Рецензия на «Благие знамения 2»: скучное продолжение с перспективой третьего сезона
28 июля на стриминг-сервисе Prime Video состоялась премьера долгожданного продолжения сериала «Благие знамения» (Good Omens), которое возвращает зрителей в абсурдный мир, спасённый ангелом Азирафаэлем и демоном Кроули. Автор «Канобу» Ангелина Гура разбирается в достоинствах и недостатках нового сезона, а также выясняет, способно ли продолжение увлечь не только ярых поклонников оригинального шоу.
Первый сезон «Благих знамений» вышел в 2019 году и стал экранизацией одноимённого романа Терри Пратчетта и Нила Геймана. Ограниченный сериал из шести эпизодов воплотил все замыслы писателей из книги, однако пару лет спустя Гейман заявил о разработке второго сезона. Поскольку книжной основы для продолжения «Благих знамений» не было (Терри Пратчетт умер в 2015 году и не смог поработать над новой историей), в его основу легли нереализованные идеи обоих писателей.
О чём второй сезон «Благих знамений»?
«Благие знамения» - это история демона Кроули (Дэвид Теннант) и ангела Азирафаэля (Майкл Шин), что живут среди людей долгие тысячелетия. В отличии от своих собратьев в Раю и Аду они успели «очеловечиться», познать людские радости, а также отойти от образа непримиримых врагов, время от времени помогая друг другу в работе. В первом сезоне Кроули и Азирафаэль объединяют усилия ради спасения мира от апокалипсиса и сохранения той жизни, к которой оба привыкли. В продолжении шоу их спокойствие нарушает архангел Гавриил (Джон Хэмм), который появляется на пороге книжного магазинчика Азирафаэля абсолютно голый и без малейших воспоминаний о прошлом.
Гавриил не помнит себя, не знает, кто и почему лишил его памяти, тогда как силы Рая и Ада начинают его усиленно искать. Мятежнику Кроули, которого так и не простили за срыв апокалипсиса, княгиня преисподней Вельзевул (Шелли Конн) предлагает посодействовать в поисках, а взамен обещает восстановить некогда утраченное положение в Аду. Также она даёт понять, что всех причастных к исчезновению Гавриила ждёт самое страшное наказание – их имена сотрут из Книги жизни, тем самым заставив исчезнуть даже воспоминания о провинившихся. Зная, что Азирафаэль решил помочь Гавриилу в трудную минуту, Кроули бросается на помощь ангелу, и они совместными усилиями скрывают его от сил Ада и Рая в книжной лавке.
Плюсы второго сезона «Благих знамений»:
Блистательные Дэвид Теннант и Майкл Шин
Актёрский дуэт Теннанта и Шина – это главное достоинство всего шоу. Возможно, первый сезон не добился и части того успеха, если бы ведущие роли сыграли другие актёры.
Теннанта и Шина связывает невероятная химия, благодаря чему за историей интересно наблюдать, даже если в некоторых моментах она кажется абсурдной и нелепой.
Во втором сезоне исполнители главный ролей всё так же очаровательно прекрасны, что подталкивает к очевидной мысли – они точно были рождены играть Кроули и Азирафаэля в экранизации «Благих знамений». Но стоит истории переключиться с главных героев на других, как градус интереса к происходящему снижается, при этом второй сезон старательно показывает новых ключевых персонажей, стремясь раскрыть их характеры для зрителя. Кроули и Азирафаэль не меняются, но от этого не перестают быть основополагающими элементами шоу, которое пытается рассказать не только их историю.
Новые эпизоды из совместного прошлого Кроули и Азирафаэля
На протяжении тысячелетий отношения ангела и демона медленно, но верно трансформировались в дружеские (или около того), а создатели шоу показывали их совместный пройденный путь через обилие флешбэков. Второй сезон в этом плане не стал исключением и продемонстрировал изменения в мировоззрении героев. К примеру, Азирафаэль становится свидетелем того, как в начале 19 века бездомные выкапывают свежезахороненные трупы и продают их заинтересованному профессору, чтобы не умереть от голода. Сначала ангел пребывает в ужасе от подобного и пытается вмешаться в «небогоугодный» процесс, но, пообщавшись с профессором, Азирафаэль узнаёт о неоспоримых плюсах препарирования мёртвых людей – ведь таким образом развивается медицина и появляется прогресс в лечении болезней.
Кроули в свою очередь не открывает для себя новых истин в свершении плохих или хороших дел, а совершенствует навык «Как сотворить добрый поступок и при этом не попасться». Демон в этой истории воспринимается тем самым воплощением «божьего замысла»: выполняя свою работу, он не следует ограниченным правилам Ада или Рая, а доверяет лишь собственным моральным ориентирам. Он сам определяет, что правильно и нужно для людей, а что – нет. В этом плане Кроули будто бы достиг «потолка» ещё в самом начале своего падения, поскольку однозначно плохим он никогда и не был в отличии от Азирафаэля, который мучается от свершения неправильного, по меркам Рая, поступка, но определённо верного в контексте благого дела. В конце концов, герои даже выпивают вместе за «оттенки серого», понимая, что мир не делится исключительно на чёрное и белое.
Разбивающий сердце поклонников финальный эпизод с перспективой продолжения
Хотя компания Amazon пока ещё официально не подтвердила разработку третьего сезона «Благих знамений», заключительная серия явно указывает на продолжение истории Кроули и Азирафаэля, что порадует фанатов. После всех перипетий с участием проблемного Гавриила ангел и демон оказываются в положении, подразумевающим переход на новую ступень в их карьерах и взаимоотношениях. Один из них отдаёт предпочтение новой должности, а второй остаётся в мире людей, лишившись в какой-то мере единственного близкого друга.
