Разбираем We. The Revolution — (не совсем) симулятор судьи в революционной Франции
We. The Revolution — игра, которая не может определиться с идентичностью
Созданная польской студией Polyslash, она принадлежит к специфическому жанру судебных симуляторов, но спустя несколько часов после начала оказывается совсем не тем, чем пытается казаться. В действительности это политический симулятор — разница, хоть она и кажется очень неясной, во многом большая.
В We. The Revolution вы — парижский судья Алексис Фидель. Он оказывается внутри политических интриг Французской революции, постоянно лавируя меж трех огней — революционеров, народных масс и остатков аристократии. По ходу игры вам постоянно будут подбрасывать дела, требующие немедленного решения: то местного трактирщика обвиняют в том, что он разбавлял пиво водой, то кто-то не выплатил ренту владельцу здания. Поначалу ничего существенного, но чем дальше, тем сильнее вы будете чувствовать растущее напряжение. Спустя считанные дни к вам на суд попадают уже зачинщики массовых протестов, и вам придется решать, отпустить их, разозлив тем самым короля, или бросить обвиняемых в тюрьму, вызвав негодование толпы, от которой тоже непонятно чего ждать.
В какой-то момент на скамью попадет сам король — и это не спойлер, если вы помните школьный курс истории. We. The Revolution дает возможность представить ощущения человека, которому нужно решить судьбу монарха и всей страны. Этим человеком будете вы.
Но каким бы ни было ваше решение, дальше будет все хуже и хуже — вскоре придется судить даже бывших революционеров. Попутно предстоит разбираться с довольно странной семейной драмой, которая должна бы добавить происходящему еще большего драматизма, но она лишь раздражает. Жене не очень нравится ваша работа, старший сын внезапно сам начинает симпатизировать революционерам, а младший пока ничего толком не понимает. В итоге герою надо как-то балансировать между семейными делами, работой и пристрастием к алкоголю и игре в кости.
В We. The Revolution стандартная трехактная структура. Все акты разные по настроению, но еще в каждом из них появляются новые механики и условия.
Потом игра и вовсе превращается в довольно примитивную стратегию, где придется на условной шахматной доске сражаться за Париж. Не буду вдаваться в подробности сюжета, но судье придется разбираться с вторжением и эвакуировать людей до прихода подкреплений. Так вот: в битве за город выданные революционным комитетом солдаты просто стоят перед противником в три шеренги, а вам лишь следует выбирать тактику на этот ход. Дальше бойцы все сделают сами: символически постреляются с противником и все. Детально разбирать эту механику нет смысла, она выглядит лишней, будто добавленной в последний момент.
И это главная проблема We. The Revolution, она не может определиться, к какому жанру принадлежит. Все механики кажутся несвязанными друг с другом, зачем-то появляется игра в кости, по какой-то причине вас обязывают строить статую самому себе, попутно сражаясь за влияние в городе. Кроме того, сюжет постепенно превращается в неестественную драму вокруг отдельно взятой семьи.
И это вызывает проблемы
Казалось бы, We. The Revolution — это судебный симулятор. У вас есть дела и улики, их нужно разбросать по правильным категориям в небольшой мини-игре и потом вынести правильный вердикт.
Но на деле решения вы будете принимать исключительно из политической целесообразности. Вы — не Феникс Райт в революционной Франции. Вам лишь надо угождать одной из трех группировок в игре, ведь репутация у каждой фракции разная, и если кто-нибудь в вас усомнится, героя ждет отставка или смерть. Разозлили представителей какой-нибудь группировки? Придется оправдывать их людей. И дружить со всеми сразу не получится, а вот разозлить — вполне. Игра всегда предупреждает, как от вашего решения изменится отношение к вам той или иной стороны, поэтому даже гадать о последствиях не придется.
Уравновесить эту безответственность призвана коллегия судей, у которых, конечно, есть свое мнение, поначалу не известное Алексису. Это мнение складывается еще на этапе допроса подсудимого, но нужно задать хотя бы несколько уточняющих вопросов. Поэтому им легко манипулировать — можно просто выбрать подходящие, скажем, для казни вопросы и тогда даже невиновного человека получится отправить на плаху при громких хлопках из зала.
Лишь в редких случаях убедить других не удается, но даже без одобрения коллегии вы можете признать человека виновным или оправдать его. Это повлечет за собой неодобрение со стороны судебного аппарата, и вы потеряете очки влияния, которые тратятся на дополнительные действия, но ничего особенно страшного. То есть, по сути, в We. The Revolution вы подчиняетесь политической системе, а не судебной.
За то We. The Revolution и критикуют. Вы не занимаетесь судебными процессами, вы просто играете в политику.
Зачастую доходит до абсурда: понимаешь, что перед тобой серийный убийца, у него в сарае нашли человеческие кости, но его поддерживают революционеры и тебе приходится задать два вопроса и отпустить его. Ну, просто потому, что это вопрос выживания в нестабильном французском обществе. Иногда это чудовищно раздражает, хотя ты и понимаешь, что никакого правосудия в эпоху такого безумия добиться невозможно.
К тому же игра, даже несмотря на то, что всегда есть возможность оправдать или приговорить, не позволяет поверить, что у вас действительно есть выбор. Нет, вы, конечно, можете оправдать короля, но последствия для вас будут чудовищными. Почти нет мотивации играть не так, как задумали разработчики, потому что за совестливые решения вас попросту наказывают.
We. The Revolution находится в плену своего нарратива — вас ведь все равно нужно как-то привести к определенной развязке. Единственное, что может этому помешать, — ранняя смерть героя. Было бы замечательно, если бы игра признала, что рассказать о настоящей истории не пытается, что вы можете ее переписать и построить новый мир.
Но не все так плохо, кое-что важное работает
Тем не менее в We. The Revolution хочется играть, она знакомит с ключевыми персонажами Французской революции и мотивирует узнать об истории больше.
Например, об отце Александра Дюма, который был сыном французского аристократа и гаитянской рабыни. Перебравшись в Париж, он, не имея серьезной поддержки, вступил в драгунский полк и выслужился до дивизионного генерала, стал легендой. Его жизнь можно было бы отдельно экранизировать, хотя в массовой культуре его по какой-то причине вспоминают редко.
Или об Анне де Сталь-Гольштейн, которая владела литературным салоном и активно выступала за равенство полов в то время, когда до движения суфражисток оставалось больше ста лет. Мало того, в We. The Revolution вы сможете как поддержать движение женщин за равные права, так и выступить против него.
We. The Revolution позволяет понять, какая власть была у судьи в революционной Франции. Это человек, который вполне мог взобраться на политическую верхушку и решать судьбы тысяч. Человек, который мог угрожать самому Робеспьеру. Еще благодаря этой игре можно представить, насколько далеко или не очень ушла современная судебная система. Конечно, рекомендовать We. The Revolution как пособие по изучению истории не стоит, слишком много вымысла, но как брошюра с персоналиями — вполне.
Да и в делах, признаться, интересно разбираться. Это такая хроника французского быта во всей своей неприглядности. Правда, иногда волосы встают дыбом от некоторых дел, но ни капли не сомневаешься в том, что такое могло происходить на самом деле.
" Вы не занимаетесь судебными процессами, вы просто играете в политику.", мне кажется, или в этом и была идея разработчиков? Показать это?