Рецензия на «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла»
А вот с непростым определением дела обстоят сложнее – описать эту историю и ее (в пекло неуместную игру слов) магию совсем непросто.
Дело в том, что основное качество эпоса Кларк – нетривиальность. Каждая деталь, каждый аспект истории выполнен настолько высококлассно, что она воспринимается как резная шкатулка ручной работы, чудом дожившая до наших дней – хрупкая, драгоценная и отражающая характер своего создателя каждым затейливым вензелем, каждой деталью узора.
В последнее время мы привыкли к формулам – мы смотрим одинаковые фильмы, к которым рисуют до нелепого одинаковые постеры, глотаем один за другим сериалы, где каждая серия имеет узнаваемую структуру, а ход сцены можно предсказать уже с первых секунд. И мы смирились с этим, решили, что свежесть – это нечто необязательное. Может, и не существовало ее никогда, дедушка просто бредит, вот и рассказывает небылицы про то, что когда-то не все истории были похожи друг на друга.
Он понял впервые, что мир не так туп, как кажется, он просто ждет, пока кто-нибудь заговорит с ним на понятном ему языке.
Именно поэтому первый же эпизод «Стренджа и Норрелла» воспринимается как второе пришествие. Сюзанна Кларк как будто игнорирует все, что случилось с искусством за последние полвека, а то и больше, и начинает там же, где закончили Джейн Остин, Диккенс и Теккерей, с которыми ее постоянно сравнивают. Но при этом история не ударяется в занудство классической литературы, это все же фэнтази, пусть и очень серьезное фэнтази, смешанное с альтернативной историей.
Меня покорило то, что Кларк не ищет легких путей, не использует привычные нам лекала ни для героев, ни для сюжетных линий. Это не просто придает истории ощущения чего-то свежего, личного и живого, но и возвращает элемент неожиданности.
Отдельно хотелось отметить то, с каким тщанием она представляет персонажей. Это ведь великое искусство – устроить герою по-настоящему внушительный выход. Вспомните первое появление Бэтмена в фильме Бертона или даже представление доктора Хауса. Но эти примеры блекнут в сравнении с тем, что проделывает Кларк.
Мы знаем имена главных героев из названия и ждем их появления, но история начинается с линии второстепенного персонажа. Затем мы узнаем о нашем первом герое, нас подводят к нему, наращивая интригу и, наконец, представляют публике. Позже то же самое медленно, кропотливо, проделывают со вторым.
Изначально нам сообщают, что никто не творил магии в Англии уже три сотни лет, но существует пророчество о двух избранных, которые станут великими магами. Таким разным и таким непривычным главным героям автор позволяет трусить и заботиться о своей шкуре, быть заносчивыми и близорукими, она заставляет их творить ужасные вещи и жить с последствиями своих поступков.
«Стрендж и Норрелл» – действительно уникальное произведение, которому вряд ли выйдет подобрать аналог среди современных фильмов и сериалов, но желание отдать честь таланту Кларк через сравнение остается. Вот только на ум приходят не кино и сериалы, а миры Пратчета и Толкина, леденящая душу атмосфера произведений Эдгара По, вязкая чертовщина Булгакова.
Несмотря на то, что в комнате царила тишина, безмолвие полусотни кошек – вещь особенная, словно пятьдесят отдельных беззвучий, нагроможденных друг на друга.
И эти имена не стыдно ставить рядом с именем Сюзанны Кларк. Если «Гарри Поттер», несмотря на то, что это безусловно великолепная серия, всегда было несколько некомфортно ставить в один ряд с классиками, то со «Стренджем и Норреллом» неловкости не возникает.
Кстати о Булгакове, Гарри Поттере и британских сериалах – вы ведь в курсе, что англичане сняли «Записки юного врача» с Редклиффом в роли?
_В одной из пользовательских рецензий на _«Стренджа и Норрелла» наткнулся на прекрасное:
Хочу отметить, что человек, написавший книгу — женщина, но само произведение в себе не имеет какого-то типичного для нашего времени «бабизма».
Магия здесь далека от банальных файерболов и цепных молний, все гораздо тоньше и изобретательнее. Она используется больше для создания мистической атмосферы, чем для реализации очередной power fantasy о том, как герой в одиночку разносит сотни врагов.
Герои, как я уже сказал, прекрасны именно в противопоставлении. Легкомысленный повеса-интуит, не знающий ничего о магии, но способный нащупать ее нутром, и трусоватый книжный червь, который научился всему из своих драгоценных книг.
Еще один персонаж, который точно привлечет ваше внимание – фейри, в чьем образе есть черты Воланда, жестоких джиннов и высокомерных эльфов.
Жизнь высшего света Англии подана здесь исключительно колоритно – комичная чопорность, ложь и интриги, борьба за власть и влияние в высших кругах – все в лучших традициях. Война с Наполеоном, в которой наши маги пытаются помочь своей стране победить, тоже показана крайне интересно.
Может ли волшебник убить человека с помощью магии?
Полагаю, волшебник может, но джентльмен – никогда.
Интересно, сколько еще у Туманного Альбиона осталось в запасе англичанок среднего возраста, которые живут своей жизнью, а потом вдруг выпускаю роман десятилетия?
Мне кажется, «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» – это то, чем «Ужасы по дешевке» могли стать, но так и не стали, несмотря на потенциал.
Сериал закончен, и его можно посмотреть за один вечер, что я однозначно советую сделать.