08 февраля 2024Кино
Обновлено 09.02.2024

Рецензия на «Астрал: Ритуал Малум» — мистический хоррор про ночь в полицейском участке

Кадр из фильма «Астрал: Ритуал Малум»
Кадр из фильма «Астрал: Ритуал Малум»

8 февраля в российский прокат выходит хоррор «Астрал: Ритуал Малум» Энтони ДиБлази, режиссёра «Кассадаги» и «Последней смены». Редактор «Канобу» Карина Назарова объясняет, почему это кино не стоит пропускать всем поклонникам ужасов.

Уилл (Эрик Олсон) работал офицером полиции и расследовал дело о секте культистов, похищающих и убивающих юных девушек. После задержания главного подозреваемого — лидера секты Джона Малума — Уилл под воздействием злых сил зарядил ружьё и застрелил своих коллег, а после и сам застрелился. Год спустя его дочь Джессика (Джессика Сула), закончив полицейскую академию, заступает на службу и отправляется на ночную смену в тот самый проклятый участок, где будет в одиночку охранять здание от внешних вторжений. Но зло уже внутри. Героиню предупреждают остерегаться одной камеры содержания заключённых, не трогать то самое оружие, помнящее отпечатки пальцев её отца, никого не пускать и сидеть смирно. Не поддаваясь суевериям и панике, Джессика пытается унять своё тоскливое любопытство: она хочет выяснить, что побудило отца совершить столь страшное злодеяние, поэтому забирается с головой в дело Джона Малума.

Чем дольше она остаётся посреди густой тьмы лиминальных коридоров, чем дальше продвигается в изучении страшных видеозаписей с допросами культистов и видео-свидетельствами их пыток над жертвами, тем сильнее её тело опутывает удушающее покрывало тревоги. Остаться в покое, наедине с мыслями и сделать успокаивающий глубокий вдох не дают слетающие к дверям участка сомнительные личности и поступающие звонки с угрозами. Тем временем чёрные от мрака и теней стрельбища, камеры и спортзалы заполняются призрачными тенями, стены — липкими подтёками крови. К вискам приливает ужас, к горлу подступают ледяные руки. В таком состоянии едва ли возможно отличить иллюзию от реальности.

Рецензия на «Астрал: Ритуал Малум» — мистический хоррор про ночь в полицейском участке - фото 1

Режиссёр Энтони ДиБлази и сценарист Скотт Пойли решили переосмыслить свою прошлую работу — независимую и шероховатую ленту «Последняя смена» — и фактически сняли дословный ремейк с тем же сеттингом и сюжетом, но каким-то волшебным (или всё же мистическим) образом смогли завернуть уже рассказанную историю в более зрелищную обёртку, соблазняющую задержаться подольше в этом зловещем лимбе.

В отличие от хоррора-предшественника, «Малум» вышел более выразительным, плотным и сфокусированным на эстетских деталях — от объёмного саунд-дизайна и саундтрека, написанного Самюэлем Лефлеммом, до техничной работы оператора Шона МакДэниела. Камера в нужных местах продлевает взгляд главной героини, позволяя нам полностью погрузиться в пространство и потеряться в его тьме. Иногда МакДэниел имитирует ракурсы компьютерных игр и делает это настолько точно, что непроизвольно вспоминается Resident Evil 2 Remake, только здесь призраки вместо зомби.

ДиБлази и Пойли на этот раз хорошо прочувствовали жанр и технологию его сборки, проблема лишь в том, что оба ставят формальные качества в приоритет, понижая ценность истории. Саспенс бросается в зрительный зал с первых сцен, когда нам обозначают главную интригу: пойдёт ли любящая отца-убийцу дочь по его стопам? Но по итогу ощущение тревоги складывается отнюдь не за счёт грустной истории героини или её интригующего расследования, не благодаря таинственному культу, а из-за наложения классических для хорроров тропов и аттракционных сцен — в общем, ничего нового.

ДиБлази старается держать аудиторию в страхе, он действительно умеет напугать, грамотно подбирает для каждого скримера, лёгкого дуновения мистики, беззвучного скольжения зла нужное время, чтобы выпрыгнуть за пределы экрана.

Рецензия на «Астрал: Ритуал Малум» — мистический хоррор про ночь в полицейском участке - фото 2

Пока Джессика Сула красиво разыгрывает поэтапное схождение своей героини с ума, ДиБлази оставляет слишком много недосказанностей. Режиссёр не предлагает внятную мифологию демону, который расчленяет, убивает и насилует невинных руками своих последователей; не расшифровывает выдуманные символы; не интерпретирует; не выносит внятное суждение. Его кино не предлагает высоких эзотерических или каких-либо других размышлений, и оно не особо изобретательно. Видно, что режиссёр стремится встать в ряд с современной классикой ужасов, поэтому закутывает в оккультный туман ужас переживаемой героиней травмы. Проблема в том, что психологическая травма в хоррорах — это и так общее место, важнее то, как режиссёры её обыграют, как сделают видимой. ДиБлази для этого словно не хватает времени, впрочем, его кино о физическом, а не внутреннем страхе. Попытки раскрыть героиню получше упираются в диалоги с невежливыми коллегами по рации, из которых мы узнаём о её детской преданности отцу. Но из-за интенсивности происшествий в участке, она так и остаётся невинной новенькой, на месте которой могла оказаться любая.

Притяжение дочери к проклятию отца, конечно, приводит к своим жестоким последствиям, но ДиБлази и с психологией особо не парится. Режиссёр просто погружает героиню в экстремальные условия, в череду непредсказуемых и очень страшных ситуаций, загоняет её в ловушку вернувшихся с того света душ, особо не пытаясь копнуть глубже в характер девушки. И этому можно найти простое оправдание: фильм притворяется, что говорит от лица Джессики, лишь имитирует близость к её восприятию и чувствам. На деле камера отождествляется со взглядом злых сил, подталкивающих героиню заглянуть на ритуал. Зло расставило свои глаза по углам и смотрит, как она запутывается в пустых коридорах и видеоархивах, утрачивая связь с миром живых. А после завершения миссии материализовавшееся жуткое громко смеётся от удовольствия.

Рецензия на «Астрал: Ритуал Малум» — мистический хоррор про ночь в полицейском участке - фото 3

Странно, что столь молодой режиссёр уже сделал ремейк на главный хит своей небольшой фильмографии. Но шалость удалась. «Астрал. Ритуал Малум» предаёт старой истории из «Последней смены» новые черты, задаёт совершенно иной тон и настроение. Новый ужастик заставит зрителя молиться. При всей своей простоте, отсутствии особенно уникальных черт или свежих идей, он работает как отличное жанровое кино. Он использует камерный сеттинг на славу, исследуя каждый зловещий закуток пространства, измазывая каждый его метр тьмой. Выглядит страшно. Ощущение ужаса сохраняется на кончиках пальцев от начала до конца, а значит, фильм справляется со своей главной задачей. А что ещё нужно?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь