Рецензия на «Асоциальную сеть». Слабая попытка рассказать крутую реальную историю
27-летний Росс Ульбрихт (Ник Робинсон) проповедует либертарианство и хочет спасти мир. По его мнению, любое наше действие вне правительственного контроля усиливает рынок и ослабляет государство. Герой часто думает о праве человека на употреблении наркотиков.
Он за безопасную и анонимную покупку «травы» или чего посильнее, ведь это уведет людей с улиц и даст им не только свободу выбора, но и защиту. Никто тебя не ограбит и не убьет в темном переулке жуткого района, если ты закажешь наркотики в сети, а почтальон доставит прямо к двери.
Обдумав все детали, Росс Ульбрихт учится программировать и познает азы работы в даркнете через браузер Tor. В подпольной сети, где отследить кого-то почти невозможно, герой решает создать онлайн-магазин и открыто продавать наркотики. А чтобы обезопасить покупателей и гарантировать их анонимность, оплату он ставит в биткоинах — электронной валюте, отследить которую тоже нельзя. Так начинается путь Silk Road — крупнейшей мировой интернет-площадки с легкими и тяжелыми наркотиками, оружием и различными незаконными услугами.
Параллельно с этим бывший работник УБН (Управление по борьбе с наркотиками) и почти пенсионер Рик Боуден (Джейсон Кларк) выходит из психушки после срыва многомесячной операции по захвату мексиканского наркобарона. Оставлять его в отделе не хотят, поэтому бывший начальник устраивает Рика в департамент киберпреступности.
Здесь у него 26-летний босс, везде интернет и компьютеры. А старина Рик в этом ни черта не понимает. До пенсии девять месяцев, поэтому его просят сидеть тихо и не мешать работать. Но Рик пытается доказать этим гребаным милениалам, что многолетний оперативный опыт решает все, поэтому хватается за продажу наркотиков через недавно запущенный в даркнете сайт Silk Road.
Оригинальное название «Асоциальной сети» — Silk Road, то есть «Шелковый путь». Но локализаторы увидели, и не спроста, параллели с «Социальной сетью» Девида Финчера, поэтому здраво решили дать ленте именно такое, название. Ведь на «Шелковый путь» пойдет меньше людей, чем на «Асоциальную сеть». Последнее и более современно, и в тему, и отсылает к ленте Финчера, а еще обещает нечто запретное, а значит, будет интрига.
Да и сама личность Росса Ульбрихта неоднозначна, он непризнанный гений, странно одевается, горит своим делом и за день зарабатывает миллион долларов. Чем не параллель с Марком Цукербергом? Правда, тот не продавал наркотики, но по мнению некоторых, сделал вещь намного худшую — создал самую популярную социальную сеть в мире Facebook.
Режиссер картины Тиллер Расселл снял мало художественных фильмов, но знает толк в документальных работах. На его счету пара тройка серьезных проектов, включая четыре эпизода документалки «Ночной сталкер: Охота за серийным убийцей» и фильм «Операция “Одесса”» — невероятную историю попытки продажи колумбийскому наркобарону советской подводной лодки, которую затеял еврейский эмигрант из СССР.
Видимо режиссер решил совместить приятное с полезным и снять художественный фильм на основе крутой истории из жизни. Правда, в угоду кинематографичности в нее добавили много лишних и ненужных деталей, но об этом честно предупреждают в самом начале.
Создатели взяли не сильно популярных молодых актеров на главные роли, но на всякий случай заручились поддержкой опытного Джейсона Кларка. Звезде «Терминатор: Генезис» и «Планета обезьян: Революция» досталась раздутая роль полицейского, которой добавили трагизма жизненных обстоятельств и, зачем-то, борьбу поколения X и бумеров против миллениалов.
Его агент Рик Боуден цепляется за профессию, где потерпел фиаско, а у дочки проблемы в развитии, поэтому ей нужна специальная школа с оплатой 40 000 долларов в год. Денег нет, карьере конец, а Рик цепляется за остатки прошлой жизни и сближается с информатором Рэйфордом (Даррел Бритт-Гибсон). Их отношения слишком быстро эволюционируют из «коп — осведомитель » в «крутой неудачник — восхищенный им кореш».
Видимо и режиссеру больше нравился именно антагонист, потому выписал он его намного лучше, чем Росса Ульбрихта — реального главного героя. И хоть сюжет заставил полицейского нарушить закон, но во благо семьи, а значит для зрителя он в конце превратился из гадкой утки в белого лебедя.
А вот с Россом Ульбрихтом и сыгравшим его актером Ником Робинсоном вышло наоборот. Сначала он симпатичен и дерзок, умен и предприимчив. Его не понимают родители, он хочет спасти мир и придумывает Amazon в даркнете. Чем не герой для современного поколения? Но потом парень забивает на девушку и лучшего друга, думает только о сайте, а дальше идет на серьезные преступления. В итоге персонаж Росса становится заблудшим нечто (или даже ничто), а игра Ника Робинсона переходит в одну плоскость.
По мере превращения героя в антигероя ухудшается и химия между персонажем и актером. Возможно, тут проблема и в слабо прописанном сценарии, не раскрывающем его суть, а может быть все это мешает понять оставленные за кадром важные детали. Зрителю показывают Росса Ульбрихта однобоким главой торговли наркотиками онлайн, из-за которого страдают близкие и чужие люди.
В моем случае позитивному восприятию картины помешало знание оригинальной истории Росса Ульбрихта. Я писал о нем в подборке лучших документальных фильмах о технологиях. Поэтому советую глянуть именно реальное расследование. Естественно, зрителю не знакомому с тем, что случилось на самом деле, несостыковки и слабое объяснение происходящего, возможно, не покажутся критичными. Но так понять этот фильм станет еще сложнее.
Здесь почти ничего не ясно в расследовании, даются нелогичные объяснения уликам и допускается масса других ошибок, которые оставляют больше вопросов. Не зная источника, разобраться в истории будет непросто. А надо еще следить за развитием отношений героев и считывать эмоции с лица Росса, ведь иначе понять их не дают. Поэтому у зритель есть все шансы запутаться в происходящем и до конца фильма сидеть с недоумением на лице.
История настоящего Росса Ульбрихта и Silk Road намного эпичнее и закрученнее, чем снятый на ее основе фильм. Понятно, что ее хотели упростить, ведь там куча неясностей и нарушений со стороны властей, да и поймал Росса не Боуден, но деньги Ульбрихта коп действительно украл.
Часто жизнь интереснее любого сценария. Наш случай как раз из таких. Здесь надо было брать и снимать как есть, чтобы вышло немного сложное, но крутое кино на уровне «Социальной сети» Дэвида Финчера. Тот, кто не побоится сделать такое интеллектуальное кино, станет частью культуры и даже, возможно, получит неплохие деньги.
Здесь же пошли на попятную, поэтому историю самого неоднозначного интернет-гения современности в «Асоциальной сети» упрощена и нивелирована. На первый план выведен черти кто, а чуть ли не основной темой противостоянии сделали понятное, но давно заезженное столкновение поколений. А когда так происходит, лучше обратиться к первоисточнику, ведь документальная картина способна затянуть намного сильнее, а любая из написанных по этой теме статей читается не хуже бестселлера.
В фильме была такая фраза: «Когда ты даешь людям свободу, ты не знаешь что они с ней сделают…». Вот и у зрителя в этом случае тоже есть свобода выбора: посмотреть этот фильм, глянуть документалку или узнать о Россе Ульбрехте в интернете. А что выберете вы?