29 ноября 2011Игры
Обновлено 09.05.2015

Ретро: Jazz Jackrabbit для PC

Извините, что мы снова про кроликов – но так уж получается, что знаковые платформеры для двух самых популярных игровых платформ своего времени рассказывают о жизни антропоморфных грызунов. В прошлый раз мы вспоминали Tiny Toon Adventures для NES, сегодня же поговорим о Jazz Jackrabbit – несимметричному и запоздалому PC-ответу Соникам, Марио и прочим бегающе-прыгающим героям.
Извините, что мы снова про кроликов – но так уж получается, что знаковые платформеры для двух самых популярных игровых платформ своего времени рассказывают о жизни антропоморфных грызунов. В прошлый раз мы вспоминали Tiny Toon Adventures для NES, сегодня же поговорим о Jazz Jackrabbit – несимметричному и запоздалому PC-ответу Соникам, Марио и прочим бегающе-прыгающим героям.

Сейчас в это сложно поверить, но придумала и выпустила Jazz Jackrabbit значительно набравшая в последующие годы вес Epic Games, а за дизайн и графическую составляющую игры отвечал лично Клифф Блежински. Первые идеи возникли в начале девяностых, когда мир сошел с ума от любви к одному лупоглазому реактивному ежу – но технически возможность воплотить задумки в жизнь студия смогла лишь несколько лет спустя. Взяв за основу сюжет знаменитой басни полумифического древнегреческого баснописца Эзопа «Черепаха и заяц», Тим Суини (которому тогда не исполнилось и двадцати пяти) сотоварищи превратил унылое пресмыкающееся в злобного деспота, а кролику дал в руки бластер – история тут же заиграл новыми красками.

Правда, сложно даже предположить, как из этих строк:

Да, смеха ради… спорил заяц с черепахой,
Кто все ж быстрее. Вот назначен день и час.
Уверен заяц был в себе: он всякий раз
Быстрее всех бежал, научен плетью страха.

Но час назначенный проспал он, вот беда!
А черепаха добросовестно старалась,
И… победительницей нынче оказалась.
Бежала так, как не бежала никогда.

- могло выйти то безумие, чем обернулся в итоге Jazz Jackrabbit. Как бы там ни было, если верить авторам игры, конфликт трехтысячелетней давности злопамятными животными не был забыт, они до сих пор друг друга люто ненавидят и всякий раз ищут повода, чтобы друг другу насолить. Вот и Деван Шелл, лидер террористической черепашьей группировки, не упустил возможности похитить принцессу планеты Морковкус, прекрасную Длинноухую Еву – с далеко идущими планами вообще уничтожить всю кроличью популяцию. Деван не учел того факта, что Ева кроме своего царственного статуса была также невестой кролика Джазза (71 сантиметр роста, 41 килограмм яростных мускулов), который в своей жизни руководствовуется простым принципом: если ты мелкий кролик, никогда не расставайся с большой пушкой. Будучи уязвлен подлым поступком Шелла в самое сердце, Джазз отправляется на поиски любимой – а в таких делах, как известно, и целой галактики мало, так что в процессе спасения он посетит целых две: Андромедум и Триангулум, а общее число покоренных планет приблизится к трем десяткам.

Ретро: Jazz Jackrabbit для PC - фото 1

Понять, почему сообщество поклонников зеленого ушастика до сих пор живет бурной жизнью, несложно. Для своего времени Jazz Jackrabbit была абсолютно крышесносящей игрой, да и сейчас она вызывает эмоции ничуть не менее яркие. Взяв все самое лучшее от главных платформеров-предшественников (Mario и Sonic the Hedgehog, в первую очередь), разработчики добавили туда любимые Клиффом ГИГАНТСКИЕ ПУШКИ и получили в итоге рецепт идеального развлечения. Джазз вихрем носился по красочным локациям, сметал со своего пути полчища черепах и раз за разом выбирался из смертельных ловушек; все это было великолепно нарисовано и анимировано – остановиться на полпути было решительно невозможно. До 1994 года на PC вообще не выходило платформеров, хоть сколько-нибудь сравнимых по качеству с Jazz Jackrabbit – это был настоящий боевик ААА-класса, до предела насыщенная действием аркада экстра-класса. Плавный скроллинг, многоэтажная архитектура, разнообразие игровых миров… все это било наотмашь, равнодушным оставаться было просто невозможно. В конце каждого уровня игра подсчитывала процент убитых врагов и найденных предметов, начисляла бонус за скоростное прохождение и вообще всячески мотивировала повторить только что пройденный путь – и редко кто, друзья мои, отказывался. По окончании же каждого эпизода игрока ждал псевдо-трехмерный бонусный уровень, нагло слизанный у «Сеги», но от того не менее прекрасный (а по качеству исполнения на голову сониковский аналог превосходящий). Популярность пришла моментально, и в последующие пару лет Epic выпустила несколько дополнений к игре, доведя окончательное количество уровней до 110 – серьезно, это просто невероятный объем приключений, погонь и уничтоженных черепах.

Ретро: Jazz Jackrabbit для PC - фото 2

Времена тогда были несколько иными, и сиквел вышел лишь в 1998 году – но что это был за сиквел! Механически и структурно игра практически не претерпела никаких изменений, оставшись обаятельным, драйвовым, удивительно ярким и быстрым платформером, зато значительно раздалась вширь. Во-первых, существенно увеличившийся игровой мир и значительно похорошевшая графика (в немалой степени благодаря более высокому разрешению). Во-вторых, сразу несколько главных героев, каждый из которых обладает собственными способностями. В-третьих, редактор уровней, который и по сей день вовсю используется огромной армией почитателей Джазза – некоторые из самодельных эпизодов Epic восхищенно называет «гениальными». В-четвертых (внимание!) – сетевые режимы игры, включая сплит-скрин. Вкупе с тремя вышедшими впоследствии обновлениями получилась настоящая бомба, лучший сайд-скроллер старой школы на PC, отобрать корону у которого смог бы, пожалуй, только Jazz Jackrabbit 3… но его остановка была внезапно прекращена, да и, судя по альфа-версии, это была ничем не примечательная 3d-аркада (в похожую ловушку угодил и червяк Джим – но всему свое время).

Ретро: Jazz Jackrabbit для PC - фото 3

В последнее время мистера Блежински буквально завалили просьбами оживить зеленого кролика, и он был вынужден признать, что сам неравнодушен к брутальному грызуну. Epic давно уже переросла саму себя пятнадцатилетней давности, когда не считала зазорным самые значимые свои игры выпускать в виде shareware-версий, да и уровень притязаний, казалось бы, совсем другой… но сейчас мы видим, что жанр переживает ренессанс: Braid, Limbo, Bionic Commando, Рэймен, те же Марио с Соником – все эти игры собирают неплохую прессу и продаются внушительными тиражами, пусть даже и по каналам цифровой дистрибуции. Так что кто знает, возможно в скором времени мы услышим еще об одном громком возвращении – в конце концов, конфликт в три тысячи лет не мог угаснуть сам собой. Вы же знаете этих черепах.

Комментарии 14
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Bu
Bu
в лучших
Amatsu
Amatsu
Саундтрек у игры отличный