Рецензия на «Черную мессу»
По большей части я наслаждаюсь своей работой. Если меня не заинтересовал фильм, я не сяду его смотреть, даже если он более-менее громкий. Если малы шансы того, что я смогу получить от него удовольствие, это все равно сложно будет назвать полноценной полезной рецензией.
Так или иначе, я вряд ли смогу вспомнить случай, когда я действительно «страдал за профессию», но, похоже, этот момент все же настал. Безусловно, речь не идет о неких серьезных испытаниях духа и тела, через которые проходят настоящие журналисты, тут все куда прозаичнее. Мне приходилось смотреть фильмы, которые в итоге мне не понравились, но обычно они были по крайне мере нескучными. 2 часа «Черной мессы» тянулись для меня бесконечно.
Для начала, посмотрим на плюсы фильма, которые и заставляют обратить на него внимание и заманивают в кинотеатр. Главным достоинством фильма, очевидно, является его актерский состав.
Первая многообещающая серьезная роль Джонни Деппа, без диких шляп и фантасмагории. Камбербэтч играет его брата? Круто. Кевин Бейкон тоже здесь? И Джоэл Эдгертон из «Бойца», Питер «Джон Бауэр» Сарсгаард, Кори Столл из «Карточного домика», Дэвид Харбор из «Службы новостей», жутковатый Джесси Племонс из «Во все тяжкие»? Куда ни повернешься – везде знакомые лица, в какой-то момент этому перестаешь удивляться.
Играют все отлично. Депп действительно растворяется в этом жутковатом социопате и вспомнить, как он весело скакал в гриме и шляпах становится все сложнее. Сарсгаард и Эдгертон не отстают в плане глубины перерождения, выдавая образы, в которых их с трудом можно узнать.
Второй и последний плюс, который я признаю за этим фильмом, это атмосфера. Она гнетущая, она напряженная и действительно пугающая. Страшные моменты заставляют кривиться именно из-за того, что показаны так обыденно, так ужасающе равнодушно.
К сожалению, эти плюсы лишь усиливают досаду. Во-первых, они разжигают интерес к фильму, который в итоге приносит лишь разочарование. Во-вторых, заставляют мучиться надеждой, что фильм исправится, представлять, что было бы, если бы остальные его компоненты не подвели.
Основная проблема фильма в том, что он мертвый. Абсолютно. Муторный, пустой, тягучий и заунывный, лишенный всякой динамики.
Эта очередная криминальная драма про бандитов, которые творят свои бандитские дела. Здесь некому сопереживать, герои либо нераскрыты совсем, либо не вызывают никакого сочувствия, даже желания пристрелить их не вызывают. Очень хочется их выключить и перестать наблюдать за всем этим, это да.
Жил был мелкий бандит в Южном Бостоне и при помощи друга детства в ФБР сумел подняться реально высоко. Все. Весь сюжет. Основано на реальных событиях.
Жанр этот опасен тем, что перенасыщен, в том числе шедеврами. Куда ни плюнь – то Скорсезе, то Форд Коппола, то Де Пальма. Даже со схожими фильмами самого Деппа сравнения не избежать: «Джонни Д.», «Кокаин». На ум то и дело приходят то «Отступники», то «Город воров», то новый сериал Netflix «Нарко» про восхождение Пабло Эскобара. И да, все они лучше, даже сериал выглядит в разы динамичнее и качественнее полнометражного фильма с недешевыми актерами.
Очень сложно во время просмотра объяснить себе, что ты смотришь и зачем. Режиссер пытается показать, какие жуткие есть люди и что их реальные прототипы из этой банды ходят сейчас по улицам Бостона, отсидев смешные сроки? Если только, потому что никакой общечеловеческой истории из этого не получается, никакого окна в душу кого-либо из героев.
Ладно бы все это было напряженно и увлекательно, чтобы интрига жгла руки, чтобы с трепетом ждать развязки, как в «Отступниках», или его гонконгском оригинале «Двойная рокировка», который на удивление тоньше и умнее ремейка Скорсезе. Но нет.
Нет тут напряжения (есть неуютные напряженные сцены, но нет напряжения общего, сюжетного), нет чего-то, за что можно зацепиться.
Что же касается актерского состава – я не могу сказать, что он хоть что-то добавил этому фильму. Я не упомянул актрис (хотя тут тоже есть знакомые лица, Дакота Джонсон отмывается от своих «Оттенков»), потому что женщины на экране появляются крайне редко.
Камбербэтч не успевает показать вообще ничего кроме своего американского акцента. Причем некого абстрактного американского акцента, похожего на британский с которого содрали все заметно-британское, но ни разу не бостонского (а он играет уроженца южного Бостона), который сильно отличается и заметен на слух даже не-американцам.
Вообще, все актеры на площадке работали с тренером над акцентом, а Огурчик старался в точности воспроизвести речь конкретно своего героя, благо записей его публичных выступлений сохранилось достаточно. И все же, как заметно из ревью американских критиков, далеко не всем эта работа показалась удовлетворительной. Вот, например, ревью, написанное с бостонским акцентом, это прекрасно:
The Awstrailian Edguhton should have made a sawlid foil faw Depp, but he struggles mightily with the regional dialect. Benedict Cumbahbatch, playing Bulgah’s younguh bruhthuh Billy, does an even worse jawb of masking his natural English accent. That relationship between Whitey and Billy should be the most interesting in the film, but the bruhthuhs get surprisingly little screentime togethuh and most of their potential feels sqwanduhd. They don’t seem like they were raised in the same country, much less the same family.
Я понимаю, что тем из вас, кто смотрит фильмы в переводе, вся эта возня с акцентами абсолютно по боку, но это важный аспект создания фильма.
Я не слишком люблю жанр криминальной драмы, мне кажется омерзительным та жадность, с которой кинематограф и телевидение накинулись на этот мир и этих персонажей, их стиль жизни и тип мышления, чтобы высосать максимальное количество «остросюжетности», перестрелок, предательств, жизни «на краю».
И все же, при всем моем отношении к жанру, я люблю его шедевры и могу их смотреть, получая удовольствие, забыв о предрассудках. Смотреть и пересматривать. Я даже не знаю, что мне нужно посулить, чтобы я согласился еще раз высидеть «Черную мессу». Даже если вы все пообещаете никогда больше не писать под нашими статьями, что нам занесли, я все равно вряд ли пойду на сделку.
Для Скотта Купера, режиссера ленты, это третий фильм. Все его картины могут похвастаться отличным актерским составом и довольно похожей атмосферой. Его предыдущий фильм, «Из пекла» с Кристианом Бэйлом и Кейси Аффлеком, которого я хотел бы видеть в кино чаще, мне в принципе понравился, но в ретроспективе он выглядит так же блекло и бесполезно, как «Черная Месса». Он не оставляет желания вспоминать о нем, пересматривать его или советовать друзьям. Был и прошел. Драма, людям больно, окей.
Вещи вроде «Ограбления казино» (надо ж было так перевести Killing Them Softly) с Питтом запоминаются куда сильнее, но ответить, в чем секрет, в чем разница между этими фильмами, учитывая столь близкие подходы, очень сложно.
Наверное, «Ограбление казино» я смог воспринять как авторское высказывание, а фильмы Купера – нет. Возможно, вы умнее меня и услышите это высказывание, возможно, вам понравится фильм, но если вы решитесь довериться моему мнению – пропускайте. Два часа жизни на дороге не валяются. Лучше посмотрите любые другие фильмы, упомянутые в статье.