Рецензия на «Девушку, подающую надежды». Эстетичный триллер о мести от шоураннера «Убивая Еву»
К кино о безбашенных мстителях всегда есть определенные ожидания: они либо изобретательные, как «Исчезнувшая», либо впечатляюще жестокие, как «Джон Уик» или «Олдбой». Когда герою или героине нечего терять, остается два метода: коварный план или атака в лоб.
У «Девушки, подающей надежды» слегка не хватило определенности, в какую сторону история склоняется больше. Хотя главная героиня, Кассандра Томас (Кэрри Маллиган) определенно и умна, и способна на насилие. Она мстит мужчинам довольно необычным способом: приходит на шумные вечеринки и притворяется в стельку пьяной.
На горизонте непременно появляется рыцарь в сияющих доспехах, который предлагает ей свою помощь. Только каждый раз рыцарь почему-то решает привезти Кассандру к себе домой, а общение скатывается в попытку заняться с ней сексом. И неважно, что девушка абсолютно невменяема, с трудом ворочает языком, а если ворочает — обычно просит отправить ее домой. А дальше Кассандра раскрывает карты и проводит «воспитательную беседу» с потенциальным насильником.
В каком-то смысле revenge fantasy — красивое изображение мести — всегда предсказуемо. Нетрудно догадаться, что в прошлом с подругой Кассандры случилась похожая история. Детали не так важны: достаточно, что она не доверяет мужчинам и хочет проучить как можно больше таких «хороших парней», распускающих руки.
Есть и конкретный обидчик, существование которого не дает ей спокойно жить. На пути к тому, чтобы отомстить, Кассандра кажется уверенной в себе, сильной, жестокой и несгибаемой. На самом деле, это глубоко трагичный персонаж — человек, который не смог справиться с травмой и двигаться дальше
Героиня будто застряла в том самом страшном моменте, случившемся еще в колледже. Тут надо отдать должное потрясающей Кэрри Маллиган. Ее игра полна нюансов, выдающих внутреннюю боль: неестественно широкая улыбка, неожиданно стекленеющий взгляд, напряжение в комфортные для любого другого человека моменты. Подавленное отчаяние героини чувствуется даже через экран.
Самые эффектные сцены фильма — это самые тяжелые моменты для Кассандры. С одной стороны, она вроде бы упивается властью. С другой — зритель-то видит, что в погоне за местью она теряет контроль над собой.
Это делает Кассандру более глубоким персонажем — это и небольшие проявления человечности, вроде ее общения с родителями и трогательной любовной линии. Любая схватка интереснее, когда тебе хочется болеть за ее участников.
При этом выглядит фильм совершенно безукоризненно. В свободное от своего «хобби» время Маллиган ходит в нежных костюмах, а окружают ее пастельные цвета в лучших традициях «Марии Антуанетты» Копполы. Саундтрек собран почти полностью из поп-музыки, и используют эти песни так иронично, что остается только аплодировать.
Иного от актрисы-режиссера Эмиральд Феннел можно было и не ждать. Она не так давно встала по другую сторону камеры, но уже отвечала за второй сезон одного из самых красивых сериалов BBC — шпионской драмы «Убивая Еву». В нем опасная киллерша очень в духе Бонда меняет дорогие наряды в каждой сцене и интересуется у жертв, где они купили красивое покрывало.
Такое органичное сочетание комедии и насилия есть и в «Девушке, подающей надежды». В начале фильма у Феннел получается совместить несколько жанров, умело лавируя между ними. Настроение в сценах постоянно меняется, не давая зрителю расслабиться и заскучать. Даже романтичная история на фоне триллера выглядит неожиданно мило, и этот контраст работает.
Кошмарно предсказуемый сюжет с наказанием всех причастных здесь тоже никак не мешает восприятию. Кассандра достает ловушки для виновников своей травмы, как кроликов из шляпы. Это хорошие, хоть и сделанные немного в лоб высказывания на тему домогательств, культуры виктимблейминга, а еще — личной утраты и умения «жить дальше». Каждый новый поворот раскрывает не только сюжет, но и саму героиню.
Особенно хорошо то, что фильм дает хотя бы слабую надежду на исправление. В «Девушке» всего на одну короткую сцену появляется актер Альфред Молина. Его герой когда-то помогал отмазывать богатых студентов, влипавших в некрасивые истории с сексуальным насилием. В том числе он защищал от обвинений в насилии бывшего однокурсника Кассандры.
Годы спустя мужчина совершенно подавлен: он постоянно ждет часа расплаты. Чувство вины не дает ему спать, мешает продолжать работу юристом. Столкновение с Кассандрой становится очень значимой и сильной сценой, которая на время ломает повествование (в лучшем смысле).
Проблема фильма стала очевидной только в третьем акте и концовке. В нем есть несколько очень сильных — и, опять же, безумно стильных — сцен и кульминационный момент, снятый одним долгим планом.
Но в целом финал у «Девушки, подающей надежды» настолько шаблонный и типичный для этого жанра, что остальные плюсы на его фоне меркнут. А главное, посыл фильма абсолютно теряется — если такой вообще был.
Получается, что Кассандра прошла весь путь от начала фильма к его концовке впустую. Сколько бы героиня не старалась, она не сможет перевоспитать всех мужчин на свете. Даже самые лучшие люди на ее пути оказываются виновными. А Кассандру в итоге не удовлетворит ни один способ отомстить, кроме самого радикального.
Но раз создатели фильма решили «дожать» тему мести — значит, она хотя бы будет впечатляющей? Нет, в этом концовка тоже не удалась. При высочайшем напряжении в кадре, при всей эстетике и потрясающей игре Маллиган финал вышел откровенно слабым.
Трейлер фильма обещает, что он «заставит начать дискуссию», а Феннел вообще всячески накаляет обстановку. И в «Девушке, подающей надежды» действительно хорошо показана его самая больная тема.
Поведение жертвы всегда становится предметом споров, и Кассандра какое-то время успешно противостоит главному аргументу «самадуравиновата».
Но в итоге фильм не может держать идеальный баланс между жанрами до конца: он недостаточно глубокий для драмы, недостаточно жестокий для revenge fantasy. Так что на выходе у режиссера получилась только по-настоящему красивая картинка — и трансляция грустной мысли, что легальные методы тут не сработают, а ради мести можно заплатить любую цену.