Ретро: Tiny Toon Adventures для Dendy/NES
Конечно, всему виной слащавая диснеевская монополия – художники вовсе не думали о потенциальных зрителях, они рисовали для себя. Если бы подобное происходило сегодня, проект не продержался бы и года; тогда же каким-то непостижимым образом он в своем странном состоянии протянул больше десяти лет. 27 июля 1940 года на экраны Америки выходит мультфильм A Wild Hare, в котором некий белый кролик впервые высунул голову из рисованной норы и спросил растяпу-охотника: в чем дело, док? Кролика звали Багз Банни, и в тот самый момент, когда он откусил первый кусок от своей знаменитой морковки, история мультипликации изменилась навсегда.
Вслед за Багзом появились другие, не менее колоритные персонажи: кот Сильвестр в 1945, Дорожный Бегун («бип-бип!») и Вайли Койот в 1949, тасманский дьявол Таз в 1954 и многие, многие другие. Всех их объединяло одно: никогда еще до этого анимационные герои не были столь индивидуальны, столь правдоподобны и столь харизматичны. На экране творилось форменное безумие (пересказывать сюжеты эпизодов нет никакого смысла, проще зайти на Youtube и посмотреть самому), но зритель безоговорочно верил во все происходящее благодаря великолепно проработанным характерам, непревзойденному качеству мультипликации и феноменальному голосу Мела Бланка. Об этом мало кто знает, но Бланк сотворил золотой век анимации едва ли не в одиночку: его голосом говорили (внимание, приготовьтесь) Даффи Дак, Багз Банни, поросенок Порки, Вуди Вудпеккер, Барни Раббл из «Флинтстоунов», канарейка Твити, кот Сильвестр, петух Фогхорн Легхорн, Элмер Фадд и вообще практически любой персонаж мультфильмов студии «Уорнер Бразерс» с конца тридцатых по конец восьмидесятых, а еще он вместе с Чаком Джонсом работал над звуковым оформлением «Тома и Джерри». Этот поистине феноменальный человек даже эпитафией себе выбрал знакомый каждому ребенку знаменитый эпилог «That’s All Folks!».
**В конце концов, сериал получил заслуженное признание.**За свою долгую историю Багз Банни и компания получили пять «оскаровских» статуэток и двадцать одну «оскаровскую» номинацию, а четыре эпизода вошли в Национальный реестр фильмов – особый список американских лент, отобранных для хранения в библиотеке Конгресса (за всю историю реестра всего три десятка мультфильмов удостоились такой чести). Однако, в семидесятых случилось неизбежное: изменившийся мир оказался не в состоянии мириться со своеобразным юмором авторов сериала. Огромное количество расовых шуток и стереотипов, невероятное количество насилия в кадре и буквальная пропаганда табака и алкоголя вынудили свернуть производство сериала в том виде, в каком он существовал на тот момент. С тех неоднократно предпринимались попытки реанимировать персонажей в самых разных ипостасях, однако былого успеха достичь так и не получилось.
Одной из таких попытокстал спин-офф Looney Tunes под названием Tiny Toon - над его созданием вместе с Warner Bros. трудился Стивен Спилберг. Дебютировал сериал в 1990 году, прожил три сезона и благополучно закрылся, не снискав особой зрительской любви. Специально для сериала были созданы новые персонажи: кролик Бастер Банни, поросенок Хэмтон, утенок Плаки Дак и другие, все они были детсадовскими версиями своих «взрослых» прототипов, которые, в свою очередь, обучали молодежь премудростям актерской жизни в вымышленном «Мультиниверситете Акме». Общего с классикой, впрочем, у сериала было немного: сохранив гротескный стиль повествования, авторы напрочь лишили мультфильм фирменного безумия (никаких сигарет, алкоголя и самоубийств, помните?) – так что неудивительно, что несмотря на «Эмми», присуждавшуюся Tiny Toon три года подряд, сегодня об этом мультфильме вообще редко кто вспоминает.
Однако же свой след в истории поп-культуры оставил и он– пусть и не такой очевидный, как свой легендарный предок. В 1991 году Konami выпускает игру Tiny Toon Adventures – причем разработкой платформера тоже занимались японцы. Тут стоит заметить, что время это для консоли NES было чрезвычайно непростым. Начала набирать обороты поступившая в продажу в 1988 году мощная Sega Mega Drive, делала первые шаги наследница восьмибитных идей от самой Nintendo – SNES… популярность Nintendo Entertainment System стремительно падала. Тем не менее, она по-прежнему оставалась самой растиражированной консолью в мире – а это значило, что перестать делать игры для нее просто глупо. Но и какого-то мощного рывка ждать не приходилось: все ресурсы аппаратной части были исчерпаны, по-настоящему удивить фаната NES было нечем. Разработчикам оставалось «копать вглубь»: экспериментировать с подачей, развивать нарративную составляющую, полировать те элементы геймплея, которые уже принесли успех играм-хитам. На стыке всех этих уловок и родился Tiny Toon: классический платформер с современным лицом, вершина эволюции NES-аркад, эпитафия целому поколению игр.
**Итак, суть:**у кролика Бастера украли подружку. Украл ее зловредный Монтана Макс (все помнят китайские часы МОНТАНА с восемнадцатью мелодиями?). Подружку нужно спасти, к чему Бастер немедленно и приступает, взяв себе в помощь утенка Плаки, тасманского дьявола Диззи и котенка Фурбола. Игра стартовала с традиционного холмистого уровня, затем вела по столь же знакомой морской локации, мельком заглядывала в сначала естественные, а затем и урбанистические джунгли, бросала героев в мистический закольцованный лабиринт и, в конце концов, отправляла в особняк негодяя Макса. Прыгаем по головам, собираем морковки, вроде бы, ничего необычного – типичная компиляция чужих идей, коих история NES помнит ни один десяток… но дело вот в чем. Игрой занималась Konami – и это уже само по себе гарантировало, что скучно не будет, так что простой компиляцией дело не обошлось.
Нюанс первый: разработчики вывернулись наизнанку, но сумели выжать из консоли все соки. Фантастические стерео-мелодии (особенно волшебная звучит на экране демонстрации местной карты) и вообще работа со звуком – только верхушка айсберга. В Tiny Toon, пожалуй, лучшая анимация персонажей на восьмибитных консолях, и это с учетом того, что сами персонажи здесь не традиционно полуторапиксельные, а полноразмерные, действительно крупные и детально прорисованные. Локации тоже прорисованы отменно: яркие, сочные цвета, плавные переходы между объектами, невероятное внимание к деталям – ничего из перечисленного не устарело до сих пор, игра и сегодня смотрится потрясающе. К общему списку можно добавить и плавный скроллинг, ставший уже к тому времени главной фишкой платформеров на NES (персональный компьютеры только-только осваивали подобные технологии) – причем не только стандартный, но и обратный, то есть герой мог спокойно возвратиться назад: весь текущий уровень игра хранила в памяти целиком.
Нюанс второй: механика. Те самые помощники кролика – не просто статисты, но полноценные игровые персонажи. Более того, каждая локация (за исключением, пожалуй, последней) заточена под прохождение определенным зверьком. Утка может парить, дьявол крутиться волчком, уничтожая врагов и некоторые виды препятствий, котенок способен прыгать по вертикальным стенам. Напарника нужно выбирать перед началом уровня (начинаем мы всегда кроликом), а «призывать» с помощью специальных бонусных шариков, парящих в определенных местах уровня. Если шарик взять, то напарник и кролик меняются местами – а вместе с этим меняется и темп, и логика игры. Все персонажи управляются по-разному, у каждого есть свои сильные и слабые стороны – в одной из особо издевательских локаций играть уткой практически невозможно… зато если повезет добраться в ее обличье до босса, то одолеть его парящему созданию не составит никакого труда. Благодаря такой вот нехитрой задумке Tiny Toon Adventures на редкость прилипчива – это, конечно, не хардкор в стиле Соника и Наклза, но и смысл здесь совсем не в этом. Tiny Toon и выглядит, и воспринимается, и играется удивительно красиво: она не делает сложно, не тычет вас носом в адские челленджи – она просто постоянно, не переставая, делает игроку, простите, приятно. Ее можно проходить по кругу, раз за разом – и все равно не надоест, настолько она вылизана и причесана, эдакий восьмибитный аналог эппл-девайсов.
**Нюанс третий, заключительный:**контент. С контентом у Tiny Toon все очень даже здорово. Помимо героев (воссозданных и-де-аль-но) и красочных локаций, к неоспоримым достоинствам игры нужно отнести элегантно расставленные по ткани повествования мини-игры – в одной из них нужно на протяжении определенно времени спасаться бегством от Элмайры Дафф, которая много лет спустя возьмет на попечение мышат Пинки и Брэйна, в другой изящно пародируются «Звездные Войны».
Вообще говоря, игру можно легко пройти минут за двадцать – но эти двадцать минут будут очень веселыми и запоминающимися. Все эти пираты, мышонки в бочках, прыгающие с потолка псы-культуристы… на редкость органичное и самодостаточное произведение виртуального искусства, настоящий шедевр. Ведь самое забавное, что можно не знать всей этой сложной и запутанной истории возникновения мультяшек-дошколят, можно абсолютно не разбираться в их взаимоотношениях – хуже Tiny Toon Adventures от этого не станет. К сожалению, игр подобного качества после девяносто первого года практически не выходило (если не брать в расчет «Боевых жаб» и игры по диснеевским лицензиям; да и те, признаться, были сделаны менее талантливо), поэтому подарите себе праздник, запустите эту милую безделушку – хуже себе не сделаете. Пожалуй, это один из самых дешевых билетов в машину времени, к тому же агрегат всякий раз работает безотказно – назад, в девяностые, когда и мультфильмы, и видеоигры были совсем другими.
P. S. Впрочем, соврал: как минимум одна столь же высококлассная аркада на NES после Tiny Toon Adventures выходила – и это Tiny Toon Adventures 2: Trouble in Wackyland, но о ней как-нибудь в другой раз.
Об авторе: Сергей Думаков - журналист, публиковался в таких изданиях, как Game.EXE, Pro.Sport, “Ведомости” и другие. На Канобу будет рассказывать про новую жизнь старых игр - ждите новый пост каждый вторник.