Рецензия на «Джона Уика 2» с Киану Ривзом
«Джон Уик» – один из тех фильмов, что «больше уже не делают», но который при этом все же сделали, причем дважды. В наше время ничто не умирает навсегда – франшизы, собиравшие пыль 30 лет, возвращаются, неудачные возвращения ребутятся, а все, в чем не видят мгновенной прибыли недальновидные и трусливые студийные продюсеры, находит путь в мир в виде веб-сериалов и комиксов, взлетает через краудфандинг, а иногда просто просачивается сквозь голливудские препоны чудом. Как «Дэдпул» или «Славные парни». Или «Джон Уик».
Эта франшиза Киану, как и он сам, не может не вызывать уважения и симпатии, не располагать к себе. Ривз – отличный парень, человечище, так и «Уики» – фильмы честные, работящие, внимательные к своей аудитории. Это не халтурные студийные поделки, задуманные кем-то из желания выдоить популярность какого-то бренда или персонажа, не попытка проехаться на знакомых штампах еще разок.
Просто собрались каскадеры и прочие не обласканные славой и вниманием работники киноиндустрии и решили сделать фильм «как надо», без расхлябанности и тупых ляпов, без трясущейся камеры и маскирующего огрехи рваного монтажа, без сплошь сетов, целиком обернутых в хромакей и бесконечного «это мы потом дорисуем».
Руками сделать, на совесть. Взяли и сделали. Публика пришла в восторг – и они сняли сиквел.
И сиквел, что самое важное, сняли тоже правильно. Как «Чужие», «Терминатор 2», «Рейд 2». Камерные истории разворачиваются и открывают мир вокруг себя. «Джон Уик: Глава вторая» не просто продолжает историю и переигрывает по новой сюжет первого фильма и все удачные сценки, а расширяет вселенную, помещает первую историю в обширный контекст, дает намеки на прошлое Джона и показывает его мир. Мир его прошлого, побег из которого не удался.
В первой части сюжет был предельно прост: туповатый сынок мафиози вламывается к Уику в дом, убивает его собаку и угоняет любимую тачку. Самого Джона избивают, но неосмотрительно оставляют в живых. Джон оказывается не абы кем, а Бабой-Ягой (ну почему они не дали ему кличку Кощей, ну какая Яга, господи?), легендарным киллером, он расфигачивает молотом пол своего подвала, достает оттуда оружие и идет мочить сына, папу и всех его людей. Замочил. Конец фильма.
Глава вторая стартует с того же места – у русского мафиози был брат, теперь придется разобраться еще и с ним – ведь тачка Уика именно у него и тот знает, что Джон явится за ней рано или поздно.
Но это больше похоже не на начало фильма, а на некую интерлюдию, связывающую две главы. Новый сюжет стартует чуть позже, когда в дом Уика заявляется старый знакомый, некогда сильно выручивший Джона, что и позволило ему в свое время уйти из профессии, исчезнуть. Помог он ему, впрочем, не просто так – Джону пришлось дать ему вексель: серебряный медальон, символизирующий клятву на крови – сделать все, что потребует держатель векселя.
Джон, еще даже не узнав, что попросит этот скользкий тип, максимально вежливо отказывается – он завязал, возвращаться к прежней жизни он не желает, но преступный мир не хочет отпускать столь ценного человека. И клятвопреступников не прощает.
Так или иначе, Джону приходится сняться с места и отправиться в Рим, что позволяет нам ощутить масштаб этого таинственного мира убийц и изучить его еще подробнее.
Многих зрителей после просмотра первой части больше всего заинтересовал именно этот странный мир со своими жесткими законами и правилами чести. Создатели франшизы явно прислушались к просьбам заострить внимание на этом аспекте – весь сюжет второй части строится на векселе и правилах, которые нельзя нарушать.
Также, здесь мы получаем куда больше сцен в отеле «Континенталь», у специальных киллерских портных и сомелье (такого и в «Kingsman» не было), телефонисток и операторов, принимающих заказы на убийства.
