Red Dead Redemption — 10 лет. Вот почему ее финал — один из лучших в индустрии
Как и все игры сценариста Дэна Хаузера, финал Red Dead Redemption — целиком и полностью про сопереживание герою. В первой RDR центральный персонаж обречен — и именно поэтому я предпочитаю эту концовку приторно-приквельному финалу RDR2 и даже таким небесным свершениям, как последние минуты Grand Theft Auto: San Andreas и Vice City. И, пожалуйста, не напоминайте про тошнотворный хэппи-энд GTA 5!
После жутких событий, окружающих смерть Датча и двух других бывших подельников, Джон Марстон возвращается на родное ранчо и ведет там нормальную жизнь с женой Эбигэйл и сыном Джеком. Эти считанные минуты заработанной большой кровью идиллии — лучшее, что когда-либо происходило в компьютерных играх. Это не сюжетный ролик, но и, строго говоря, не геймплей.
Ты просто проводишь время с сыном, изредка предотвращая ограбление поезда или как-то иначе проявляя накопленный во время игры жизненный опыт и боевые навыки. Игроку дают подышать, расслабиться после десятков часов непрерывной бойни. Это симулятор ходьбы (точнее, верховой езды), ранчерской жизни и семейных отношений, встроенный в последний час крупнейшего игрового блокбастера 2010 года. Без этого небольшого затишья перед бурей у нас не было бы ни The Last of Us, ни Uncharted 4, ни God of War (2018) — все эти игры стоят на усталых плечах Дэна Хаузера.
А буря грядет… И без намеков готового к смерти Датча было бы понятно, что это все временно, ненадолго, морально и сюжетно незаслуженно. На протяжении игры Марстон угробил и разозлил такое количество людей, что воздаяние рано или поздно обязано заявиться на его тихую ферму.
И оно заявляется — в лице огромной толпы солдат, законников и правительственных агентов, с которыми Джон косплеит то ли финальный выход The Wild Bunch из фильма Сэма Пекинпы, то ли последнее свидание Бутча Кэссиди и Сандэнса Кида с боливийской армией. Джон Марстон погибает, изрешеченный пулями бывших заказчиков, а жена и сын хоронят его на холме с видом на ранчо. На дворе 1911 год. Вместе с Джоном умирают последние дни Дикого Запада.
P. S. И да, в игре есть совершенно идиотское и ненужное послесловие, где дело происходит в 1914-м, и слегка подросший Джек разыскивает и карает убийц своего отца. Но даже если вы его честно отыгрывали, давайте просто спишем это на неумение Хаузера вовремя остановиться, на редкое проявление дурновкусия у очень талантливого автора, игровой аналог отвратительного предисловия к The Lonesome Dove, в котором Ларри Макмертри вдруг начинает расписывать судьбы своих героев ПОСЛЕ окончания событий книги.