Столь драматичный финал расстроил особо преданных поклонников «Благих знамений», да и ощущается он как задел под новый сезон, в котором Кроули и Азирафаэль будут разбираться, кем же они приходятся друг другу на самом деле. Финальный эпизод – самый бодрый и интересный из всех приключений ангела и демона во второй части истории, но в проблемах сезона ещё предстоит разобраться.
Минусы второго сезона:
Скучный и вялотекущий основной сюжет
Как уже было сказано ранее, история крутится вокруг Гавриила с амнезией и союза демона с ангелом, что пытаются его скрыть от высших сил. Конечно же, со временем Рай и Ад начинают подозревать Кроули и Азирафаэля, поскольку они, пытаясь спрятать своего гостя от посторонних глаз, совместно создают небывалой силы чудо, и этот «всплеск» фиксируют в Раю. На вопросы небесных коллег Азирафаэль беззастенчиво врёт и оправдывает сотворённое чудо помощью двум влюблённым, что держат магазинчики рядом с книжной лавкой. В итоге Кроули и Азирафаэль пытаются найти способ свести двух смертных. К сожалению, за их отношениями абсолютно не интересно наблюдать, при этом львиная доля шестисерийного шоу посвящена именно несчастным влюбленным.
Что до ветки с Гавриилом, то Азирафаэль берётся за целое расследование, прыгает в раритетную машину Кроули и отправляется на место, где можно найти ответы. Зацепок две: архангел напевает одну прилипчивую песню по неясной причине, а в Раю после исчезновения Гавриила находят пустой спичечный коробок, что озадачивает ангелов – земных предметов в Раю нет и быть не может.
Все эти элементы в момент появления кажутся интригующими, но из-за посторонних сюжетных вкраплений, вроде пресной любовной линии смертных, смысл зацепок размывается, а линия Гавриила в какой-то момент даже теряется на общем фоне.
Само собой, в конце зритель получит все ответы, но основной сюжетный задел, в котором ближе к финалу проблескивает перспектива нового апокалипсиса, воспринимается медленным и не очень увлекательным, как и роль главных героев во всём этом переполохе.
Слабые второстепенные персонажи
Преимущества Майкла Шина и Дэвида Теннанта в главных ролях неоспоримы и шоу во многом держится на их харизме и таланте, но новые герои второго сезона ощутимо проигрывают на их фоне. В продолжении появилась элегантная демоница Шакс (Миранда Ричардсон), которая после отстранения Кроули заняла его место в человеческом мире, а также Нина (Нина Сосанья) и Мэгги (Мэгги Сервис) – владелицы заведений, что находятся на одной улице с книжной лавкой Азирафаэля. И если Шакс собирает армию демонов, чтобы атаковать книжный магазин и вытравить оттуда проблемного Гавриила, то Нина и Мэгги нужны для побочной линии с неразберихой в отношениях.
Шакс – не грозная и не забавная антагонистка, которая нужна лишь для того, чтобы создать угрозу в финале и вывести сериал к некому подобия экшена. Мотивы демоницы понятны, но она остаётся ничем не примечательным представителем Ада, которого легко можно заменить любым другим в более (или менее) эффектном костюме. Что до Нины и Мэгги, то их линия скучна, однообразна и практически ни на что не влияет. Да, они отчасти подталкивают Кроули и Азирафаэля к судьбоносному диалогу в самом конце, но их участие во втором сезоне это не оправдывает. Определённым разочарованием стал и Гавриил, у которого был потенциал стать эпицентром комичных ситуаций из-за потери памяти, но основной пласт шуток на эту тему заканчивается ещё в первом эпизоде, а после герой служит скорее статистом вплоть до финала.
Заигрывание с фанатами
Второй сезон в определённой мере стал воплощением фанатских теорий и желаний, о которых прекрасно осведомлён Нил Гейман, поддерживающий общение с читателями в соцсетях. В то время как в финале «Благих знамений» Кроули и Азирафаэль попытались выйти на новый уровень отношений, Гавриил в этом плане достигает больших успехов на радость всему фандому. Однако здесь возникает другой вопрос: а нужен ли вообще новый этап отношениям Кроули и Азирафаэля, которые наслаждаются компанией друг друга на протяжении тысячелетий? Нужно ли им двигаться дальше и сближаться, если они представляют собой высших существ, не обремененных человеческими рамками?
Нил Гейман называет «Благие знамения» историей любви, а рамки в ней определяет сам зритель, который может интерпретировать отношения двух высших бесполых существ, как заблагорассудится - тем более что писатель поощряет любое творчество в виде фанфиков и всего остального. Вот только финал второго сезона заставляет думать, что выбор уже сделан за зрителя, и у него не осталось манёвра для иного восприятия.
Вердикт
«Благие знамения 2» - это не особо увлекательное продолжение приключений полюбившейся парочки ангела и демона.
Несвязанный с фандомом зритель скорее всего не будет смотреть дальше первых эпизодов, заскучав от промежуточных сюжетных линий и медленного развития истории, которая сама по себе похожа на экранизацию фанфика.
Во втором сезоне не хватает юмора (за исключением пары шуток), погружения в хитроустроенные миры Ада и Рая, что задыхаются от бюрократии и правил, и интересных второстепенных героев, за историями которых было бы интересно наблюдать.
Второй сезон понравится поклонникам, как и перспектива продолжения. К слову, Нил Гейман уже писал о том, что «третий сезон спланирован», но всё зависит исключительно от Amazon и продолжающихся забастовок в Голливуде, из-за которых сценаристы и актёры пока не могут вернуться к работе.