Забавно, но «Джон Уик 2» заслуживает название «Кредо Убийцы» гораздо больше, чем сама экранизация Assassin’s Creed. Это действительно история про тайный мир ассасинов, которые свято чтят свое кредо и безжалостно расправляются с теми, кто посмеет нарушить этот кодекс. Здесь даже есть прекрасная неторопливая сцена убийства первой важной цели, почти как в играх. Она уже не про ган-фу и драки, это беседа перед казнью, подготовка жертвы к смерти, полная сочувствия и сожаления. За эту красоту посреди ураганного экшена создателям особое спасибо.
Стоит сказать, что фанатов, превозносящих первую часть я изначально не понимал. Да, хороший фильм, но ведь ничего выходящего за грань (я куда больше преклоняюсь перед «Рейдами»). Но после этого сиквела я изменил свое мнение. Нет, «Рейды» все еще впечатляют меня больше, но я понял, что «Уик» – точно не постная однодневка, способная лишь однажды захватить внимание аудитории, не ожидавшей ничего особенного, и исчезнуть. Это великолепное, цельное авторское высказывание в экшен-жанре, которого нам давно не хватало. Несмотря на то, что у главного героя нет броского имени и цветастого костюма с трусами поверх штанов, он способен выделиться из толпы, запомниться, впечатлить.
Утыкается все, безусловно, в Киану, который здесь абсолютно невероятен. Три месяца ежедневных тренировок – единоборства, стрельба, экстремальное вождение – это только до съемок. Даже для «Матрицы» он изводил себя не так сильно.
Но, черт возьми, на экране это видно – каждая капля пота, вложенная в тренировки. То, как Ривз движется, как держит оружие, как перезаряжается и как выдает свои неизменные 1-2 в корпус, 1 в голову – завораживает. Уика, как Бонда, уже можно узнать по его отчетливому силуэту, по стойке.
Драки, которые здесь, впрочем, максимально плотно переплетаются с перестрелками, впечатляют особенно – Ривза научили сложным броскам и захватам, бою на ножах (или на карандашах, что под рукой окажется), паре трюков с машиной. Экшена очень много, но он умудряется не утомлять, не повторяться и давать все, что от него ожидаешь.
Здесь, как я уже говорил, нет тряски камеры и рваного монтажа – склейки редкие и только там, где это необходимо для поддержания динамики, а камера показывает драки так, что видно каждое движение.
Бьются красиво. Виден уровень, чувствуется напряжение и то, с каким трудом герою дается каждый следующий противник, каждый шаг. Уик не выглядит неубиваемым терминатором, хоть и расправляется с кучей врагов, за него не перестаешь переживать.
В общем, сиквел, превзошедший оригинал – это уже достижение, а учитывая, что первая часть сама по себе была очень мощной заявкой, «Джон Уик 2» нельзя не рекомендовать к просмотру. И даже называть его «старым добрым боевиком, как в девяностых» не хочется, потому что мне кажется, мы романтизируем наши воспоминания, меняем их под наши текущие вкусы, но по сути – такого кино тогда не было и быть не могло. «Уик» очень современный – он действительно круто снят, синематография тут на очень высоком уровне для небогатого боевика, но главное – он куда динамичнее и резче старых фильмов, куда жестче.
Но главное, он избавлен от всего лишнего, это очень цельная работа, которая точно знает свои сильные стороны и расставляет акценты и приоритеты соответственно. Здесь нечему провисать, не на что отвлекаться, нет странных уходов в сторону по атмосфере или стилистике, все мчится по смазанным рельсам к логичному финалу. За это тоже нельзя не похвалить создателей франшизы – слишком часто мы видим, как фильмы разваливаются на составляющие, не сумев удержать фокус.
«Уик» прямой как стрела, но тупым и бессмысленным его тоже не назовешь.
Он как дизайнерский шедевр – эргономичен настолько, что замирает на грани между эффективностью, возведенной в абсолют, и полноценным творческим высказыванием. Это не просто зрелище, в душе он тоже что-то оставляет. Не пространными диалогами о красоте и смысле жизни, не хитросплетениями сюжета – скорее тем неоднозначным, таинственным пространством, которое он создает своей атмосферой, в котором можно поразмышлять над историей парня, которого, как в «Крестном отце», «затащили назад, стоило мне вырваться».
Не ждите дисков, сходите в кино, оно того стоит.