Рецензия на четвертый сезон «Коня БоДжека»
«БоДжек» всегда был самым мрачным юмористическим мультсериалом. И дело не в пафосе или нуарной атмосфере – нет, на вид тут все крайне жизнерадостно – а из-за того, как щепетильно он относился к своим персонажам и через какие испытания их проводил.
На первый взгляд все просто: есть мир, в котором необъяснимым образом уживаются как обычные люди, так и разумные антропоморфные животные. Главный герой – действительно конь, который в 90-х был звездой телеэкрана со своим ситкомом «Ржем с конем», но те времена давно прошли и теперь никому не нужная бывшая звезда превратилась в желчного алкоголика, который не знает, чем заполнить дыру в душе, оставшуюся от ушедшей славы.
Юмористический пласт сериала всегда был на высоте, причем юмор здесь разноплановый: есть короткие гэги-перебивки между сценами, показывающие некий забавный аспект этого странного мира, завязанный на антропоморфных животных, есть довольно прямолинейные подколы в сторону Голливуда, конкретных звезд, фильмов и деловых практик кинобизнеса и политики, есть гэги, вытекающие непосредственно из взаимодействия персонажей. И все же, юмор здесь никогда не был самоцелью.
Главная особенность сериала – это его фокус на тяжелых вопросах: как перестать ненавидеть себя, можно ли действительно измениться, прервать порочный круг событий, которые раз за разом повторяются в твоей жизни, как исправить ужасные ошибки, за которые нет прощения, как жить с ними дальше и так далее.
Эти темы – не некая побочная линия, которой касаются на пару минут под занавес эпизода, это основной сюжет. Создатели сериала безжалостны к своим героям: БоДжек лишь поначалу выглядит как пучок стереотипов, но чем дальше, тем больше видишь в нем живого человека. Его терзаниями, самобичеванием, желанием добиться хоть малой толики счастья и позволить себе принять его, проникаешься куда больше, чем проблемами многих героев драматических сериалов с живыми актерами, которые в сравнении кажутся куда более надуманными и да, мультяшными.
Сама концепция сериала, так сильно концентрирующегося на агонии главного героя, который пытается понять, как ему выбраться из-под завала алкоголизма, разбитых надежд, одиночества, жажды признания, чувства вины и разочарования в себе, изначально была крайне дерзкой. Особенность нового сезона в том, что на этот раз авторы решили выкрутить этот фокус на максимум.
Если вам в прошлых сезонах казалось, что они дали настоящего мрачняка, то в четвертом все становится совсем беспросветным, а сериал отодвигает гэги и забавные сюжеты в сторону для того, чтобы максимально глубоко исследовать своих персонажей и дать необходимое пространство основной драматической линии. И нет, не думаю, что хоть кто-то останется недоволен таким сдвигом, потому что сделан он крайне талантливо.
Под конец сезон скатывается в откровенную психоделику, Принцесса Кэролин переживает несколько сильных ударов судьбы, Диана и Мистер Подхвост пытаются сохранить брак, пока он борется за пост губернатора, Тодд старается примириться со своей асексуальностью, а БоДжек с головой уходит в семейные проблемы.
Значительная часть сюжета посвящена раскрытию прошлого его матери, Беатрис – мы видим ее историю с самого детства, видим ее собственных родителей (и это тоже крайне мрачный и серьезный эпизод). Мы видим, как трагедия ее родителей повлияла на Беатрис, как ее собственный неудачный брак, разбивший все мечты, повлиял на то, как она воспитала БоДжека, почему она стала такой ужасной матерью.
Этот сезон серьезнее и принципиальнее предыдущих, он всерьез берется рассказать трагичные истории своих героев и отодвигает все второстепенное на задний план. Теперь это настоящая экзистенциальная драма, берущая за душу несмотря на то, что разыгрывается она в мире нарисованных животных с нелепыми именами и перемежается гэгами, которые каким-то образом так умело вплетены в эти серьезные темы, что не сбивают тон, а лишь дополняют его.
И столь наглый концепт срабатывает, потому что размышляют авторы на сложные, но близкие всем вопросы, о которых мы сами предпочитаем не задумываться.
Старение родителей, их медленное угасание, тяготы брака и воспитания ребенка, бесконечные компромиссы и постепенный отказ от мечты, принятие реальности. Желание сбежать от собственной жизни, от накопившейся усталости и ощущения бессилия, мысли о суициде, саморазрушительное поведение, признание собственный ужасных ошибок, искалечивших жизнь другому человеку.
Если вы не видели сериал, все это должно казаться вам дикостью – ну какие серьезные темы в мультфильме про коня-актера, его кошку-менеджера и пса-конкурента. Но если вы смотрели предыдущие сезоны, то наверняка понимаете, что авторы этого сериала более чем способны взяться за такие темы и полноценно их раскрыть.
Первым сравнением, приходящим на ум при виде «БоДжека», обычно оказывается «Калифорникейшн» (Блудливая Калифорния), и они действительно похожи. Оба сериала – сатира на Голливудскую жизнь, оба имеют в протагонистах циника, раздолбая, алкоголика и бабника, который изо всех сил старается догнать былую славу.
Но «БоДжек» сделал то, чему не удалось моему любимому сериалу с Дэвидом Духовны – он развивает своих персонажей, меняет их, причем медленно, убедительно, показывает их взросление, перегорание, переход в новую фазу жизни.
Это не бесконечное повторение цикла и возвращения к статусу кво, смена сеттинга и запуск по новой, это одна большая история. Взрослеют герои, взрослеет и сам сериал, смещая акценты, отстреливая отработанные ступени и фокусируясь на основной теме.
Этот проект изначально был дерзким и крайне изобретательным, но с этим сезоном он вышел на новый уровень. Я не ожидал от него такой смелости и доверия зрителю, такой сильной истории, нагоняющей экзистенциальной жути, не ожидал, что буду досматривать сезон в слезах. Причем не из разряда «пустил скупую мужскую на трогательном моменте», под занавес сериал выводит тебя в какое-то иное состояние сознания и ужас судьбы героев, тяжесть их ситуации, которую легко можно перенести на себя в той или иной степени, не может не задеть за живое.
Учитывая, что мультик про зверюшек в человеческой одежде может дать зрителю такой уровень искренности, человечности и глубины истории, которого редко добиваются обычные сериалы, дать пережить катарсис и задуматься и своей жизни, я считаю, пропускать его никому не стоит.
Каждый раз, когда люди восхищаются (и более чем заслужено) «Риком и Морти», мне хочется добавить: «Не забывайте про БоДжека», потому что несмотря на очевидную разницу в тоне и акцентах сериала, это два представителя новой волны, поражающие своей свежестью, смелостью и искренностью в своем желании не избегать сложных тем и пытаться в центре всей мишуры из шуток и приключений оставлять место для чего-то серьезного, настоящего.