациями. Ведь развитие сюжета, никак не связанное с первой частью, происходит именно с того момента, как действие перемещается в Лаик.
Новый формат экранизации — серия фильмов — вообще вызывает много опасений по поводу того, как авторы справятся с такой сюжетной нагрузкой. Истории размаха «Игры престолов» с магией, политикой и важными личными арками героев лучше раскрывать в виде сериалов — это доказала, собственно, «Игра престолов». Как уточнила «Канобу» пресс-служба «Кинопоиска» при подготовке материала, за «Этерной. Часть первая» последуют другие части фильма, а не сериал-продолжение.
Плохие диалоги и обвал матчасти
Авторы «Этерны» торопятся ввести зрителя в курс дела — через диалоги между персонажами. С одной стороны, это лучше, чем закадровый голос или текст. С другой — слушать речь героев в первой части фильма просто невозможно, она состоит из сплошных вбросов информации.
Альдо Ракан, Робер Эпинэ и другие персонажи постоянно перечисляют сюжетные события и детали, обращаются друг другу полными именами (иногда с титулами), озвучивают вещи, которые и так знают, и в целом мало напоминают реальных людей.
Глава религиозной общины Енниоль всегда говорит о себе и членах общины в третьем лице, часто проскальзывают странные слова и понятия, которые относятся к религии и магии. В тексте фэнтези-романов это может смотреться адекватно, но на экране — запутанно, что сразу со старта выбивает из происходящего.
Вердикт: смотреть самым преданным любителям фэнтези и книг Веры Камши
Новым зрителям, не знакомым с книгами, будет однозначно сложно понять и вникнуть в сюжет. Экранизация книг — даже таких сложных и полных матчасти, как «Отблески Этерны» — не должна требовать от аудитории огромного количества усилий, погружения в «Википедию» и прочтения бесконечных памяток и объяснений.
Намного лучше фильм становится в той части, когда зритель знакомится со вселенной вместе с её героями. Всё налаживается по мере того, как Роберт Окделл переходит во взрослую жизнь, погружается в политические и социальные проблемы Талига.
Фильм заканчивается отличным, интригующим клиффхэнгером. Однако после просмотра не покидает ощущение, что «Этерна» — всего лишь тизер того, что можно было бы предложить фанатам в первой части. Подобного ждёшь от пилота сериала, но никак не от полноценной полнометражки.
При серьёзных минусах у будущей фэнтези-саги по «Отблескам Этерны» всё-таки есть потенциал, во многом благодаря отличной работе команды. А за путаной экспозицией виден интересный сюжет и богатый мир, который Вера Камша выстраивала почти двадцать лет. Но продираться к нему – явно не задача зрителя.