Рецензия на «Дать дуба в округе Юба». Как превратить сюжет для «Жди меня» в черную комедию
Знаете ситуации, когда все настолько плохо, что остается только смеяться? У Сью Баттонс, главной героини Breaking News in Yuba County, вся жизнь из них и состоит. Ее унижает муж, друзья, соседи, даже родная сестра, но все, что ей остается – только отшучиваться. Примерно такой мы ее находим в начале фильма.
А потом Сью устает неловко улыбаться и берет дело в свои руки. Вернее, берет в руки лопатку с ближайшей детской площадки и подключает фантазию.
У режиссера «Юбы» Тейта Тейлора небольшой и довольно неоднозначный послужной список. Комедия в нем всего одна – «Прекрасные уродцы» о злой похудевшей девушке, которая хочет отомстить своим обидчикам из колледжа. А дальше Тейлор стал пробовать себя во всех жанрах подряд, от отличных экранизаций вроде «Прислуги» до средненьких триллеров («Ма» и «Агент Ева»).
«Дать дуба в округе Юба» — чистая черная комедия, и прежде всего от нее ждешь жестокого юмора. Убойных классических шуток в нем не так много, но фильм от этого ничего не теряет. Вместо этого «Юба» гораздо больше влетает в ту категорию фильмов, когда от происходящего на экране смеешься из-за самих ситуаций, особенно их абсурдности.
Сценарий этого фильма был взят из так называемого Черного списка сценариев Голливуда – топа историй, которые на момент составления списка не дошли до экрана. В центре сюжета от Аманды Идоко — та самая жалкая, грустная, вечно вежливая женщина по имени Сью (Эллисон Дженни), у которой исчезает муж, Карл (Мэттью Модайн). Интересно, что Сью должна была сыграть Лора Дерн («Брачная история», «Большая маленькая ложь») – на мой взгляд, с ней кино приобрело бы совсем иной оттенок, и не обязательно более удачный.
В целом завязка вполне могла бы подойти для какой-нибудь высокобюджетной драмы на HBO. Дело в том, что Карл вовсе не пропал — Сью нашла мужа в крайне неприглядной ситуации и застала его смерть. Перед лицом этой беды она внезапно собирается с силами… И решает соврать, что Карла похитили. За секунды домохозяйка превращается в гения криминальной мысли — по крайней мере, поначалу.
Когда эта тихая женщина, которая не может поспорить даже с продавщицей в магазине, с размаху дает пощечину любовнице мужа, мысль остается только одна – сейчас будет жарко. И Сью действительно выдает главный перформанс всей своей жизни.
Обратившись в местную телепередачу, она нанизывает одну ложь за другой. В конце концов ее история становится монстром Франкенштейна, составленным из плохо продуманных кусков, а к делу подключается слишком много посторонних людей. Но Сью просто так не сдастся.
На самом деле, общая тема «Юбы» — то, как нелепо и комично все ее герои решают перевернуть свою жизнь. Вместо того, чтобы переживать трагедию, за нее все цепляются, как за спасательный круг. Сестра Сью, журналистка Нэнси (Мила Кунис), хочет наконец сделать сенсацию. Неудачливые бандиты Мина (Аквафина) и Рей (Клифтон Коллинз мл.) – стрясти с «пропавшего» Карла денег и поднять свой авторитет перед боссом. Провинившийся забитый дурачок Пити (Джимми Симпсон), брат Карла, тоже хочет помочь ему и героически начать новую жизнь. Даже местная сыщица (Реджина Холл) старается самоутвердиться перед своим начальством.
Все эти линии сходятся в один тупой, смешной и абсолютно лишенный логики узел, который держится на одной лжи Сью. И наблюдать за тем, как этот узел пытаются распутать, – одно удовольствие.
Особенно смешно (и немного грустно) то, как эта история универсальна. В крошечных городках, где ничего не происходит, подобное действительно стало бы сенсацией. Да что там, одно громкое дело может занять эфир «Пусть говорят» на целую неделю. Вот на этом и отыгрывается «Юба»: на человеческом любопытстве, глупости и любви к дешевым сенсациям.
Актерский состав здесь совершенно блестящий и заслуживает отдельной похвалы. За исключением Нэнси, которая привыкла стоять перед камерами, все эти лица похожи на типичных жителей городка с нелепым названием Юба. Как бы ужасно это не звучало, в их провинциальность верится без труда. Даже Аквафина, которая имеет свойство слегка переигрывать, здесь вписывается в образ идеально.
Эллисон Дженни вообще мастерски вызывает жалость в одну секунду и восхищение – в следующую. Ее умение перевоплощаться в заправских стерв многие могут помнить еще с «Тони против всех», где она играла абьюзивную мать Марго Робби.
Но в этом фильме Дженни сначала располагает к себе так, что за ее героиню хочется болеть даже после самых ужасных поступков. Ну, подумаешь, прикапывает муженька на детской площадке – он это заслужил. Сестра сама виновата, что не завоевала ее доверие, а публика и вовсе сама хочет, чтобы ее обманывали.
В черных комедиях важно не бояться местами перегнуть палку и идти по выбранному курсу до конца. В «Юбе» режиссер, сценарист и продюсеры сделали именно это.
За бодрым началом следует довольно размеренное действие, особенно когда герои еще не вполне понимают, что происходит. Но где-то между слезливыми речами Сью с экрана, ее бесконечным враньем и бесцельно бродящими туда-сюда бандитами, которые никак не могут напасть на след Карла, фильм вдруг резко переключается на непрекращающуюся череду насилия.
Так что парочка плот-твистов может приятно удивить – или неприятно, в зависимости от того, кто из персонажей вам больше понравился.
Если Тейт Тейлор решит и дальше пробовать себя в жанре черной комедии, нас вполне могут ждать по-настоящему хорошие фильмы. А пока «Дать дуба в округе Юба» выглядит отличной разминкой, которая развлекает, смешит и удивляет, попадая во все нужные каноны жанра, но не поражает уникальностью.