Рецензия на 7 серию 5 сезона «Рика и Морти». Неудачная пародия на аниме с гигантскими роботами
Cюжет
Во время космического путешествия Рик, Морти и Саммер случайно натыкаются на брошенного на астероиде боевого робота в виде гигантского хорька. Рик объясняет, что это последний, пятый боевой робот-хорек-готрон, которого не хватает в его коллекции боевых роботов, и теперь они смогут собрать боевую супер-машину из пяти готронов… если найдут пятерых пилотов.
Морти не зантересован: он очень хочет попасть во впервые упоминаемый в сериале Мир Сисек (Boob World, Disneyland с сиськами, который мы в эпизоде так и не увидим), куда отправлялась компания, пока не наткнулась на робота. Так что на первый план в эпизоде выходит Саммер: она уговаривает брата, Джерри и Бет стать пилотами оставшихся трех готронов, и вся семья отправляется в боевое турне, сражаясь с гигантскими монстрами. В итоге все пять роботов складываются в одного титанического супер-хорька-готрона, который разрубает самого страшного монстра пополам огромным мечом.
Вся семья в восторге и хочет ещё раз отправиться на борьбу с монстрами. Вместо этого Рик созывает свои варианты из других измерений, которые тоже коллекционируют роботов, и предлагаем им сделку: он поможет им добыть себе таких же готронов, если другие Рики и члены их семей) согласятся собираться вместе в гигантского робота из пятерых готронов. Пять таких гигантских роботов смогут собраться в еще более огромного, сверхгигантского робота. И так далее…
На этом месте высмеивание штампов аниме заканчивается и эпизод превращается в гангстерскую сагу о Риках и их родственниках. Они организовывают настоящую мафию из боевых роботов, убивая гигантских монстров и закапывая их в пустыне.
В семье разлад. Рик сильно пьёт, всю административную работу выполняет Саммер, которую раздражают родственники, из-за чего она увольняет с должности боевых пилотов сначала Морти, а потом и Джерри с Бет. К уволенному Морти приходят бывшие пилоты роботов-хорьков, которые выглядят и говорят как типичные аниме-персонажи, и предлагают сделку. Если Морти поможет им украсть у Рика всех готронов, то ему заплатят купонами для посещения Мира Сисек.
Плюсы: эмоциональный багаж и связь с предыдущими эпизодами
Седьмой эпизод сюжетно связан с одной из предыдущих серий, что в пятом сезоне происходит впервые. Персонажи открытым текстом вспоминают четвертую серию сезона про нападение на Землю разумных сперматозоидов и обсуждают её концовку, которая оказывает важное влияние на сюжет и финал нового эпизода.
На всех персонажей серии (за одним исключением, об этом ниже) взваливают огромную эмоциональную нагрузку: Морти недоволен тем, что на первый план вышла Саммер, Саммер хочет больше нравиться Рику и делает все для того, чтобы заслужить его одобрение, Джерри и Бет разгневаны поведением дочери, уволившей собственных родителей. В предыдущих эпизодах сезона близко исследовались отношения одного-двух героев. Это первая серия в сезоне, в которой семья работает как группа, без разделения на главных и второстепенных участников.
Даже Морти, которого Саммер вроде бы задвинула, постоянно пытается пробиться на первый план за счёт использования его закадрового голоса, который соревнуется с закадровым голосом Саммер, постоянно его перебивая и пытаясь рассказать о событиях с другой точки зрения.
Такое использование закадрового голоса отсылает к гангстерским фильмам Мартина Скорсезе с их множественными рассказчиками, но в «Рике и Морти» получает очень смешное (и научно обоснованное!) объяснение в финале серии.
Минусы: примитивность сюжета и трактовки образа Рика
Пародируемые аниме-сериалы — культовые «Вольтрон» и «Евангелион» — дают богатейшее поле для пародии, особенно «Евангелион» с его запутанными семейными отношениями внутри группы пилотов. Но высмеивать аниме помимо использования гигантских боевых роботов-трансформеров авторы серии не стали, очень быстро уйдя в пародию на криминальные фильмы. Это пошло во вред эпизоду.
Во-первых, нет более лёгкого объекта для пародирования, чем фильмы про мафию, и такие серии есть в практически любом ситкоме, хоть анимированном, хоть с живыми актерами (скажем, в «Симпсонах», «Гриффинах» и «Сообществе» от одного из создателей «Рика и Морти» Дэна Хэрмона). Во-вторых, длинное начало из штампов аниме не оставило сценаристам времени, чтобы как следует закрутить интригу в криминальной части эпизода.
В лучших эпизодах «Рика и Морти» — таких, как «Эпизод про чан с кислотой» или «Риклантидическая путаница» — авторам удается за 20 минут рассказывать сложные истории, которых хватило бы на целый полнометражный фильм. «Готрон Джерризис Риквангелион» тоже пытается это сделать: беда в том, что его событий хватило бы на три полнометражных фильма!
Мы получаем сюжет с семейными роботами, сагу о взлете и падении гангстерской империи Рика, а также всю предысторию и развитие отношений Саммер с гигантским космическим младенцем. Большая часть серии — монтаж под музыку в духе аниме или песни в стиле гангстерских фильмов, там мельтешит огромные количество героев и событий, которые после просмотра серии интересно рассматривать на стоп-кадре. Но это не дает развиваться персонажам и их отношениям, мы получаем очень много сцен, в которых герои сражаются на боевых роботах, и буквально одну-две сцены, в которых они говорят друг с другом о своих проблемах.
Эпизод богат визуально, но беден сюжетно:. Скажем, вся арка с возможным предательством Морти своей семьи обрывается, не успев толком начаться, а сцены увольнения Саммер брата и родителей и сцена примирения Морти, Джерри и Бет с Саммер идут практически одна за другой!
Но самая серьёзная претензия к серии — это то, как в ней использован Рик. Гениальный учёный никак не демонстрирует своей интеллект. Всё, что он делает, – это клонирование роботов для других Риков. Никакого суперхитрого плана у него нет, он не пытается устроить другим ловушку или что-то выиграть для себя, он просто хочет создать организацию из пилотов гигантских роботов.
В лучших эпизодах шоу у Рика всегда есть скрытая цель помимо явной: в седьмом эпизоде все ждешь, когда она наконец проявится, но этого так и не происходит.
С семьёй Рик практически не контактирует: он весь эпизод пьёт в офисе компании и выходит оттуда только для того, чтобы устроить сцену в принадлежащей корпорации ночном клубе. Да и она очень скромная по меркам этого персонажа. Пьяный Рик просто рассказывает об успехах компании про конструированию еще более огромных роботов, после чего теряет сознание.
Смотреть ли дальше?
«Готрон Джерризис Риквангелион» — очень небрежно сделанный эпизод, перескакивающий с одной темы на другую и в результате испортивший и ту, и другую сюжетную арку. Это одна из самых проходных и необязательных серий во всем шоу, что очень обидно: ведь само название и концепция пародии на аниме с героями «Рик и Морти» (Rick and Morty) смешны сами по себе, они вызывает желание немедленно посмотреть серию! В сезоне осталось всего три серии — и, чтобы от него в целом сложилось благоприятное впечатление, они должны оказаться особенно ударными.