21 марта 2020
Обновлено 01.11.2021

Рецензия на 2-й сезон сериала «Содержанки». Секс, эскорт и «неправильные телки» в эпоху постмодерна

Закончился второй сезон «Содержанок» на платформе Start — пожалуй, одного из наиболее откровенных российских сериалов современности. Что же привнесла в проект Константина Богомолова режиссер авторского кино Дарья Жук?
Закончился второй сезон «Содержанок» на платформе Start — пожалуй, одного из наиболее откровенных российских сериалов современности. Что же привнесла в проект Константина Богомолова режиссер авторского кино Дарья Жук?

Сюжетная структура первой половины второго сезона не претерпела серьезных изменений. Это настолько же язвительное погружение в реализм, каким был весь первый сезон «Содержанок». Возможно, Дарья Жук, занявшая режиссерское кресло в продолжении, не особо вмешивалась на первых порах со своим авторским видением.

Что с первых серий заметно улучшилось, так это операторская работа. Александр Симонов, снимавший предыдущий сезон, сильно погружался в вуайеризм и будто кайфовал от детализации светских вечеринок со стразами и неоном.

Евгений Цветков, ранее работавший над авторскими лентами Наталии Мещаниновой («Комбинат „Надежда”», «Сердце мира»), вдохнул в бездушный глянец светской Москвы некоторую жизнь и энергию. Его ручная камера, в частности, делает героев не такими пресными, как в первом сезоне.

В самой истории появились новые персонажи. Сабина Ахмедова (мигрантка Джемма в грядущем «Колл-центре» Меркуловой и Чупова) играет актрису и певицу Карину Штерн, которая оказывается давней знакомой и бизнесмена Глеба Ольховского (Владимир Мишуков), и его погибшей супруги Алисы.

В необычной роли выступил и Константин Лавроненко, вышедший из тени в последних двух сериях сезона. Его герой, влиятельный бизнесмен Павел Иванович, что называется, целиком и полностью переворачивает игру, меняя расстановку сил на шахматной доске.

Рецензия на 2-й сезон сериала «Содержанки». Секс, эскорт и «неправильные телки» в эпоху постмодерна - фото 1

Старые же персонажи практически не меняются на протяжении нового сезона за небольшим исключением. Например, линия экс-следователя Лены (Дарья Мороз, занявшая пост креативного продюсера второго сезона) постепенно становится основной, оттеняя все остальные сюжетные хитросплетения.

Во втором сезоне персонаж Мороз несколько раз задает то мужу, то любовнику сакраментальный вопрос «Я неправильная телка?», но четкого ответа не получает. У нее за спиной шлейф из стереотипа «бывших следователей не бывает» и попытки самореализации, в которой Лена видит шанс проработать старую травму.

Эротические эпизоды, ставшие визитной карточкой первого сезона, остаются в центре вселенной у и Дарьи Жук. Режиссер привносит в своеобразный культ интимности и телесности нотки фетишизма. Так, существенно расширяется роль светского детектива Ольги (Александра Ребенок), которая оказалась чуть ли не главным хранителем тайн и интриг светской Москвы во вселенной «Содержанок». Своим статусом героиня умело пользуется, соединяя и разъединяя сердца в корыстных интересах.

Элитное эскорт-агентство Ольги, постепенно возникающее во втором сезоне, меняет саму концепцию секса в сериале. В прошлом году казалось, что бездушные богачи из глянца и страз лишь удовлетворяют низменные инстинкты, за несколько секунд сбрасывая с себя дорогие наряды.

Теперь секс превратился в еще один рычаг социального расслоения. Дарья Жук переносит в 2020-й концепцию «Разоблачения» Барри Левинсона.

С чем у продолжения «Содержанок» явные проблемы, так это с диалогами. В первом сезоне от них веяло театральным духом (неудивительно, ведь Богомолов сам их переписывал). Во втором над ошибками не поработали. Персонажи изрыгают из себя нелепый коктейль из философии, пафоса и фарса.

На этом фоне попытка Дарьи Жук напомнить зрителям о детективной составляющей истории терпит бедствие. Нас окружают герои, разговаривающие неживым языком, лишенным эмпатии. При этом с чувством юмора и иронией у Жук все относительно неплохо.

На протяжении восьми серий мы встречаем, например, сатиру на российское кинопроизводство. Кир (Александр Кузнецов) открыл себя как актера и играет в фильме про войну. Компанию ему составляет дерзкая Карина Штерн. Оба играют нарочито плохо, не учат свои реплики, несут отсебятину. Но ситуация не меняется, потому что у них за спиной «спонсоры», за них «попросили».

Есть здесь и легкие насмешки над самим Богомоловым и его театральным амплуа, и высмеивание военно-патриотического кино, коим полнится наш прокат накануне 9 мая, и ироничное камео Романа Волобуева, как «российского режиссера, выпустившего шедевр».

Иронизирует Жук и над провинциальностью Даши (Софья Эрнст), основательно закрепившейся в роли содержанки и забывшей о прошлой жизни в Саратове. В одной из серий режиссер выстроит эпизодический «мост» к первому сезону и над произношением Дашей слова «трахаться» снова посмеются в кадре.

Рецензия на 2-й сезон сериала «Содержанки». Секс, эскорт и «неправильные телки» в эпоху постмодерна - фото 2

Первый сезон пытался раскрыть нам пустоту светских персонажей, отягощенных лишь коррупционными схемами и изменами всех со всеми. Второй сезон несильно отходит от той же незатейливой мысли, которая отчаянно хочет казаться свежей и неожиданной.

Одна из главных проблем сериала «Содержанки» остается нерешенной спустя год. Закрытому миру персонажей, живущих внутри Садового кольца и не выезжающих за его пределы, элементарно нечем удивить. Любые попытки рассказать о свободе и вседозволенности не срабатывают.

Представленный облик женщины как абсолютно несвободного, зависимого субъекта деятельности не отвечает духу времени. Дарья Жук не пытается говорить со зрителями на языке современности.

Главная способность их «неправильных телок» — знать, перед кем и каким образом раздвинуть ноги. «Вот и делай бабу следователем», — горевал один из персонажей прежнего сезона. Теперь горевать придется зрителям, которые увидят, что может сделать с коммерческим сериалом Дарья Жук.

К сожалению, история вторым сезоном не завершилась. В финале создатели оставили задел на продолжение. Авторы не раскрыли ни одну из тайн сериала, а лишь добавили новую порцию загадок, еще больше закрутив интригу. Возможно, в следующем году Богомолов воспрянет ото сна и перестанет считать зрителей чернью, которой можно третий год подряд показывать экранизацию сплетен из Tatler.

Комментарии 3
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Николай Литвинов
Николай Литвинов
Смотрите внимательней, Павел Иванович к слову не бизнесмен, а мент, а вообще сериал скучен, много ходят, много говорят, но всё как-то не цепляет. Насчёт тайн, тайн нет, всё понятно кто и кого, и даже за что, ну если только вам нужны имена конкретных исполнителей.
ИнквизиторВорон
ИнквизиторВорон
второйсезон не смотрел, но первый оказался пресным и скучным. Нет героев, которым хочется сопережеивать, какие-то они...мерзкие что ли в основном. Секс сцены тоже не ахти.