04 января 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Ретро: Contra для NES

Та-да-да-да-ДААААА!!!!!Тибидибидибидам-пам, пам-парам-парааам, и два чувака (один в синих штанах, другой в красных) падают с небес на враждебный скалистый остров. Дальше – только огонь, только пулеметный дождь, только смертоносное лазерное шоу; дальше - только вперед (иногда, правда, вверх и вперед – но это частности), до тех пор, пока этот злосчастный остров не утонет в гуле и клубах дыма, пока он не погрузится, сотрясаемый взрывами, в морскую пучину, пока не поглотит вместе с собой армию мерзких существ, которые своими жалкими стаями пытались атаковать Землю. Закрой глаза, ты же помнишь это на слух: первый такт – стреляешь под ноги, выбивая орла с буквой «М», второй такт – пускаешь очередь над головой и сносишь другого орла, с буквой R, третий такт – ты прыгаешь на мост, который (раз, два, три) взрывается всякий раз долей секунды позже, чем ты касаешься его своими тренированными стопами. Эти движения отточены до автоматизма, эти прыжки просчитаны до миллиметра. Врагов пока можно не замечать вовсе – мелкая шелупонь, жалкая немощь, тьфу; даже босс, первый босс, уничтожался издевательски, в одно мгновение: подошел в упор, уткнул дуло в жадно горящий глаз и хладнокровно высадил пару обойм. Говорю же, все это сейчас элементарно проходится на слух. Не веришь?
Та-да-да-да-ДААААА!!!!!Тибидибидибидам-пам, пам-парам-парааам, и два чувака (один в синих штанах, другой в красных) падают с небес на враждебный скалистый остров. Дальше – только огонь, только пулеметный дождь, только смертоносное лазерное шоу; дальше - только вперед (иногда, правда, вверх и вперед – но это частности), до тех пор, пока этот злосчастный остров не утонет в гуле и клубах дыма, пока он не погрузится, сотрясаемый взрывами, в морскую пучину, пока не поглотит вместе с собой армию мерзких существ, которые своими жалкими стаями пытались атаковать Землю. Закрой глаза, ты же помнишь это на слух: первый такт – стреляешь под ноги, выбивая орла с буквой «М», второй такт – пускаешь очередь над головой и сносишь другого орла, с буквой R, третий такт – ты прыгаешь на мост, который (раз, два, три) взрывается всякий раз долей секунды позже, чем ты касаешься его своими тренированными стопами. Эти движения отточены до автоматизма, эти прыжки просчитаны до миллиметра. Врагов пока можно не замечать вовсе – мелкая шелупонь, жалкая немощь, тьфу; даже босс, первый босс, уничтожался издевательски, в одно мгновение: подошел в упор, уткнул дуло в жадно горящий глаз и хладнокровно высадил пару обойм. Говорю же, все это сейчас элементарно проходится на слух. Не веришь?

О, с «Контрой» на NES вряд ли посмеет тягаться любая другая восьмибитная игра – популярнее этого боевика были разве что «Танчики», но лично я не знаю ни одного человека, который прошел бы Battle City от начала и до конца – поэтому танковые баталии довольно быстро утомляли, отсутствие логического финала и какой-либо внятной истории в какой-то момент приравнивало их к какому-нибудь, упаси боже, Ice Climber или Milk’n’Nuts. В Contra, конечно, с сюжетом тоже было не то чтобы ах (даже в оригинальной японской Gryzor был сюжет – куда он только делся при создании порта для американской аудитории?), зато там был финал. Да еще какой финал! Ради него стоило потеть и заучивать наизусть расположение всех этих стационарных танкеток и порядок срабатывания опускающихся сверху механических когтей. «Контра» - это яростный спинномозговой боевик, которому за простоту и честный, взрослый челлендж прощалось все. А еще за фантастический, идеальный дизайн. В восемьдесят восьмом году уже было ясно, что скука – первейший враг любой видеоигры, и поэтому каждый уровень в игре был уникален, неповторим! Как по цветовой гамме, так и по звуковому сопровождению (кроме, понятное дело, двух «баз», когда камера отъезжала за спину главным героям, и они словно бы бежали вглубь телевизора – удивительно, как такой примитивный прием мог одурачить миллионы неглупых, в принципе, пацанов). А враги? Подводники, пулеметчики за огромными барьерами, пауки… Все было на своем месте, все было именно так, как надо – впоследствии этот эффект разработчики стали использовать в играх серии Mario: если поймать определенный ритм, то можно было не останавливаться вовсе, бег с пушкой наперевес превращался в смертельной красоты танец. Ты стрелял куда-то вбок, и пуля настигала врага в ту же секунду, как он появлялся на экране – непередаваемые ощущения, настоящая игровая телепатия.

