Рецензия на «Джона Уика 3». Лучше первых двух частей, вместе взятых!
Хотя в 2014 году «Джон Уик» и не произвел особого фурора, он так или иначе стал мощной франшизой. Это была вполне себе законченная история, на которой можно было при любом раскладе смело поставить точку. Но деньги ведь не пахнут, верно? Обычно после такого кинокомпании неистово начинают выжимать бабло из серии, напрочь забывая про качество.
С учетом современных тенденций многие фанаты оригинальной картины отнеслись к анонсу второй части скептически, тем более, что постановкой занимался один Чад Стахелски, без Дэвида Литча. Другие указывали, что один из лучших боевиков за последнее десятилетие получит продолжение, да еще и бюджет подняли вдвое! Худшие ожидания не подтвердились, а новый фильм не только еще больше понравился зрителям, но и сделал чертовски внушительную кассу по сравнению с предыдущим.
Вскоре после этого стало известно, что в производство ушел сериал про отель «Континенталь», обслуживающий профессиональных убийц. А полноценное продолжение стало вопросом времени. И вот вышла третья часть. Смогли ли авторы удержать планку? Не загнулась ли франшиза к третьему фильму, как это было с десятками других? Давайте разбираться!
Первое и самое главное — это все еще «Джон Уик». Скажете, что я говорю очевидные вещи? А вот и нет. Многие сиквелы демонстрируют серьезные метаморфозы, все больше и больше отклоняясь с каждым новым фильмом от заданного курса. Взять тот же «Форсаж», который в конечном итоге ударился в попкорновый боевик, а зрелищные гонки оставил в качестве приятного дополнения или дани уважения старым поклонникам. Само по себе это не плохо, просто далеко не всем придется такое по душе.
Подобные изменения авторы обычно называют развитием, прикрываясь тем, что им нужно двигаться вперед. Конечно, отчасти так оно и есть, однако я глубоко убежден, что для развития вовсе необязательно кардинально менять жанр или изобретать велосипед, экспериментируя с другими жанрами. Эволюционировать можно в рамках единственного жанра, и третий «Джон Уик» — отличное тому доказательство!
Фильм непохож на совершенно новое произведение, скорее он выглядит как часть одного целого, которое создатели потихоньку собирают по фрагментам. Формула осталась прежней, и даже атмосфера в целом не изменилась. Вот только на этот раз каждый элемент отполировали до такой степени, что лента смотрится на одном дыхании — чуть ли не в буквальном смысле.
Сюжет разворачивается спустя всего несколько часов после событий второй части. Картина сразу задает нужное настроение: за голову легендарного Джона Уика назначается баснословная сумма, но у него есть около часа форы, чтобы попытаться скрыться. Вот только бежать некуда, да и он сам вот-вот расстанется с жизнью от множества ранений. Повсюду скрываются убийцы, провожающие его взглядом в ожидании, когда наконец пробьют шесть часов вечера. И даже бомж за углом напоминает, что «часики тикают».
В таких условиях поначалу невольно сам начинаешь выискивать во всех попадающих в кадр персонажах отпетых негодяев. Разумеется, напрасно, потому что авторы чуть ли не пальцем тыкают в противников Бабы Яги. Но чувство все равно приятное!
А теперь представьте на минуту, что все это разбавлено потрясающими боевыми сценами в лучших традициях «Джона Уика». От восторга хотелось кричать, и не только мне, судя по реакции зала, — некоторые так и делали! На самом деле я еще никогда не видел в фильмах СТОЛЬКО добротного экшена, не сливающегося при этом в какое-то месиво, где трудно разобрать, кто вообще с кем дерется и почему. Напротив, здесь все максимально четко и осмысленно, в отличие от, скажем, «Трансформеров». Вдобавок у меня до сих пор звенит в ушах от бесконечных выстрелов.
Впрочем, это не значит, что все вышло идеально. Так не бывает, пусть мне и не хочется придираться, а это уже что-то да значит. Дело в том, что боевик внезапно обзавелся довольно жесткими сценами насилия, от которых так и хочется отвернуться со словом «фу», или просто эстетически неприятными кадрами вроде отрывания ногтя — то еще зрелище, скажу я вам. Не то чтобы похожего раньше не было в серии, просто теперь кровь брызжет во все стороны нон-стопом, а снести полголовы — абсолютная норма.
Перестрелки хоть и завораживающие, некоторые типичные для боевиков вопросы они все-таки оставляют. Например, подавляющее большинство противников стреляет в никуда и совсем не задевает протагониста, несмотря на численное преимущество. Понятно, что это условности жанра. Но это не помогает погружению. Понятно, что мистер Уик — профессиональный киллер, однако даже ему вряд ли удалось бы выйти из такой передряги без единого ранения. А ведь люди, с которыми он сражается, не первый день держат оружие! Красиво, но немного глупо.
Враги напоминают болванчиков, которые нужны только для того, чтобы умереть от рук главного героя или его немногочисленных товарищей, если их вообще так можно назвать. Да, я знаю, что так оно и есть на самом деле, но от этого не менее обидно. Много противников, генерирующих насыщенные экшен-сцены, — это, конечно хорошо. Но реально дух захватывают проработанные до мельчайших деталей поединки. Такие здесь тоже есть, но только ближе к концу, где им самое место.
Местами киллеры напоминают бандитов из The Division. В них стреляешь-стреляешь, а они все никак не помирают. Даже в голову приходится выпускать по несколько патронов, чтобы они наконец-то оставили свои потуги добраться до Джона Уика. А порой они и вовсе не обращают внимание на то, что в них вообще-то вовсю палят из мощного оружия. Хоть бы дергались ради приличия!
