Рецензия на четвертый сезон «Карточного домика»


Самый главный вопрос, касающийся нового сезона, состоит в том, смотреть ли его вообще. Если первые два сезона смотрелись свежо и уникально из-за бешеной динамики, омерзительных, но притягательных Андервудов, великолепной режиссуры, съемки и работы со светом, то уже третий сезон (рецензия) растерял не только блеск новизны, но и динамику, связность и напряженность.
Для многих, включая меня самого, это поставило продолжение под вопрос. Я действительно не рвался смотреть новый сезон и, стоило его все же начать, осознал, что предыдущие события за год почти стерлись из памяти. Яркие повороты первых двух сезонов все еще свежи в памяти, а вот события третьего, а также множество побочных линий и персонажей – все это окончательно перепуталось и померкло.
И все же, я решил дать «Карточному домику» еще один шанс. В конце концов, третий сезон не был ужасен – просто он был не таким цельным и сильным как предыдущие. Но главное – он заканчивался на очень красивом обещании: Клэр и Фрэнк в четвертом сезоне будут сражаться между собой.
К сожалению, новый сезон разочаровывает прежде всего тем, что обещание это выполняет лишь отчасти. Противостояние Андервудов не превращается в ту эпическую битву, которую можно было представить, учитывая то, насколько хорошо Фрэнк и Клэр знают болевые точки друг друга и насколько оба безжалостны. Оно даже не становится главной сюжетной линией сериала – за этот пост борются как минимум три ветки и ни одну из них нельзя с уверенностью назвать главной.
Именно в этой хаотичности и кроется главный недостаток нового сезона.
Возможно, после того, как третий сезон обвинили в том, что в нем «ничего не происходит», сценаристы перестарались с ответом. В четвертом происходит очень много всего, вот только должного внимания и развития не получает ни одна линия, они выглядят задыхающимися и обезвоженными, они перебивают друг друга и противоречат параллельным историям. Персонажи очень часто совершают нелогичные и несвойственные им поступки, сводя на нет все развитие этих героев в других линиях.

А вот Конвей, персонаж Юэля «Робокопа» Киннамана, мне понравился больше всего в этом сезоне
На месте остался и один из главных недостатков предыдущего сезона – беспомощный, слабый Фрэнк. В начале сериала мы наблюдали за его леденящими душу манипуляциями и мирились с его ролью главного героя только потому, что изящество, легкость и мастерство, с которыми он проворачивал свои дела, вызывали невольное восхищение. В третьем же сезоне, стоило Фрэнку, наконец, достичь вожделенного поста президента, дальше ему лезть было уже некуда – он достиг потолка. Оставалось лишь бороться за сохранение того, чего он добился. И вот тут начались проблемы – он начал проигрывать. Неудачи преследовали его одна за другой и из супер-злодея он превратился в обычного политического мудака, который на самом деле не способен справиться даже с другими политическими мудаками. Они оказывались умнее, проворнее и откровенно сильнее характером. В конце он умудрился потерять даже своего ближайшего спутника – свою жену.
Надежда была на то, что, показав своего героя в позиции слабости, сериал в четвертом сезоне вернется к прежней формуле – Фрэнк расправляется с противниками благодаря уму и готовности пойти на все.
Эта надежда также не оправдалась. В новом сезоне Андервуд продолжает получать оплеухи и далеко не на все ему удается хоть чем-то адекватно ответить. Это снова история умных многоходовок Фрэнка, которые впечатляют как хитроумное ограбление друзей Оушена, за исключением того, что с треском проваливаются в конце.
Думаю, вы уже догадались, каков будет мой ответ на основной вопрос. Я не советую смотреть новый сезон тем, кто не имеет особого желания к нему возвращаться. Если вы не видели сериал вообще – то я однозначно советую его начать, но, возможно, остановиться на втором или третьем сезонах. Тем же, кто собирается посмотреть третий сезон – я ваше мнение все равно не поменяю, скажу лишь, что я не стану называть его ужасным, это по-прежнему в меру увлекательно, но полюбить его всем восхищенным сердцем выйдет вряд ли. Оговорюсь, что некоторые критики похвалили новый сезон и поставили его на один уровень со вторым, мол, он вышел куда динамичнее и насыщеннее сонного третьего. Но я не могу убеждать вас в том, во что не верю сам. Мне даже третий понравился больше.

