Рецензия на «Армию мертвецов». Неудачная самопародия от Зака Снайдера
Испорченная концепция
Идея Снайдера снять фильм о группе наёмников, которая грабит казино в наводнённом зомби Лас-Вегасе, кочевала по американским студиям с 2007 года. С одной стороны, такой проект требует не так много усилий от сценариста. Сложнее — с реализацией. В результате проект угодил в «производственный ад» — пока в 2019-м Netflix не выделил на съемки $90 млн.
Сценарием фильма занимался сам Снайдер наряду с опытным сценаристом Джоби Хэрольдом («Меч короля Артура») и сценаристом-новичком Шэем Хэттеном («Джон Уик 3»). Снайдер выступил продюсером и режиссером фильма — это авторский проект, на котором Снайдера никто не мог творчески сдерживать или контролировать. Он писал и снимал именно то, что ему хотелось увидеть, игнорируя все законы драматургии и хорошего кино. В итоге вместо простой и эффективной истории про зомби и наемников получилось повторение сразу всех творческих ошибок его предыдущих фильмов. При этом достоинств режиссуры Снайдера, которые могли бы придать концепции дополнительный шарм и кайф, в фильме практически нет — за исключением одного-двух эпизодов.
Месиво вместо истории
По сюжету «Армии мертвецов» Лас-Вегас заполонили зомби, причем достаточно экзотические: это разумные, очень прыткие супер-мертвецы, которые своими укусами поднимают армию менее подвижных собратьев. Военные успели обнести город гигантской Стеной из контейнеров (далеко на самая бредовая концепция в фильме), а теперь, по случаю празднований Четвертого июля, собираются уничтожить баллистической ракетой с ядерной боеголовкой. У японского олигарха Танаки (Хироюки Санада) в сейфе его казино остались $200 млн, которые через сутки в буквальном смысле сгорят. Он нанимает бывшего спецназовца Скотта (Дэйв Батиста), чтобы тот собрал команду, которая бы проникла в город и вынесла деньги до атомного взрыва.
Сценарные проблемы фильма начинаются уже на стадии сбора команды наёмников — затянутый пролог, картонные образы, абсолютная непродуманность и необъясненность мира, в котором всё происходит. Мы не понимаем, по каким правилам функционируют супер-зомби (судя по всему, авторы предполагают, что все смотрели «Игру престолов»), как охраняется Вегас и как туда проникнуть.
- Мнение о «Лиге справедливости» Зака Снайдера. Каким получился Снайдеркат и почему он не спас бы DCEU
Действие постоянно переключается между командой Батисты и лагерем беженцем неподалеку от Вегаса, где какие-то мексиканские женщины тоже собираются проникнуть в обреченный город, чтобы там немного помародерствовать. Формально линии связаны дочкой героя Батисты Кэйт (Элла Парнелл), которая не разговаривает с отцом и работает волонтером в лагере беженцев. Разумеется, в итоге и отец, и дочь попадут за Стену и получат там шанс решить свои семейные проблемы (мама стала зомби, а папа ее убил). Эту предсказуемость и топорность можно терпеть — в надежде, что, когда герои наконец доберутся до Вегаса, все искупит экшен, сцена ограбления казино и последующие попытки выбраться из города.
Но этого не происходит — с каждым последующим актом фильм становится все более вымученным и статичным, распадаясь при этом на не связанные линии персонажей. Большую часть фильма герой Батисты или ходит с суровым видом с автоматом в руках или просто бездельничает, пока его коллеги в подвале казино, Вандерох и Людвиг (Омари Хардвик и Маттиас Швайгхёфер), пытаются пройти наполненный ловушками коридор и вскрыть сейф. Сценаристы не потрудились придумать дополнительные препятствия, чтобы создать ощущение серьёзности происходящего, ощущение нехватки времени. Добраться до казино можно, убив меньше десятка зомби, а потом – спокойно разговаривать с дочерью и боевой подругой (Ана де ла Регера).
Параллельно развивается еще одна, позаимствованная из фильма «Чужие» линия, в которой сотрудник службы безопасности олигарха Фрэнк (Гаррет Диллахант) пытается выполнить секретную корпоративную миссию. Цель — заполучить отрезанную голову одного из супер-зомби, с помощью которой можно наплодить целую армию местных Ходоков. Это происходит в отрыве от линии ограбления, причем Фрэнку тоже никто особо не мешает заниматься его темными делами.
Самый скверный сюжетный момент наступает, когда герои проникают в ведущий к сейфу туннель и видят, что у стены лежат тела наемников, которых олигарх ранее послал по этому же маршруту. Персонаж Хардвика начинает рассуждать о временных петлях и о том, что это могут быть не просто трупы, а трупы самих героев, погибших в параллельных реальностях!
Больше к этой теме не возвращаются. Это могла быть просто очень тупая отсылка к видеоиграм в духе Dark Souls, где у игроков есть шанс наткнуться на тело своего героя, погибшего при предыдущем прохождении. Но в фильме Зака Снайдера все философские отсылки нужно принимать всерьез: на шее одного из трупов виден тот же ключ-медальон, что у еще живой героини де ла Регеры. Судя по всему, Снайдер искренне считает, что настолько грубым, смехотворным, неуместным образом он придает своему фильму дополнительную глубину.