Ретро: Contra для NES - фото 1

И кооператив, куда же без него. «Контра» - лучшая игра для двух игроков на NES, без вариантов. И не потому даже, что, нисколько не смущаясь, она рисовала одного из них Шварценеггером, а другого – Сильвестром Сталлоне (вдвоем! на одном экране! плечом к плечу! эротическая мечта любого подростка, выросшего в девяностых). Contra была одной из немногих игр, где двум игрокам было по-настоящему не тесно. Большая часть каждого из уровней была спроектирована таким образом, что для каждого из вояк существовал свой путь – причем один из этих путей был заведомо проще и выгодней, поэтому на фоне общего дела шло еще и постоянное соперничество – за выгодные позиции, за наименее опасные участки, за лучшее, в конце концов, оружие! Никто не хотел бросаться на врагов, которые, кстати, умнели с каждым новым уровнем, с жалким лазером – всем нужен был могучий веерный пулемет… а выпадал он строго в определенных участках, и зачастую еще перед игрой договаривались – кто, когда и что будет брать. В случае невыполнения договоренности обида могла вылиться в настоящую схватку по эту сторону экрана. А еще можно было подло воровать у друга жизни! На это тоже обижались, но не так сильно: в конце концов, всегда кто-то играет лучше, а кто-то – хуже, а вдвоем играется и проще, и быстрее, и интересней.

Ретро: Contra для NES - фото 2

За первой «Контрой» последовали другие – в том числе и те, которые не имеют к Contra никакого отношения (как, например, Contra Force)… и следуют до сих пор. Последняя номерная, четвертая, часть вышла в 2007 году на платформе Nintendo DS и была на самом деле компиляцией (пусть и удачной) предыдущих десяти выпусков сериала. Впрочем, почти все игры, которые были выпущены после первой Contra, отличались от нее в главном: с каждым годом они все больше превращались в подобие некой зловещей спортивной дисциплины, где на первый план выходила способность игрока как можно быстрее нажимать определенные кнопки в определенных местах. Апогея эта мутация достигла в Contra: Hard Corps для SEGA, которая была уже не игрой, а сущим мучением. До конца пройти этот ужас можно было лишь в том случае, если забыть про все, что существует в этом мире – и целиком сосредоточиться на том бушующем аде, что царил на телеэкране. Удовольствие? Что вы, изнурительный труд, непередаваемо сложная работа, после выполнения которой пот катился градом и ты чувствовал себя выжатым, как лимон. От одной только титульной мелодии меня до сих пор бросает в дрожь – в то время как четыре ноты, открывающие первую Contra, до сих пор работают безотказно: где там джойстик? Два раза вверх, два раза вниз, назад-вперед, назад-вперед, B, A (на всякий случай) – и вперед, в эти треклятые джунгли, где можно застрелить бульдозер, если достаточно долго стрелять ему в зубастый ковш. Слава богу, некоторые острова нельзя утопить насовсем.

Комментарии 40
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Seplim
Seplim
contra force шикарная была игра...
feyvul
feyvul
Да за контрой было убито немало свободного времени. Но все же Jurassic Park была и есть для меня лучшей игрой на NES. Один саундтрек чего стоит. Как только мобильные телефоны приобрели возможность проигрывания 8 bit звука, с тех пор у меня всегда стоит эта мелодия на звонках.
armadillo
armadillo
Кстати, неплохой материал о самой первой Контре с игровых автоматовhttp://barreljumpers.ru/blog/2... И немного истории серии с интересными подробностями от тех же ребятhttp://barreljumpers.ru/blog/2...