Рецензия на «Дом Gucci» Ридли Скотта: мыльная опера от мира моды
Сюжет
В основу сценария легла книга «Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» от журналистки и обозревательницы итальянской моды Сары Гэй Форден. В 70-е годы Патриция Реджани (Леди Гага) встречает Маурицио Гуччи (Адам Драйвер) — робкого и нерешительного наследника модной империи. Семья Патриции далека от мира Gucci, её родители занимаются грузовыми перевозками. Вопреки желанию отца Маурицио, Родольфо (Джереми Айронс), пара женится, и герой разрывает отношения с семьёй.
Но несколько лет спустя его дядя Альдо Гуччи (Аль Пачино) хочет восстановить связь с племянником. Он надеется сделать Маурицио своим преемником вместо глуповатого сына Паоло (Джаред Лето). Под чутким руководством жены Маурицио начинает втягиваться в деятельность Дома Gucci — а заодно в борьбу за власть, контроль и богатство, которая спустя двадцать лет приведёт к его убийству.
Плюсы
Потрясающий актёрский дуэт
Скотт и кастинг-директора «Дома Gucci» Тереза Раццаути и Кейт Родес Джеймс собрали почти беспроигрышный актёрский состав: оскароносных Аль Пачино и Джереми Айронса, склонную к самоиронии Сальму Хайек и Джареда Лето, который всегда подогревает интерес эксцентричными выходками на съёмках. Харизмой и талантом эти звёзды могут вытянуть даже провальный сценарий, и образы для них подобрали отличные. Например, Хайек в небольшой роли странноватой гадалки в очередной раз напоминает, насколько огромный у неё комедийный потенциал.
Но по-настоящему в фильме раскрываются Леди Гага в роли Патриции Реджани и Адам Драйвер в образе Маурицио Гуччи. «Дом Gucci» близок к стилю кэмп — преувеличении всех элементов, гротескности на грани с нелепостью. Гага на экране всегда настолько громкая, экспрессивная и преувеличенно-театральная, что этот стиль (и даже невероятно сильный, почти пародийный акцент) подходят ей идеально. Здесь абсолютно к месту вычурные наряды и яркий макияж, которые она могла бы примерить на собственном концерте. Отличное попадание в образ можно заметить в трейлерах и отрывках из фильма, где она запугивает соперницу или науськивает мужа на своих врагов.
Драйвер успел сняться в ещё одном фильме Скотта, «Последней дуэли», где сыграл более привычного персонажа — агрессивного, высокомерного и честолюбивого. Тот же образ можно заметить в половине его работ – «Аннетт», «Девочки», «История о супружестве». А вот Маурицио Гуччи — неловкий, смущённый напором Патриции, слабовольный и ведомый до конца фильма — для него был новым видом героя, и Драйвер справляется с ним так же хорошо, как и с пугающе-злыми ролями.
Большая часть сюжета держится именно на взаимодействии Маурицио и Патриции, непростой истории их отношений, так что главный элемент «Дома Gucci» работает без сбоев. По крайней мере, в первой части фильма, где супруги только начали вдаваться в дела семьи.
Высмеивание модной элиты
В «Доме Gucci» нет ни одного положительного персонажа: отца Маурицио подводит гордость, Паоло Гуччи — тупость, Альдо — жадность, не говоря уже о противоречивых главных героях. Второстепенные персонажи готовы переметнуться на сторону конкурентов. При этом все члены семьи Гуччи не способны адекватно вести бизнес, что особенно заметно в финале фильма.
Апогей насмешек Скотта над миром моды наступает в сцене, где герой Джареда Лето мочится на атласный платок с классическим дизайном Gucci. Сразу становится понятно, почему режиссёр выбрал именно кэмп и издевательский тон: такими Скотт видит бизнес-империи, единственный источник заработка для которых — это внушение людям ощущение собственной элитарности. Он показывает неадекватную роскошь, огромные траты и пренебрежительное отношение Гуччи к любым чужакам, после которых сочувствовать им невозможно.
Жесткое подшучивание над богачами — залог успеха многих популярных фильмов и сериалов, включая невероятно популярный «Шитс Крик», который получил девять «Эмми» только в 2020 году. Так что Скотт выбрал заведомо удобную позицию для своего фильма, да ещё и сделал его искренне смешным; например, с шуткой о том, что на «горную реку» вдохновения бездарного Паоло нужно срочно поставить дамбу.
Минусы
Дух мыльной оперы и обман ожиданий
На сайте студии Universal Pictures фильм описан как шокирующая история любви, предательства и увядания рода. Но центральный конфликт «Дома Gucci» довольно тривиален: без спойлеров его можно описать как бесконечную борьбу за власть. Фильм получился поучительной историей о том, как амбиции могут довести людей до абсолютного краха.
К середине фильма происходящее напоминает стандартную мыльную оперу в духе проектов продюсерки Шонды Раймс, создательницы сериалов «Анатомия страсти» и «Скандал». Гуччи долго и нудно пытаются обмануть друг друга и перехватить власть над брендом, Патриция строит коварные планы. Общение семьи вообще превращается в образцовый газлайтинг — Патриция и Маурицио уверяют родню, что всё делают ради их блага, даже когда мошенничают прямо у них под носом. Но режиссёр так и не вдаётся толком в работу самой модной империи, в суть её финансовых и имиджевых проблем; у зрителей нет никакого контекста для драмы этой семьи и Дома.
У «Дома Gucci» были достойные предшественники — фильмы и сериалы, связанные с миром моды или семейными интригами. Во время просмотра картины на ум приходят и «Наследники», где герои пытаются перехватить контроль над семейным бизнесом, и детективный триллер «Убийство Джанни Версаче» от Райана Мёрфи. Происходящее в «Доме Gucci» недостаточно драматично, чтобы зрители действительно прониклись печальной судьбой семьи Гуччи; убийство Маурицио Гуччи тоже показано довольно скомканно, несмотря на хронометраж в два с половиной часа. Так что фильм, кажется, не справился ни с одной из этих задач.
За последнее особенно обидно, ведь Патриция Реджани (Гуччи) вышла слегка комичным и при этом пресным персонажем. Её мотивация часто не бывает раскрыта, как минимум из-за того, что Скотт опускает важные детали — например, чем Патриции грозил бы новый брак мужа и почему его обязательно нужно было устранить. В реальности это была довольно пугающая, жадная до власти и денег женщина: по словам Патриции, она не убила Маурицио своими руками только потому, что плохое зрение «не дало бы ей нормально прицелиться». В фильме же она выглядит как жертва обстоятельств, отчаявшаяся брошенная женщина, которая внезапно не нашла другого выхода кроме заказного убийства.
Вердикт
Второй релиз Ридли Скотта в 2021 году нельзя назвать однозначно плохим: это добротная история одной семьи с отличными актёрами, юмором и приятным полу-комедийным стилем. В нём есть дорогие брендовые наряды, роскошь на грани пошлости, хитросплетения борьбы за акции и отличные образы героев, которые вызывают только отвращение и заставляют болеть за их провал.
Но «Дом Gucci» безнадежно проседает в те моменты, когда события становятся серьёзными и особо драматичными. Игра Джареда Лето в роли придурковатого Паоло Гуччи доходит до абсурда и уже успела расстроить дизайнера Тома Форда, который возглавил бренд Gucci в 90-е годы и тоже стал героем фильма. Сценарий заставляет Леди Гагу плакать на пороге дома Маурицио Гуччи и заламывать руки, словно героиню аргентинских сериалов. А вся финальная часть картины заставляет скучать по невероятно напряженной атмосфере и подробно раскрытой психологии преступника в «Убийстве Джанни Версаче».
Мир моды в фильме тоже практически не показан. Если в «Последней дуэли» есть хорошая идея и необычный исторический сеттинг, то «Дом Gucci» попросту ничем не выделяется. Это неизобретательный и при этом не особо точный байопик, который вряд ли западёт в память зрителю.
Обложка и фото в материале: Fabio Lovino © 2021 Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Inc.