Режиссерские провалы
У Снайдера есть набор узнаваемых приемов: мрачная цветовая гамма, снятые в режиме замедленной съемки драки на фоне зеленого экрана, фетишистское внимание к случайным деталям вроде вылетающих из пистолета гильз, снятых крупным планом. В «Армии мертвецов» он добавил в свой арсенал трюков еще один — когда в фокусе находится только объект на одном из планов кадра.
То есть на первом плане, очень крупно и четко — лицо говорящего актера, а за ним — максимально замыленная картинка. Это то, что в видеоиграх называется depth of field effect и обязательно отключается в опциях при первом же запуске. В кино эффект не отключишь, и в результате изрядную часть экранного времени мы наблюдаем только говорящую голову Дэйва Батисты, за которой колыхаются цветные размытые пятна. Это уже не стилистический выбор режиссера, это визуальный дефект, из-за которого мы физически теряем огромную часть происходящего в диалоговых сценах.
Эффект расфокуса не используется в экшен-сценах, где видно, что происходит. Боевые сцены «Армии мертвецов» показывают, насколько Зак Снайдер плохой экшен-режиссер: он не способен выстроить цепочку органично перетекающих друг в друга боевых эпизодов. В его фильмах нет динамики, кинетики, аккумуляции действия — только отдельные экшен-клипы, которые выглядят, как подборка с YouTube.
В «Армии мертвецов» есть одна широко задуманная и блестяще снятая боевая сцена — перестрелка в казино с настоящей армией зомби. Другой приятный момент — традиционно сильная для Снайдера клиповая заставка с титрами, в которой под кавер песни Viva Las Vegas зомби наводняют Лас-Вегас, с ними неудачно сражаются военные и нам представляют огромное количество персонажей, часть из которых гибнет, не дожив до конца заставки к фильму.
В остальном фильм распадается на множество мелких боевых эпизодов, которые заканчиваются, не успев толком начаться. Вот персонажи оказываются в коридоре со спящими зомби, которые вдруг просыпаются и начинают на них нападать. Режиссер зомби-фильма «Поезд в Пусан» Ён Сан Хо сделал из такой же задумки (только происходящей не в туннеле, а в вагоне) потрясающий, незабываемый, длящийся несколько минут эпизод, в котором саспенс от соседства с зомби несколько раз переходит в отчаянную борьбу за жизнь. У Снайдера герои с криками стреляют в зомби и убегают, потеряв одного члена команды — который, кстати, до сих еще не укушен, отстреливается, и которого при желании вполне можно было спасти! Даже без сравнения с куда более удачными фильмами трудно считать эти моменты чем-то, кроме пародии на зомби-экшен или опять-таки стилизации под видеоигру с очень неумелыми игроками.
Итог
Часть проблем «Армии мертвецов» можно назвать общими для любого позднего фильма Снайдера: затянутость (картина идет 148 минут), непропорциональность разговоров и действия, ненужные сцены и целые сюжетные линии, которые попали в фильм только потому, что режиссеру хотелось философии и социального комментария, а как их органично встроить в историю, Снайдер не представляет. Другие проблемы — вроде намеренного расфокуса картинки — новые для его творчества. В целом все это мешает воспринимать очень простую историю, которую мог бы неплохо снять любой американский или азиатский экшен-режиссер средней руки.
В 2020 году вышел «Поезд в Пусан 2: Полуостров», где использовался практически тот же сюжет о наёмниках, отправившихся за деньгами в наводненный зомби Сеул. Слабый сценарий режиссёр компенсировал благодаря отточенной картинке и динамике, чувствовалась концепция проекта – развлечь зрителя в каждой отдельно взятой сцене. В «Армии мертвецов» в каждой сцене чувствуется желание Снайдера выпендриться.
Если вы посмотрели режиссерку «Лиги справедливости» и намерены и дальше смотреть Снайдера, то я рекомендую вам пропустить «Армию» и обратиться к «Рассвету мертвецов». Там никому не известный Снайдер, тогда еще режиссер-клипмейкер, работал по очень качественному сценарию без всяких фирменных закидонов, и в итоге снял отличный зомби-фильм.
Смотреть фильмы и сериалы с максимальным комфортом можно на телевизоре LG OLED C1. Телевизор с экраном, сделанным с помощью технологии OLED, органично вписывается в окружающее пространство, подходит для ежедневного просмотра фильмов, трансляций и гейминга следующего поколения. Интеллектуальный процессор α9 IV поколения 4K использует алгоритмы глубокого обучения для анализа и оптимизации контента. Режим FILMMAKER MODE™ отключает сглаживание движения, сохраняя при этом исходное соотношение сторон, цветопередачу и частоту кадров, что позволяет увидеть фильм именно таким, каким его задумал режиссёр.
Узнать подробнее о новинке от LG можно по ссылке.