Кстати, а вы замечали, что в боевиках (да и в других жанрах) главного героя начинают бить только после того, как на его противников наводят камеру? Так-то оно логично, но в «Джоне Уике 3» местами такие моменты особенно бросаются в глаза за счет чрезмерной нелепости. Согласитесь, ведь куда лучше атаковать скачущего на лошади недруга с двух сторон одновременно, а не терпеливо дожидаясь своей очереди, чтобы сделать пару несчастных выпадов и отхватить от него по-полной.
«Джон Уик 3», как и предыдущие две части, не может похвастаться заумным сценарием, но и ему не нужно. У него и без того есть несколько сюрпризов и достойных плот-твистов, которые наверняка перевернут ваше представление как о протагонисте, так и о лоре в целом, несмотря на кажущуюся примитивность картины. Да, все сделано просто, зато со вкусом.
Лаконичность, ставшая уже своего рода визитной карточкой франшизы, совсем не мешает фильму рассказывать интересную историю. Просто она предлагает зрителям додумывать некоторые детали. И речь вовсе не об ошибках сценаристов, которые не смогли как следует продумать сюжет и залатать образовавшиеся по ходу написания дыры. Просто авторы выбрали такой стиль повествования, чтобы закрепить вау-эффект, преследующий на протяжении всего фильма.
Любопытный факт — за два фильма мы толком ничего не узнали о прошлом главного героя, кроме того, что у него были любимые жена, собака и крутая тачка, ради которых он завалил кучу народу. Кажется, будто мы его отлично знаем, хотя это не так. Однако это не мешает нам понимать его чувства. Новая часть внезапно приоткрывает завесу тайны вокруг личности Уика, причем делает это как бы невзначай. Дескать, не так уж это и важно на самом-то деле, да и вообще, сами разбирайтесь, а мы поедем дальше!
Последствия — главный девиз «Джона Уика 3». Впервые главному герою приходится противостоять не внешнему врагу, а бывшим коллегам, некоторые из которых им откровенно восхищаются. Ирония в том, что здесь некого винить, кроме него самого, поскольку охота началась исключительно из-за того, что он нарушил правила «Континенталя». Вдобавок действия протагониста навлекают беду не только на него, но и на товарищей, решивших помочь помочь в трудный час. Это заставляет их показать истинное лицо, и даже единственный друг может оказаться заклятым врагом. Каждый ищет выгоду из сложившейся ситуации.
Авторам помогает выжимать эмоции из каждой сцены неизменный композитор Тайлер Бэйтс, который превзошел самого себя. Я и раньше восхищался его творчеством, но обычно саундтрек играет роль поддержки, а после сеанса чаще всего благополучно забывается. Однако на этот раз все совершенно иначе: во время просмотра я несколько раз ловил себя на мысли, что без музыки фильм и вполовину не произвел бы такого впечатления. Здесь это полноценный инструмент наравне с операторской работой. У меня и без того в плейлисте есть пара треков Тайлера, но теперь я хочу послушать весь альбом полностью!
Даже редкие шутки не дают зрителю хоть немного расслабиться. Да, они пробивают на смех, но смех этот скорее истеричный. В хорошем смысле. Авторы не стали устраивать контрастирующий с общим настроением каламбур, как это обычно делает условная Marvel. Юмор, наоборот, работает на атмосферу. Просто вокруг творится такая жуть, что некоторые ситуации хочешь не хочешь становятся по-абсурдному смешными.
Напоследок у меня хорошая новость: Хэлли Берри, которую так раскручивали во время пиар-кампании, на самом деле в ленте очень мало. Почему это хорошо? Да потому что она банально переигрывает, пытаясь изобразить, что называется, типичную angry bitch, которая постоянно сквозь зубы выдает что-то вроде: «Ты кусок говна, а я царица». Даже в трудную минуту героиня Берри ведет себя как полная мразь. Будем честны — сюжетно персонаж совершенно не нужен в фильме. Джон Уик просит ее помочь, но вместо этого та устраивает очередную бойню, и по иронии опять из-за собаки. Однако на этот раз это выглядело вообще неоправданно.
Так что у меня такое чувство, будто авторы всерьез добавили героиню исключительно для галочки, мол, смотрите, у нас в картине тоже есть сильные женщины, которые могут надирать задницы плохишам и грубить мужикам. Ну, и ради действительно восхитительных боевых сцен с дрессированными (отчасти самой актрисой!) собаками.
Сейчас трудно представить боевик лучше «Джона Уика 3». Единственная проблема — это не самостоятельная картина, а потому вряд ли получится оценить ее потенциал, не посмотрев предыдущие.
В противном случае вы наверняка согласитесь, что фильм вышел куда лучше первых двух частей, вместе взятых. Стиль сочится буквально из каждой сцены, а события развиваются с такой скоростью, что осознавать произошедшее начинаешь только после появления финальных титров. А каков сюжетный поворот в конце, у меня чуть челюсть не выпала!
После сеанса я буквально не мог отдышаться, а наш издатель Антон Городецкий так и вовсе захотел выйти покурить, несмотря на то, что у него нет такой привычки. Теперь же мне хочется немедленно пересмотреть все три фильма. Так что бегом брать билеты в кинотеатр на премьеру, а я буду смиренно ждать продолжения и надеяться, что авторы оправдают все надежды, потому что с каждым разом ставки все повышаются, а вмести с ними и шансы профукать франшизу.
Спасибо за рецензию, в ней чувствуется, что автор смотрел фильм и ему есть чем поделиться от увиденного прежде всего как обычному зрителю, а не сухому критикану. Только вот рецензию перед выходом надо было отредактировать, все-таки многовато ошибок, но суть сказанного понятна.