Стоит признать, что идеи этого сезона действительно выглядят заманчиво, главная проблема – в балансе и реализации. Слишком много нитей ведут в никуда, многие обрываются раньше срока, некоторые не получают нужного развития и выглядят надуманными.
Я бы назвал этот сезон самым слабым из четырех. Это месиво из кучи неплохих идей и сюжетных веток, которые вместо того, чтобы работать в унисон, мешают друг другу, заставляя действия оставаться без последствий, а новые события – появляться из небытия без какой-либо подводки и объяснений.
Я удивлен, что вынужден написать такое о столь сильном сериале, но… если вы не уверены, возвращаться ли к «Карточному домику» – не тратьте время. 76 баллов на metacritic вполне отражают его качество. Это все еще можно смотреть, когда нечего смотреть, и нормально провести время, но, если хоть сколько-нибудь пытаться вникнуть в происходящее, сезон разваливается как… ну, вы поняли.
Те же, кто уже свое время потратил и готов обсудить уведенное – давайте посмотрим на этот сезон подробнее.

Спойлеры
В этот раз я долго сидел перед пустым листом, не зная, что написать. Впечатление было настолько размазанным, что пока не попытаешься разлепить все эти спаявшиеся как пельмени сюжетные линии и сложить в голове общую картину, мнение сложно выразить чем-то иным кроме как ¯_(ツ)_/¯.
Главная проблема конкретно четвертого сезона в абсолютном сюжетном хаосе. Здесь уже нет и следа того выверенного повествования, тщательных подводок и взрывных финалов.
Особенно четко это видно на примере Клэр, которой уделена значительная часть хронометража в этом сезоне.
Нас посвящают в ее отношения с умирающей матерью – отличный способ раскрыть персонажа, нам даже начинает казаться, что теперь мы лучше знаем Клэр, но так ли это? Мы видим, что отношения у них крайне натянутые и холодные, но нам так и не объясняют причину этой холодности. И простите, но пара фраз про отца – это не объяснение. Тут явно чувствуется экспозиционный провал, который никто не удосужился заполнить.
Клэр сближается с матерью и просит ее помочь – та соглашается. Затем Клэр узнает о ее болезни и плачет, переживая за мать. И сразу после этого Клэр объявляет умирающей матери, что продаст их дом, выселив ее на улицу, если та не даст ей денег. Это вообще как? Только что она сочувствовала ей и пыталась наладить контакт – теперь же совершает абсолютно бессердечный поступок. Мы что-то пропустили?

После этого мать окончательно слегла и готовится умереть, они с дочерью снова сближаются. Как понимать все эти эмоциональные американские горки? Какой мы должны видеть Клэр после всего этого? Сочувственной? Бессердечной? И как нам сделать вывод, если мы не знаем всей истории ее отношений с матерью, причину их размолвки? А раз мы не можем сделать вывод, выходит, что вся эта линия с матерью закончилась для нас ничем. Она либо была сокращена до состояния, в котором теряла связность и цельность, либо была испорчена до этого состояния взявшимся из ниоткуда сценарным финтом с вымоганием денег. История теряет связность и убедительность, а с ней – и персонаж Клэр как таковой.
Ее отношения с Фрэнком также скачут без каких-либо подводок и объяснений. Она уходит от него, поняв, что он не станет помогать ей достичь чего-то значимого. Она выступает против него, пытаясь выбить себе место под солнцем. Фрэнк нагибает ее, и она сдается, соглашаясь формально вернуться в его стан.
Затем он попадает в больницу и в Клэр просыпается сочувствие. Сочувствие, которое не помешало ей вымогать деньги у умирающей матери, грозя выбросить ее на улицу. Сочувствие к убийце и эгоманьяку, который поднял на нее руку, сказал, что она ничто без него, а затем безжалостно пресек ее попытки встать на ноги самостоятельно на политической арене. К человеку слабому, одержимому властью ради власти, к человеку, предавшему их союз. Откуда это сочувствие? Она должна презирать Фрэнка.

