20 декабря 2011Игры
Обновлено 09.05.2015

Ретро: Comix Zone для Sega Mega Drive/PC

Наверное, и вправду художник должен быть вечно голодным: сытость – первый спутник лени. Возьмем, например, 1995 год. Что было у художника в 1995 году? Да ничего не было, если мы ведем речь о разработчиках видеоигр. NES? Sega Mega Drive? Персональный компьютер с 386-м процессором на борту? Ха, да сегодня у стиральных машин и холодильников больше цифровой производительности и технических возможностей. Но в том-то и дело, что история, засевшая в голове художника, яростно требует жизни – так происходит сейчас, и так было тогда. Заря любого из видов искусства – волшебное время, пора великих свершений и гениальных открытий; сложно даже представить себе, какой шторм бушевал в душе первопроходцев кинематографа – зато легко представить, насколько потрясающие возможности открывались перед теми, кто в конце двадцатого века решил связать свою жизнь с производством электронных развлечений. И это сегодня мы смеемся над восьмибитной начинкой некогда самой популярной в мире консоли, еще каких-то двадцать лет назад разработчики игр на полном серьезе считали, что этими восемью битами способны перевернуть мир… и зачастую переворачивали. Когда же бит в их распоряжении оказалось шестнадцать, революции уже случались не так часто, но все же без них не обходилось. Так, например, именно в 1995 году практически на ровном месте возник шедевр, над которым, как показало время, не властны ни года, ни мода: Comix Zone. Пожалуй, главный платформер на Sega Mega Drive (да простят меня поклонники синего игольчатого спринтера!) и один из главных платформеров десятилетия.
Наверное, и вправду художник должен быть вечно голодным: сытость – первый спутник лени. Возьмем, например, 1995 год. Что было у художника в 1995 году? Да ничего не было, если мы ведем речь о разработчиках видеоигр. NES? Sega Mega Drive? Персональный компьютер с 386-м процессором на борту? Ха, да сегодня у стиральных машин и холодильников больше цифровой производительности и технических возможностей. Но в том-то и дело, что история, засевшая в голове художника, яростно требует жизни – так происходит сейчас, и так было тогда. Заря любого из видов искусства – волшебное время, пора великих свершений и гениальных открытий; сложно даже представить себе, какой шторм бушевал в душе первопроходцев кинематографа – зато легко представить, насколько потрясающие возможности открывались перед теми, кто в конце двадцатого века решил связать свою жизнь с производством электронных развлечений. И это сегодня мы смеемся над восьмибитной начинкой некогда самой популярной в мире консоли, еще каких-то двадцать лет назад разработчики игр на полном серьезе считали, что этими восемью битами способны перевернуть мир… и зачастую переворачивали. Когда же бит в их распоряжении оказалось шестнадцать, революции уже случались не так часто, но все же без них не обходилось. Так, например, именно в 1995 году практически на ровном месте возник шедевр, над которым, как показало время, не властны ни года, ни мода: Comix Zone. Пожалуй, главный платформер на Sega Mega Drive (да простят меня поклонники синего игольчатого спринтера!) и один из главных платформеров десятилетия.

Вообще говоря, называть Comix Zone платформером не совсем правильно. На самом деле это очень правильная смесь из интерактивного графического романа, несложного квеста и сверхпопулярных в то время игр в жанре beat-em-up. Но не в жанре дело, дело в концепции: главным героем Comix Zone был Скетч Тернер, художник, которого волею случая затянуло в собственный комикс. И не просто затянуло – Тернер поменялся местами с Мортусом, уберзлодеем собственноручно созданной вселенной, и теперь Мортус бледной рукой насылает на Тернера, вынужденного прыгать по страницам своего произведения, разнообразных чудовищ и монстров. Звучит интересно, выглядит – потрясающе: игрок в роли Скетча путешествует по комиксовым «панелям», перебираясь из одного рисованного эпизода в другой, отрывает от локаций куски бумаги и мастерит из них самолетики, всячески комментирует собственные действия и виртуозно ругается с врагами. Благодаря сознательному отказу от плавного скроллинга (это поможет выпустить порт игры на ПК) возникала полная иллюзия того, что ты листаешь очередной выпуск какого-нибудь «Бэтмена» - и даже обычный советский ребенок, никогда в жизни не видевший ни одного из них, понимал, насколько же это круто.

