Рецензия на Bloodborne
После очередного убитого босса хочется выбежать на улицу (зажмуриться от света, потому что иссыхал дома последнюю неделю), поулыбаться в камеры приглашенных журналистов, подняться на трибуну и заявить: «Я сделал это, парни. Живем!» И под оглушительные аплодисменты уползти обратно в раковину, где тебя ждет консоль и еще много часов удовлетворяющего садомазохизма.
Bloodborne, новая игра студии, идейный наследник цикла Souls, картину не меняет — она все так же издевается над игроком, окунает его лицом в грязь и бессовестно испытывает на прочность. Bloodborne не стала легче или лояльнее, это по-прежнему игра для своих. Здесь, как и раньше, никто не скажет вам, что делать, куда идти и как убить вон того босса. Сам выяснишь, не маленький.
События игры разворачиваются в Ярнаме, средневековом городе, где бушует чума, превращающая местных жителей в обезумевших зверей. Опять же, как и в серии Souls, сценаристы не раскрывают всех карт сразу.
Главный герой, охотник, приходит в себя в полуразрушенной больнице, где ему переливает кровь неизвестный дед в инвалидном кресле (отличная идея для татуировки). После серии трипов герой оказывается на кладбище, где его встречает говорящая кукла, изъясняющаяся туманными намеками. Сон ли это, явь – сразу и не скажешь.
После очередного убитого босса хочется выбежать на улицу (зажмуриться от света, потому что иссыхал дома последнюю неделю), поулыбаться в камеры приглашенных журналистов, подняться на трибуну и заявить: «Я сделал это, парни. Живем!»
Чтобы выяснить, чего это за чертовщина такая, нужно собирать крупицы информации и обращать внимание на мелочи. Так, например, о церкви, в которой якобы можно найти спасение, вы узнаете из неприметной записки. Постучавшись в случайную дверь, вы встретите человека, который расскажет, что в городе началась охота, и, чтобы покончить с ней, нужно перебить всех монстров. Такие дела, за ручку тут не водят.
Но оно и к лучшему. Бродить по Ярнаму, осматривать его закоулки внезапно… приятно. Гуляя по его окрестностям, удивляешься, насколько настойчива From Software в своем желании морально разоружить вас, отвлечь. Тут вам и разлагающиеся лошадиные трупы, и вопящие женщины, и одиноко тусующие селяне с вилами, факелами и топорами — абсолютно безумные, к слову. Но стоит переключить внимание на изящную готическую архитектуру (даже после The Order: 1886 и Assassin’s Creed Unity — все равно ух!), и тебе тут же прилетает от какого-нибудь кабана. В такие моменты в студии From Software звучат хлопки открываемого шампанского: «Еще один попался, брат Миядзаки. Давай коллективно обниматься!»
Вообще, конечно, сравнения с Dark Souls неизбежны — обе игры структурно схожи — но Bloodborne при этом не ощущается вторичной, во многом благодаря обновленной боевой системе. В ней авторы полностью сместили акценты: забудьте про пляски с щитом вокруг очередного врага — позиционные битвы уступили место напору и агрессии. Правда, это вовсе не значит, что теперь нужно включать берсерка и лезть на рожон. Все гораздо тоньше.
Поединки в Bloodborne похожи на танец смерти. Вы встречаете гигантского оборотня, прыгаете из стороны в сторону, пытаетесь улучить подходящий момент для разящего удара, а хищный зверь все размахивает когтями, старается схватить вас лапищами и немножко откусить герою голову. В этом урагане событий вы должны сохранять хладнокровие и быстро соображать — в этом и заключается главная прелесть боев в Bloodborne.
А ведь From Software так и норовит сбить вас с пути. Авторы искусно заигрывают с вашими чувствами и инстинктами. Например, в Bloodborne появилась возможность восполнить часть здоровья, нанося мгновенные ответные удары сопернику. Казалось бы, это упрощает игру. Не тут-то было. На самом деле это очень хитрая провокация. Желание сэкономить лишнюю аптечку подбивает пойти на риск, нанести парочку ударов и вернуть утраченные жизни. В большинстве случаев вы, поддавшись искушению, жестоко умрете, а после начнете по новой.
В коварных руках From Software вы — марионетка, с которой поступают как вздумается. Никогда не знаешь, что тебя ждет дальше — а произойти может всякое. Вот на городском мосту толпится горстка разъяренных селян. Вы уверенно направляетесь к ним с одной мыслью в голове – «Ну сейчас я их!» Вступив в схватку, вы и не заметите, как вас раздавит ниоткуда взявшийся огненный шар. Или вот, например, идете вы по канализации. Вроде все хорошо – вы даже справились с местными крысами! Заходите в туннель, замечаете устрашающий силуэт – из мрака выбегает гигантский хрюкающий кабан, который первым же ударом отправляет вас хлебать грязную канализационную воду. Страх перед неизведанным — одно из лучших ощущений, которое дарит Bloodborne.
Впрочем, Bloodborne не только изящно унижает, но и вознаграждает. Однако и тут все зависит от вас, а не геймдизайнеров — нужно быть предельно внимательным. Тогда вы начнете замечать, что, допустим, вон за той грудой барахла расположен скрытый проход, открывающий короткий путь к последней открытой лампе (аналог костра из Dark Souls). Какое облегчение!
Но самая большая награда — моральная — приходит после победы над боссами, битвы с которыми выжимают из вас все. Причем From Software сделала их еще более непредсказуемыми, чем в Dark Souls. Дело в том, что каждый босс мутирует по ходу битвы, перевоплощаясь в еще более жуткую тварь. Например, в одной из первых локаций вы встретитесь с обезумевшим охотником. В какой-то момент он превращается в огромного зверя, после чего одолеть его становится гораздо сложнее. Старые тактики, использовавшиеся до превращения, перестают работать, нужно подбирать новые прямо на ходу. Взяв верх в подобной схватке, вы вскакиваете с места и прыгаете от счастья — ваша радость не знает границ!
Ну а если какой-то босс вам все-таки не под силу, вы можете подключиться к сети и призвать на помощь до двух игроков. Вдвойне хорошо, если вам попадутся напарники с другим классом персонажа и арсеналом, что позволит создать команду с разными стилями боя.
Оружие главного героя кардинально отличается от того, чем приходилось пользоваться в Dark Souls. Так, например, щит изначально не входит в стартовый набор, вместо него — огнестрельное оружие. Большого урона им не нанесешь, зато обычный выстрел прервет вражескую атаку. А если еще и подгадать момент, противник на несколько мгновений застынет, ожидая вашего смертельного удара.
Что до холодного оружия, то его теперь можно трансформировать. Например, пила раскладывается и превращается в огромную бритву. При этом вместе с формой меняется и тактика. В обычном виде пила позволяет наносить быстрые, но не самые мощные удары, а вот вытянутое лезвие бритвы снижает скорость атаки, но, зато если уж попадет, мало не покажется. Плюс у бритвы большой радиус – можно выпотрошить кишки сразу нескольким противникам.
В отличие от боевой системы, ролевую часть слегка разгрузили. Например, в статистиках героя остались лишь самые важные параметры (ловкость, выносливость и так далее), а вес больше не играет такой большой роли, как в Dark Souls – носите что угодно, скорость перемещения героя от этого не изменится. Все остальное очень знакомо, только вместо душ теперь нужно собирать отголоски крови, которые мы тратим на прокачку героя и оружия.
Одним из главных отличий Bloodborne от Dark Souls стала система аптечек. Изначально с собой можно носить до двадцати лечебных зелий, но дело в том, что если вы их полностью истратите, то после перерождения они не восстановятся. Впрочем, аптечки и так часто выпадают с поверженных врагов. Но увеличившийся запас зелий никак не облегчает игру, при выросшем темпе боев не всегда находишь время их применить.
И так во всем – «прибыло-убыло», баланс идеален. В Bloodborne вообще нет ни одного лишнего элемента, ничего, что было бы сделано из принципа «смотрите, у нас и такое есть, галочку поставьте». From Software придумала сложнейшую конструкцию и при этом не перегрузила механику ненужными элементами, довела концепцию своих «игр на выживание» до совершенства.
И Bloodborne вам не понравится. Гарантированно. Потому что «ГОСПОДИ Я ПОЧТИ ЕГО УБИЛ, … [мне душевно плохо], ЧТО Ж ТЫ … [негодник], ДЕЛАЕШЬ! ИДИ СЮДА, ТЕБЕ … [угрожает опасность]». И потом много рыданий. Но за то и любим. Девять баллов.
В Bloodborne нет ни одного лишнего элемента, ничего, что было бы сделано из принципа «у нас и такое есть, галочку поставьте». From Software придумала сложнейшую конструкцию и при этом не перегрузила механику ненужными элементами, довела концепцию своих «игр на выживание» до совершенства.