На этом сюжетная линия «Андервуд против Андервуда» умирает, так и не дав нам ничего впечатляющего. Этого, по-моему, уже достаточно, чтобы запустить в экран подвернувшимся под руку котом, но сериал продолжает предоставлять новые поводы.
Андервуды снова вместе и начинают рвать всех как встарь, работая как команда. Прекрасные изощренные многоходовки, которыми можно наслаждаться… пока они не проваливаются с треском. Андервудов переигрывают. Даже они вдвоем не смогли одержать верх и снова провалились, Клэр не становится кандидатом в вице-президенты. А впереди у них – череда поражений в битве с республиканцем Конвеем, провал переговоров с террористами и главный факап, королевский – выход разоблачительной статьи.
И здесь мы возвращаемся к теме болезненной беспомощности персонажей. Какой смысл наблюдать за отвратительным злодеем, если он даже не лучший в своем деле?
Если его обыгрывают, причем ладно бы силы добра и справедливости, но обыгрывают его чаще всего такие же мерзкие злодеи, которые действуют более умно и эффективно.
И нельзя сказать, что злодеи поумнели, хотя Конвей достаточно хорош. Проблема в том, что Фрэнк, некогда разруливавший подобные траблы за обедом, теперь опускает лапки. Выйдет статья и нам конец. Раньше бы он поубивал всех, кто к ней причастен или прижал бы компроматом, но нет – Фрэнк хнычет, великий и ужасный Даг стоит в растерянности, все орут друг на друга, перекладывая вину. Все это крайне странно и сильно бьет по внутренней логике и убедительности сериала.

Все линии грешат нелогичностью, надуманными и внезапными изменениями в характерах персонажей и отсутствии продуманной подводки к ключевым сценам – это касается не только Клэр и Фрэнка.
- Даг внезапно становится совестливым. Убийца, своими руками порешивший несколько человек, начинает тяготится смертью, к которой он имел лишь косвенное отношение. С чего вдруг? С чего вдруг решение этой проблемы – начать встречаться с женой погибшего?
- Сет, глава пресс-службы Белого Дома, внезапно решает Фрэнка предать. Потом его вычисляют, но он говорит: «Все нормально, я отошел, мне снова можно доверять». И он остается.
- Лукас внезапно решил рехнуться и пострелять в президента. С чего? Его целью было вскрыть правду, он же журналист, а не просто физически устранить Фрэнка, что не поможет открыть правду о Зои. Это вам не «Таксист», где к такому решению долго вели и все было понятно. Тут явно не хватает нескольких сцен подводки.
- Фредди, мастер ребрышек… с чего он вдруг возненавидел Фрэнка? С чего вдруг его начало оскорблять то, что тот ценит его прежде всего за его кухню?
На это, как и на другие мои вопросы, у вас могут быть ответы. Я не говорю, что этих ответов не существует. Возможно, я что-то упустил, что-то забыл с прошлого сезона, но я лишь пытаюсь передать свое замешательство.
Сезон производит впечатление неубедительного месива, где из персонажей лепят то, что от них нужно в текущей сцене.
Это все начинает напоминать хаос комиксов, где какой-нибудь Бэтмен может представать абсолютно разным от серии к серии. Каждый автор в каждой эпохе интерпретирует его по-своему, поэтому неизменными остаются лишь пара базовых элементов, да и те временами меняют значение. Но здесь мы видим подобные трансмутации персонажей внутри одного сериала, внутри одной и той же серии даже, как будто разные сюжетные линии писали разные сценаристы, поэтому изменения героев не сохраняются от сцены к сцене и не дают понять их настоящие чувства.

В сцене переговоров Клэр с лидером террористической организации Айко я поймал себя на мысли, что смотрю на нее и не знаю, кто передо мной. Этот сезон должен был углубить персонажа, но вместо этого только размыл все грани и смешал краски. Я не знаю, чего от нее ждать, не знаю, о чем она думает и чего хочет. Просто потому, что я перестал верить во внутренний стержень этих персонажей, диктующий их поступки – теперь их диктует внешняя сила в виде причуд сценариста.
Да, мы получили яркий финал – Андервуды объявляют войну, и Клэр впервые смотрит в камеру вместе с Фрэнком – прямо в глаза зрителю, намекая, что теперь она стала наравне с Фрэнком. Да, здорово, вот только твист с объявлением войны ради отвлечения публики от скандала, связанного с президентом, – это сюжет замечательного фильма «Хвост виляет собакой», так что свежим не ощущается. А насчет «Клэр становится наравне с Фрэнком» – финал предыдущего сезона обещал нечто подобное, но на деле не дал ничего, поэтому простите, но нет, не воодушевляет.
Все эти нелогичности сами по себе не проблема – я уже давно понял, что придираться к конкретным сюжетным и логическим дырам в кино и сериалах нет никакого смысла. Проблема в том, что это симптом сценарного месива, это уже не кропотливо выведенная симфония, это джем укуренных школьников, где каждый рубит кто во что горазд. В этом больше нет цельности, не разобрать ни отдельных нот, ни общей мелодии – просто нагромождение громких твистов, которые не ложатся ни друг на друга, ни в знакомых нам персонажей, ни во внутренние законы вселенной сериала. А очень жаль, ведь это можно было разыграть так красиво.
А у вас вышло насладиться этим сезоном?