Ретро: Comix Zone для Sega Mega Drive/PC - фото 1

Можно сказать, что Comix Zone стала первой постмодернистской видеоигрой – то есть игрой, отчаянно пытавшейся быть совсем не игрой. Элементы интерфейса аккуратно спрятаны в верхнем углу экрана и практически сливаются с общей картинкой, межмиссионные заставки по стилистике и исполнению ничем не отличаются от геймплейных эпизодов, а безликие и картонные враги обретают в Comix Zone непривычную для того времени эмоциональность и характерность. Движения самих персонажей, напротив, не отрисованы, а бережно перенесены в цифровой вид с помощью технологии захвата движений – не каждый мультфильм в 1995 году выглядел столь же здорово. Добавьте к этому регулярно всплывающие на экране фирменные комиксовые «облачка» с текстом, посредством которых Тернер общается с миром ожившего комикса и вырвавшимся за его пределы Мортусом – и получите совершенно уникальное произведение искусства, ничего подобного которому не появилось и по сей день.

Ретро: Comix Zone для Sega Mega Drive/PC - фото 2

Отдельно стоит упомянуть рисованные задники, по которым бродит наш боевитый герой (похожий, к слову, на Игана из «Охотников за привидениями»). Если бы мы говорили об обычной игре, то рассуждали бы в категориях уровней: уровень в городе, уровень в канализации и т.п. Но мы говорим о Comix Zone, и поэтому такой подход здесь не работает: да, тут три больших локации – город, Гималаи, острова Новой Зеландии (каждая из которых логически делится на два тематических подуровня). Однако в Comix Zone уникален не каждый уровень или подуровень – в ней уникальна практически каждая «панель». Согласно классической традиции комикса, «панель» - это отдельная сцена с заранее срежисированным сюжетом. Взгляните на первые минуты Comix Zone: первая «панель» – кабинет командного центра неких спецслужб, вторая «панель» - городская улица с лежащей на заднем плане головой статуи Свободы, третья «панель» - зловонные канализационные тоннели… декорации меняются постоянно, причем меняется все сразу: и освещение, и антураж, и даже эмоциональный настрой. Ювелирная, на самом деле, работа: поначалу ты даже не замечаешь все этих мелких штрихов – расползающихся по экрану БУХ и БАХ, подпрыгивающего вместе с Тернером фона, теней и водяных брызг… все настолько цельно, настолько органично, что даже не хочется выделять какие-то конкретные элементы.

Ретро: Comix Zone для Sega Mega Drive/PC - фото 3

Разумеется, Comix Zone не идеальна: она слишком коротка, она невыносимо сложна и зачастую неочевидна: сейчас об этом смешно вспоминать, но я в свое время потратил две драгоценных жизни на то, чтобы справиться с огромной зубастой пастью на третьем уровне – когда всего-то и нужно было, что запустить в нее мышонка и спокойно разобраться с ней, зайдя в тыл. И все же эта игра удивительно хороша – появившись буквально ниоткуда, оставшись без дряблых сиквелов и подражателей, она до сих пор выглядит свежо и актуально. Помните, мы начинали наш сегодняшний разговор с рассуждений о голодных художниках? Так вот, совершенно непостижимо, как вообще на 16-битной приставке можно сделать что-то похожее… и, с другой стороны, Comix Zone могла появиться только на такой приставке. Правильные люди, оказавшиеся в правильном месте в нужное время – только так и возникают настоящие шедевры. И это никакие не ностальгические слюни, можете убедиться сами – прямо сейчас игру спокойно можно купить в Steam (если у вас ПК), через Virtual Console (это в случае с Wii) или на сборнике Sega Mega Drive Ultimate Collection (если у вас Xbox 360 или PS3).

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
danisss
danisss
дааа молодость помню к другу бегал рубились в нее долго блин пройти не могли)))
256mbp
256mbp
На ПСПшке висит))) Отличная игруля из детства)))
Glauzer
Glauzer
Жесткая игра. Я даже ни разу не приблизился к ее концу. Ни в детстве, ни даже сейчас со всякими сохранениями на эмуляторах.